Найти тему

Как учить английский всю жизнь, а заговорить на нем после 40-ка лет

Оглавление

Как-то так получилось, что я преодолел языковой барьер и обрел навык общения на английском языке без ярко ощущаемых страданий, когда мне было уже сильно за сорок. Это при том, что я хотел уметь говорить на английском всю сознательную жизнь. Прямо вот так вот за одно с сознательной жизнью мне выдали это желание знать английский язык, а заодно и желание жить Москве и иметь немецкий автомобиль. В таком странном наборе шли эти три желания.

Так получилось, что английский стал самым сложным желанием для достижения.
Москва. Август. Много лет назад.
Москва. Август. Много лет назад.

На протяжении всей своей жизни я соприкасался с английским языком. Он был обязательным предметом и в школе, и в университете. Потом я предпринимал огромное количество попыток выучить язык, уже после университета. На это всегда толком не хватало времени. А жизнь при этом шла только вперед и этап за этапом проходила. Хотя нельзя сказать, что мимо, но все же проходила.

<Меня зовут Игорь. Я живу и работаю в Бахрейне. Изучаю подходы к повышению интересности повседневной жизни. Рассказываю об этой и связанных темах в форме авторского блога.>

Зачем человеку вообще нужен этот английский язык

Большую часть времени я не знал толком на кой черт мне этот английский нужен. Он, очевидно, был хотелкой, т. е. желание без внятного обоснования. Первые два пункта странного набора желаний - аксиоматичные. Хочу в Москву, ну потому, что с 10-го класса хотел, когда побывал там первый раз и меня покусал этот специфический вайб. Немецкий авто, если это не Опель, все хотят, а кто не хочет, они просто не понимают и латентно хотят, не осознавая или не признаваясь себе в этом. А английский тут при чем? В ту пору я даже не приобрел свое очередное странное желание попробовать пожить за границей. Бесполезный навык.

Получается, что обоснование тогда могло выглядеть как, что мол ну вот как я такой в Москве и на БМВ, но без английского. Непорядок.

Первый арендный недо-БМВ. Но это уже в Бахрейне.
Первый арендный недо-БМВ. Но это уже в Бахрейне.

В общем, непонимание зачем это мне нужно и было основной проблемой, которая понижала приоритет развития в этом направлении и при появлении какой-либо альтернативной вводной из внешнего мира, я мухоментально переключался на эту новую вводную.

Оказалось, что с немецким автомобилем проблем меньше всего и в его приобретении английский никак не посодействовал, да и не мог, ибо был крайне слаб в ту далекую пору. С Москвой дело затянулось до 32-х годочков, но и эту странную мечту удалось осуществить. Тут уже английский, надо отдать ему должное, оказал посильную помощь. А в ту пору ему по силам было не многое, т. к. все еще он было серьезно недоразвитым. Но и на том ему спасибо.

Уже теперь родной и далекий район Щукино в Москве.
Уже теперь родной и далекий район Щукино в Москве.

Уже тут стало очевидно, что любое обоснование, которое для тебя самого ОК, работает на достижение желаний, чем полное отсутствие обоснования.

Обоснования, которые опровергаются жизнью, также не работают, даже если они не такие дурацкие как обоснования для авто и т. п.

Например, если я думал, что я вот выучу язык и смогу общаться с иностранцами. Это, вроде как, может быть и интересно, и полезно.

Но время идет, и иностранцы как-то не особо встречаются, если сидеть на работе с утра до ночи и по выходным развлекаться с русскоязычными друзьями и делать все это в Челябинске. Реальная жизненная практика кричала мне, что это обоснование необходимости английского языка для общения с иностранцами - кривое.

А если сесть и по серьезному подумать, то вообще довольно быстро понимаешь, что гораздо выгоднее уделять время развитию релевантных профессиональных навыков, если хочется карьеры и денег, или предпринимательских, если хочется независимости и опять же денег, или вкладываться в отношения, если хочется хорошую большую душевную семью. Получается, что он действительно с боку припека, этот английский.

Первый минимальный успех

Первый раз жизнь заставила меня внятно продвинуться вперед, когда выяснилось, что мне нужно сдать один из базовых тестов, необходимых для дальнейшей профессиональной сертификации. И сдавать этот тест можно было только на английском.

При этом сам нужный мне сертификат и экзамен для его получения был на русском и где-то глубоко в процессе подготовки и после оплаты существенной суммы выяснилось, что именно базовый тест доступен исключительно на английском.

Как-то так я тогда себя чувствовал
Как-то так я тогда себя чувствовал

Компания оплатила курс и попытку сдачи экзамена и после выяснения всех обстоятельств, меня уведомили, что в случае, если я не буду допущен до второй сессии обучения а, соответственно, и до экзамена, то мне нужно будет возместить стоимость обучения.

В те далекие годы две сессии обучения нидерландскими экспертами высокого уровня с переводчиком, проживанием в Москве с отрывом от производства, экзамен и прочие расходы составляли, приблизительно мою зарплату за год (это ведь было в регионе). Ну и множество отягчающих обстоятельств, таких как облом с командировками в ненаглядную Москву, упущенная возможность профессионального и карьерного роста и прочая боль и страдания.

В какой-то момент я понял, что деваться мне действительно некуда и никаким образом в данной конкретной ситуации извернуться и выкрутиться не получится. Вот тут-то и пришла мотивация меня спасать, как Брюс Уилис, в самый последний момент.

Я реально начал заниматься каждый день и при любой удобной возможности. Я отвечал на вопросы ознакомительного теста, не зная ответов и привлекая к проверке результатов своих коллег, знакомых и близких. Чтобы правильные ответы не узнать раньше времени, и чтобы была возможность решать тестовые задания по много раз. Проверяя только общий результат и делая вывод, в правильном ли направлении изменяется мой образ мысли и понимание материала или нет. Понятное дело, в конце концов я разобрал каждый вопрос отдельно и изучил правильные ответы. Но к этому времени я уже сформировал общее понимание, и картинка уже сложилась.

Я выписал все незнакомые слова теста, минимально изучил грамматику опять же только в объеме необходимом для понимания вопросов. Я повторял слова и правила в течение дня, последний раз перед сном и как в детстве хранил ночью мой словарик под подушкой (ну чтобы это повторение было последним что я делал перед сном).

Постепенно, но в сжатые сроки, я выучил английский язык в минимальном объеме необходимом для сдачи одного конкретного теста на одну конкретную тему.

И вот эта подготовка и решение контрольного задания и было той необходимой мне практической задачей, для решения которой мне нужен был английский язык первый раз в моей жизни.

Понятно, что ни говорить, ни даже читать любую литературу даже на эту же самую тему я тогда бы не смог.

И вот настал день экзамена. Я вышел из тестового центра при МАТИ на набережную Яузы. За минуту до этого я сдал тест. На английском. Это была эйфория и счастье. А уже через минуту после этого, я понял, что жизнь продолжается и что я решил только одну маленькую свою проблемку.

Где-то в этом районе было дело.
Где-то в этом районе было дело.

Тем не менее, часто проезжая по набережным Яузы на работу я смотрю на дугообразный мостик через Яузу напротив МАТИ и вспоминаю тот самый момент мимолетного, но яркого ощущения счастья, после преодоления сложного препятствия, потребовавшего интенсивных вложений энергии на протяжении пары месяцев времени.

Чем помог первый легкий успех в нелегком пути

После этого эпизода я понял, какая мотивация может быть правильной для наработки необходимых нейронных связей в таком специфическом случае как мой. Пока нет внятного применения для нового навыка, я по факту стараюсь всячески избежать его наработки. И для меня бесполезно начинать что-либо с обоснованием вида «Хорошо бы было».

Также я понял, что «все достигается методом упорных тренировок», о чем нам не раз говорили преподаватели военной кафедры в институте. И они были правы. Но когда нет жесткого стимула из вне, как это было на той же военной кафедре и в целом в университете, для того чтобы себя контролировать на протяжении необходимого периода времени, нужна мотивация, которая завязана на понимание как будет навык использоваться.

Что особо примечательно, получение сертификата, скорректировало мою последующую карьеру, обусловило изменение отрасли, смену работы с переездом в Москву. Таким образом одна из моих жизненных хотелок, помогла в достижении другой.

Ну и наконец. После всех этих изменений мне пришлось начать читать специальную литературу на английском. Не часто, конечно. Но уже время от времени. Таким образом удалось закрепиться на этом первом форпосте.

Последующие этапы изучения

Впереди было еще 10 лет до момента, когда я начал общаться в повседневной жизни на английском. Это были уроки в различных приложениях, корпоративные занятия с преподавателем в группах, индивидуальные занятия с преподавателем очно и по скайпу, встречи английского клуба, просмотры сериалов, чтение художественных книг, общение в отпусках с иностранцами и, наконец, начало реальной практики общения в рабочих процессах. О них я подробнее написал в отдельной зарисовке.

Есть ли или были ли в прошлом у вас подобные заморочки? Какие методы и подходы помогли вам сдвинуться при отсутствии прогресса? Нужно ли вообще все это? Напишите в комментариях, мне будет интересно узнать ваше мнение.

Читайте также:

Наблюдения отраженные в этих публикациях я тоже предлагаю обсудить.