Найти в Дзене

Династия капитанов. История семьи Беловых длиною в один век

Династии волжских речников поколениями трудятся на флоте. Для них Волга не просто река, а линия жизни, неразрывно связывающая тех, кто влюблен в свое дело.

На канале «История Волжского пароходства» продолжаем цикл статей о выдающихся волжских капитанах.

В тему:

Легендарный капитан Федор Павлычев – двигатель прогресса на Волге.

Николай Белов — потомственный волгарь, капитан. Фото — проект «Бессмертный полк».
Николай Белов — потомственный волгарь, капитан. Фото — проект «Бессмертный полк».

Защитник страны и известный капитан

Один из ярких представителей волжской династии — Николай Иванович Белов (1902 – 1987), капитан Волжского объединенного речного пароходства. Родился на берегу Волги, в деревне Голошубиха ныне Кстовского района Нижегородской области, в многодетной семье речника. Оба его дедушки были капитанами. Поэтому карьерный путь мальчика был предопределен. Закончив сельскую школу, в 14 лет Николай пришел на флот — матросом на пароход «Иосиф» товарищества «Братья Шмидт», которое держало собственную речную флотилию из грузовых пароходов и барж для перевозки муки по Волжскому бассейну.

С 1916 по 1919 гг. наш герой был на фронте. Его призвали в царскую армию, он участвовал в Гражданской войне — был штурвальным на паровом колесном буксире «Колонист», построенном в Нижнем Новгороде в 1888 году.

Вернувшись со службы, парень решил продолжить обучение и в 1920 году поступил в Нижегородский техникум водного транспорта. Но болезнь родителей внесла свои коррективы. Вместе со старшим братом Александром Беловым, также впоследствии известным штурманом и капитаном речного флота, Николай поддерживал семью и воспитывал младших братьев и сестер. Об этом позже расскажет его внук Денис Белов, старший научный сотрудник ИПФ РАН, который начнет собирать историю своей семьи.

В 1922 - 1929 гг. Николай Белов вернулся на флот, работал матросом и рулевым на разных судах. Диплом он все-таки получил, даже с отличием. Окончил Северо-Двинского дневного рабочего техникума водного транспорта в Великом Устюге и стал штурманом речного флота первого разряда.

Интересный факт:
В училище Николай Белов познакомился и многие годы дружил с Зосимой Алексеевичем Шашковым, который стал первым наркомом и позже министром речного флота СССР.

С 1936 года работал завучем Учебного комбината Средне-Волжского речного пароходства. С 1940 года ─ штурман пассажирского парохода «М.В. Ломоносов». На нем он и встретил Великую Отечественную войну.

Николай Иванович, как и многие известные волгари, участвовал в обороне Сталинграда — занимался перевозкой войск, медикаментов, провизии и оборудования, эвакуировал мирных жителей, вывозил раненых. А осенью 1943-го он ушел на фронт. Сначала служил в рядах Красной Армии, затем в секретных войсках НКВД.

Николай Иванович так вспоминал о Сталинградских переправах:

«Особенно трудно нам пришлось, когда грузили на пароход Ростовское летное училище. В это время налетели вражеские самолеты и стали бомбить. Пароход был поврежден, но училище удалось спасти и вывести из Сталинграда в Куйбышев».

Николай Белов получил медаль «За оборону Сталинграда», а также множество других наград.

Как удалось узнать биографу династии, в середине 1940-х Николай Белов занимался очень интересной работой — несколько навигаций ходил первым штурманом на специальном «правительственном» теплоходе «Максим Горький». Уникальное судно было построено в 1934 году в Горьком по личному распоряжению руководства страны.

На теплоходе «Максим Горький» отдыхали первые лица государства. Каюты и общие помещения были богато отделаны деревом 17 ценных пород. Судно строилось по спецзаказу и было отлично оснащено. Оно могло двигаться очень быстро для того времени — со скоростью 35 км/ч. В качестве двигателя использовали энергетическую установку подводной лодки.
Николай Белов был штурманом легендарного теплохода «Максим Горький», на котором отдыхали первые лица страны. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.
Николай Белов был штурманом легендарного теплохода «Максим Горький», на котором отдыхали первые лица страны. Фото из архива Музея речного флота ВГУВТ.

В мирное время карьера Николая Белова развивалась успешно. Он работал начальником судоподъемного цеха при Затоне им. Куйбышева Средне-Волжского речного пароходства. В 1948 - 1956 гг. на волжских судостроительных заводах в Горьком и Сталинграде строили новые суда проекта 11 «Большая Волга», которые стали основными перевозчиками грузов в Волжском бассейне. Николаю поручили принимать пополнение флота и вводить в эксплуатацию суда Волжского пароходства — теплоходы:

  • «Эстония»;
  • «Керчь»;
  • «Калуга»;
  • «Камышин»;
  • «Тюмень».

На судах Волжского объединенного речного пароходства Николай Иванович Белов работал капитаном много лет — с 1947 по 1963 годы, пока не вышел на пенсию. В 1953 году получил высшую государственную награду — «Орден Ленина», за выдающиеся заслуги в работе.

«Но, находясь на заслуженном отдыхе, Николай Иванович активно трудился на речном транспорте по вызовам из пароходства ─ на вахтах на замене капитанов, временно выбывших из штата; на перегоне судов на подводных крыльях с судостроительных заводов. Работал с первым капитаном судов на подводных крыльях Виктором Григорьевичем Полуэктовым. Сопровождал в качестве лоцмана суда, сошедшие со стапелей судостроительных заводов в Сормове и в Навашине, рыболовецкие сейнеры, которые шли в Каспийское море. Николай Иванович активно занимался общественной работой, являлся председателем группы народного контроля. Преподавал лоцию и судовождение в Горьковском речном училище им. Кулибина», — пишет старший научный сотрудник РАН Денис Белов.

Капитан Белов принимал новые суда Волжского пароходства и вводил их в эксплуатацию, в том числе теплоход «Эстония». Фото fleetphoto.ru.
Капитан Белов принимал новые суда Волжского пароходства и вводил их в эксплуатацию, в том числе теплоход «Эстония». Фото fleetphoto.ru.

На всех скоростях: путь капитана Владимира Белова

Николай Иванович Белов передал своему сыну Владимиру любовь к Волге, флоту и труду. В этом году семья отметила 85-летие Владимира Николаевича Белова (1939 – 2021), капитана Волжского объединенного речного пароходства.

Он родился на великой реке в Куйбышеве (ныне Самаре), а школу закончил в Правдинске Горьковской области, тоже на Волге. Отучившись в Горьковском училище № 24, которое готовило кадры для речного флота, в 18 лет Владимир пришел на флот, рулевым на теплоход «Тюмень» ВОРП под командование отца Николая Ивановича. Отслужив на Балтийском флоте, вернулся работать на судно.

Чтобы расти в профессии, Владимир Белов поступил на судоводительское отделение Казанского речного техникума (ныне Казанский филиал ВГУВТ). Пока наш герой учился, продолжал работать на флоте — на теплоходах «Уржум», «Таллин», «Семигорье», «Икша». После выпуска Владимир Николаевич трудился штурманом, капитаном, занимал разные должности командного состава на судах Волжского объединенного речного пароходства.

Фото из личного архива семьи Беловых.
Фото из личного архива семьи Беловых.

Расцвет карьеры Владимира Белова связан с волжским скоростным флотом. Он работал первым штурманом теплохода «Метеор-91», был автором многих рационализаторских предложений и внедрений.

«Метеор» — серия скоростных речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Производство этих судов стало самым массовым в своем классе. Белоснежный, легкий, быстрый теплоход, летящий по воде, стал символом скоростных путешествий по рекам нашей страны.

Читайте историю скоростных судов в нашей статье👇🏻

💡Легенда о «Метеоре» — как создавались знаменитые суда на подводных крыльях.

«Метеор-91» на Чебоксарском водохранилище. Фото Юрий Гудков · Нижний Новгород/fleetphoto.ru.
«Метеор-91» на Чебоксарском водохранилище. Фото Юрий Гудков · Нижний Новгород/fleetphoto.ru.

Владимиру Белову также посчастливилось работать капитаном-дублером уникального газотурбохода на подводных крыльях проекта 1708 «Буревестник». Экспериментальное судно было построено для Волжского пароходства в единственном экземпляре. Это разработка легендарного ЦКБ СПК Р. Алексеева, который по праву считается колыбелью скоростного флота страны.

«Буревестник» стал флагманом среди речных судов на подводных крыльях и самым скоростным теплоходом того времени — он мог развивать скорость до 150 км/ч. Судно оснастили силовой установкой на основе двух газотурбинных двигателей из гражданской авиации. Еще одно ноу-хау — способность разворачиваться на месте на 360 градусов как на переднем, так и заднем ходу. «Буревестник» работал на линии Куйбышев – Ульяновск – Казань – Горький, самой длинной для судов на подводных крыльях.

Владимир Белов был капитаном уникального теплохода «Буревестник», самого быстрого судна на Волге. Фото «Стратегия Нижегородской области».
Владимир Белов был капитаном уникального теплохода «Буревестник», самого быстрого судна на Волге. Фото «Стратегия Нижегородской области».

Владимир Белов продолжал повышать квалификацию — в 1978 году заочно окончил судомеханическое отделение Горьковского речного училища им. Кулибина по специальности «Эксплуатация судовых силовых установок». Его назначили капитаном служебного теплохода «Волга», на котором проводили встречи и приемы официальных правительственных делегаций на высоком государственном уровне.

«Владимир Белов работал в команде Волжского пароходства, когда начальником ВОРП был Константин Константинович Коротков. Именно на эти годы (1960–1984) приходится расцвет пароходства со всей его инфраструктурой. Это и порты, и заводы, и ремонтно-эксплуатационные базы, и управление рабочего снабжения, и склады материально-технического снабжения, и техникумы, училища, учебные комбинаты. За «коротковскую» эпоху флот обновился на 80%, пополнился новыми судами. Значительно обновился пассажирский флот, на Волгу пришли современные комфортабельные теплоходы, построенные в Чехословакии, Венгрии, Германии, Австрии. В Волжском пароходстве работало более 200 судов на подводных крыльях, которые совершили революцию на водном транспорте XX века», — пишет Денис Белов.

В последние годы до выхода на пенсию Владимир Николаевич был командиром на буксирах-толкачах Горьковского грузового порта. Но и выйдя на заслуженный отдых, флот не бросил: с 1994 года возглавлял экипаж теплохода «Арго», в 1996 – 2004 гг. работал капитаном служебно-разъездного теплохода «Михаил Сизов» Нижегородского порта. На флоте Владимир Николаевич Белов прослужил почти полвека, из которых 30 лет — на командных должностях Волжского пароходства.

Сын Владимира Белова Денис стал видным ученым, старшим научным сотрудником Института прикладной физики РАН.

Читайте также:

💡«Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте.

💡«Речники — народ счастливый». Большой путь Константина Бабушкина, капитана и художника.

💡 Верил в себя и свою команду. Большое плавание и подвиг отважного капитана Леонида Гудовича.