Найти тему

Как определить готовность ребенка к школе? Отдать в 6,5 или 7,5 лет?

Готовность детей к обучению в школе определяется по многим критериям. Если диагностика психолога-педагога и логопеда в детском саду или на комиссии МЦКО выявила, что ребенок готов к школе, то в 95% случаев можно смело отдавать. Но иногда результаты педагогической и личностной диагностики могут быть ошибочными. И мама сама должна оценить психологическую и функциональную готовность ребенка к получению знаний в учебном заведении. Как это сделать, расскажу в данной статье.

Меня зовут Людмила Лобода, и я детский практикующий психолог. ‌Веду прием в Москве, а также КОНСУЛЬТИРУЮ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВСЕМУ МИРУ ОНЛАЙН. Если хотите записаться на консультацию, пишите на info@ludmilaloboda.ru или в комментариях.

Отдать ребенка в школу раньше или позже.

Многие задаются вопросом, с какого возраста (со скольких лет) можно отдать ребенку в школу. Этот возраст определен законодательно: ребенку должно быть не меньше 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября. К этому возрасту некоторые малыши уже могут начать свой путь в мир знаний, они готовы и психологически, и интеллектуально, и физически.

А дальше на решение пойти ли ребёнку учиться влияет личностный фактор онтогенеза (индивидуального развития). Сюда можно внести и условия вынашивания и рождения ребенка, перенесенные болезни до школы, социальные условия, в которых растёт ребенок, ожидания, которые к нему предъявляются, заторможенность или гиперактивность ребёнка, его психо-эмоциональный фон.

Компоненты и критерии готовности ребенка к школе, 1 классу

Изучение готовности ребенка начинается за год до возможного зачисления ребенка в школу. Уровень готовности определяется как тестами, так и шкалированными критериями. Например, к школе ребенок должен уметь:

1. Концентрироваться, удерживать внимание на занятиях. Он не должен отвлекаться, даже если где-то слышит интересующий его шум.

Это например, очень трудно сделать гиперактивным детям, детям с СДВГ, которые могут удерживать внимание всего на 5-15 минут, а потом для компенсирования нагрузки их организм должен немного попрыгать, побегать, покачаться на стуле, чтобы уравновесить нервную систему. Когда ребенку с таким диагнозом этого сделать не дают, это приводит к нервно-мышечным зажимам, спазмам, и, как следствие, ухудшению внимания, трудностям в обучении.

А у многих детей до 6-6,5 лет информация может запоминаться только через игры. Если ребенок имеет задержку общего развития, то этот возраст у него может отодвигаться на более поздний период. Вот почему дети с этой проблемой имеют трудности в обучении.

2. Уметь рассуждать логически, систематизировать, анализировать, что относят к степени педагогической готовности ребенка. Тут важно как не передержать ребенка (когда Вы сами с ним занимались много и потом в первом классе ему становится не интересно, так и не отдать ребенка без соответствующей подготовки, когда он совсем не знает букв, цифр, не умеет складывать хотя бы слоги.

3. Иметь волевую готовность к школе, т.е. ребенок должен сам иметь желание идти в школу. Он должен быть мотивирован получать хорошие оценки, заниматься, получать новые знания.

4. Иметь грамотную речь. Речевая готовность ребенка к школе – один из самых важнейших параметров. К школе ребенок должен иметь словарный запас 2500-3000 слов, правильно произносить слова, составлять небольшие рассказы, запоминать стихи, песни, выговаривать все звуки!

5. Быть готовым к социализации и коммуникации как с одноклассниками, так и с учителем, уметь постоять за себя, отстоять свою точку зрения, понимать шутки, правильно вести себя в обществе.

6. Иметь хорошую моторику, чтобы обслужить себя при подготовке к уроку физкультуры (застегнуть замки, пуговицы, завязать шнурки), работать на уроках (правильно держать ручку и писать, рисовать карандашом, лепить, резать ножницами).

Нужно ли отдавать ребенок в школу, если по каким-то критериям ребенок не дотягивает? Это должна решить мама. На моем опыте есть дети, которых отдали даже в 7.5 лет и они не были готовы, были и те, кто прошел первый класс с 6.5 лет и дальше тянул еле-еле, в итоге – отставание в программе и трудности с обучением, которые вынуждали обратиться к специалистам.

Моя рекомендация – обратиться к нейропсихологу для оценки готовности ребенка к школе. Диагностика нейропсихолога позволяет оценить не только вышеуказанные критерии, но и понять. какие области мозга ребенка не достаточно развиты, и выработать программу нейро-коррекции, что поможет как минимум за полгода поправить ситуацию, если что-то пока идет не так.

Всем Вам и Вашим детям здоровья! Вопросы по нейро-диагностике перед школой, для записи на консультацию можете задавать в комментариях.
И подписывайтесь, если хотите читать о том, что и как надо делать, чтобы дети легко учились в школе, были развитыми и здоровыми физически и психо-эмоционально.