Найти тему

Методы борьбы со стереотипным поведением у детей с аутизмом: как уменьшить повторяющееся поведение

Оглавление

Стимы (стереотипии или саморегуляция) – это повторяющиеся движения, звуки или слова, которые ребёнок воспроизводит регулярно. Стимы не всегда свидетельствуют о том, что ребёнок «уходит в себя». В некоторых случаях они могут быть способом самовыражения, привлечения внимания или способом успокоиться. Это важный элемент коммуникации, особенно у детей, которые не могут выражать свои чувства и потребности словами.

Таким образом, стимы можно рассматривать как особую форму коммуникации, особенно у неговорящих детей. Это поведение не всегда следует воспринимать как негативное или требующее коррекции, за исключением случаев, когда оно причиняет вред ребенку или окружающим.

Виды стереотипного поведение у детей с аутизмом

Стимы делятся на несколько основных типов, каждый из которых связан с определённым органом чувств:

1. Визуальные стимы – это могут быть долгие взгляды на свет, вращение глазами, моргание или «отсутствующий» взгляд.

2. Аудиальные стимы – звуки, такие как щелканье пальцами, постукивание или эхолалия.

3. Тактильные стимы – прикосновения, потирания или расчесывания кожи, а также желание трогать определенные поверхности.

4. Вестибулярные стимы – раскачивания, вращения и прыжки.

5. Вкусовые стимы – облизывание предметов или собственных рук.

6. Обонятельные стимы – стремление долго обнюхивать объекты или людей.

Каждый из этих типов стимов помогает ребёнку с аутизмом чувствовать себя более комфортно в окружающем мире.

Стим как способ снять стресс

Аутостимуляция у детей с аутизмом часто является способом снять накопившиеся негативные эмоции и напряжение. Это поведение становится для ребенка привычным и позволяет ему справляться с тревогой. Стимы служат своеобразной обратной связью, помогая ребенку перенаправить свои мысли и чувства с тревожащего его события на что-то более приятное. Именно поэтому в стрессовых ситуациях стимы могут проявляться чаще, поскольку они помогают справиться с эмоциональной нагрузкой.

Стим как обратная связь для чувств

Стимы создают важную обратную связь для различных органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, равновесия, а также для внутренних ощущений тела (интероцепции и проприоцепции). Это позволяет детям с аутизмом лучше осознавать своё тело и взаимодействие с окружающим миром. Через стимы ребенок может регулировать свои ощущения и воспринимать окружающую среду, что помогает ему чувствовать себя комфортнее.

Стим как способ получить удовольствие

Аутостимуляция может возникать не только в ответ на стресс, но и как способ получения удовольствия. Часто ребенок не осознает, что он делает, но его нервная система реагирует на такие действия выбросом бета-эндорфинов — «гормонов счастья», которые снижают уровень боли и стресса. Этот процесс можно сравнить с эффектом опиатов, что приносит ребенку внутреннее чувство комфорта и удовольствия.

Важно понимать, что дети с аутизмом могут заниматься аутостимуляцией даже в спокойной обстановке, просто потому что это вызывает у них приятные ощущения. Родителям может показаться, что это поведение вредное или странное, но запрещать его нельзя. Подавление стимов может привести к дополнительному стрессу и усилению самостимуляции, либо к появлению новых, более интенсивных форм поведения.

-2

С чего начать работу со стимами?

Измерение частоты стимов. Для начала важно замерить, как часто проявляются стимы у ребенка. Это можно сделать, наблюдая за поведением в определенные временные промежутки (например, каждые 10-20 минут). Если стим был замечен в течение интервала, его фиксируют. Затем можно рассчитать процентное соотношение времени, в котором были стимы, относительно общего времени наблюдения. Это поможет понять динамику и влияние различных изменений в жизни ребенка (например, режима дня) на частоту стереотипий.

Способы работы со стереотипным поведением

1. Переключение

Прерывание стереотипии и предложение ребенку другой деятельности. Например, если ребенок качается, его можно мягко остановить и переключить на игру с машинкой. Если речь идет о вербальных стереотипиях, можно задавать вопросы или давать задания, которые отвлекут его от повторяющихся фраз.

2. Замещение

Предложение замены стереотипу на более приемлемое поведение. Например, вместо раскачивания – качели, а вместо прыжков – батут. Ограничивайте время на такую деятельность с помощью таймера.

3. Трансформация

Изменение смысла и формы стереотипного поведения. Если ребенок любит строить ряды, можно предложить ему строить из конструктора. Таким образом, стереотипное поведение трансформируется в более полезную деятельность.

4. Прерывание

Иногда необходимо целенаправленно прервать стереотипию, особенно если она мешает повседневной жизни. Например, ребенок, который отказывался пользоваться лифтом, со временем привык благодаря поддержке мамы.

5. Наработка гибкости

Помогите ребенку развить гибкость в игре. Если он зацикливается на одном и том же действии (например, открытие дверей машинки), добавляйте новые элементы в игру. Чем больше разнообразных стереотипов будет в игре, тем слабее станет каждый из них.

6. Минимизация ситуаций

Отслеживайте и минимизируйте ситуации, в которых ребенок начинает стимиться. Если стимы беспокоят, замените их на безопасные и более уместные варианты поведения.

7. Сенсорная интеграция

Работайте над сенсорной интеграцией, чтобы понять, какие раздражители вызывают сенсорную перегрузку. Это поможет сократить количество стимов.

8. Медицинское обследование

Иногда стереотипии могут быть вызваны физическими причинами, такими как хроническая боль или ушные инфекции, поэтому важно исключить их.

9. Физические упражнения и спорт

Интенсивные физические нагрузки помогают уменьшить стереотипии, так как способствуют выделению бета-эндорфинов, как и при аутостимуляции.

10. Поддержка общения

Продолжайте общение с ребенком даже во время стимов. Постепенно это может помочь ему переключиться на совместные занятия.

11. Использование стереотипии в обучении

Стереотипии можно использовать как поощрение после периода совместной игры или работы, что мотивирует ребенка чаще взаимодействовать и уменьшает общее время самостимуляции.

12. Присоединение к стереотипии

Иногда взрослым предлагается присоединиться к самостимулирующему поведению ребенка, чтобы инициировать общение. Это может стать способом установить контакт, а затем предложить ребенку альтернативное поведение.

Эти подходы помогают работать с аутостимуляцией, не подавляя её, а трансформируя в более функциональное поведение.

Заключение

Стереотипное поведение у детей с аутизмом – это многогранное явление, которое требует понимания и терпения. Вместо того чтобы полностью устранять стимы, лучше применять стратегии, которые помогут ребенку выражать себя более адаптивными способами и создавать положительные ассоциации в общении.