Влияние животных на развитие речи с моторной алалией
Записаться на занятия онлайн к логопеду:
Ирина: -Сегодня мы выбрали место со зверюшками. Мы приехали на ранчо. Здесь есть козочки, мартышки, кенгуру, ламы, лошадки и кролики. И тема у нас сегодня: «Влияние животных на формирование речи детей с алалией». Все мы дружно пытаемся и стараемся научить наших детей активно разговаривать. Что родители, что логопеды изо всех сил стараются и пытаются научить ребёнка с моторной алалией активно пользоваться вербальной речью. Провоцируем, соблазняем, уговариваем. Но лучше всего, это получается делать у кошек. Мы в своё время даже придумали такую методику, с названием «киска за сосиску». Сейчас объясню в чём секрет. Кошка довольно маленькое животное, которое может для маленького ребёнка поместиться в поле его зрения целиком и полностью. Её можно потрогать, она пушистая. Это не рыбка - холодная и колючая, и не ёжик. Она достаточно большая по сравнению с хомячками. Вот хомячков я бы не рекомендовала заводить дома и давать маленьким детям, потому что, они слишком легко сжимаются маленькими детскими кулачками, а потом детские слезы. Поэтому хомячки на роль животного, растормаживающего речь ребёнка с моторной алалией не очень подходят. А вот кошка – это самое то. Как ни странно, лучше всего получается, что первое слово ребёнок может сказать от удивления, восхищения, то есть на большом эмоциональном подъёме. Причём не важно, какая это будет эмоция, отрицательная или положительная.
Мария: -Ну расскажи про ребёнка, который был однажды поцарапан кошкой.
Ирина: - Ну так вот. Неважно, какую эмоцию будет испытывать ребёнок, положительную или отрицательную, главное, чтобы эмоция была достаточно яркая. Например, однажды была такая история, что молодой человек двухлетний, у которого на тот момент в лексиконе было, только слова «мама» и «папа». Ребенок был отправлен в гости к бабушке. У бабушки был кот, который не любил детей, поэтому он спрятался. Но мальчик был не промах, он подвинул стульчик, и засунул ручки в шкаф к коту, и тот его поцарапал. Вот, и с поцарапанной рукой придя к бабушке, она ему сказала: «-Что киса поцарапала?», и вот тут случилось чудо «-Киса!». Ну вот, собственно, в этот день у него появилось первое осознанное слово, чётко произнесённое, чётко привязанное к конкретному понятию кошки. И он всем ходил и показывал три царапины на руке, и объяснял, что это сделала киса. То есть, эмоция была отрицательная. Ему было больно, ему было неприятно. Он был поцарапанный, очевидно, даже до крови. В чём здесь секрет? А секрет в том, что дома у него тоже была кошка. Она нормально относилась к детям, и она знала, как прятаться. Поэтому кошка у него дома была просто на уровне, как обычный предмет мебели. Как потолок, стены, неважно что. Ходит кто-то там, он внимания на неё не обращал. И она не вызывала у него эмоций и не вызывала у него слов. То есть к кошке должно прилагаться какое-то личностное отношение. Это что касается вызова первого слова. Это может быть и собака. Периодически рассказывают родители истории о том, что соседская собачка, маленькая, хорошенькая, пушистенькая, мы ее погладили, она тявкнула, и ребенок сразу начал говорить аф-аф. Ну да, это в принципе тоже слово.
Мария: -Все зависит от того, где это сделали и как это преподнесли ребёнку. Потому что главная наша цель, это какая? В том, чтобы ребёнок начал произносить слова, которые имеют какой-то смысл. Чтобы это было не просто слово, которое он произнёс один раз и больше никогда не сказал. Чем больше таких слов у ребенка появится именно с эмоцией, осознанно, и оно у ребенка запомнится, тем легче.
Ирина: -А чтобы его закрепить, нужно будет, чтобы родители это поощрили и переспросили, и еще раз уточнили, может быть, даже создали еще раз ситуацию. Тогда слово останется словом навсегда. Будьте бдительны, если это будет какая-нибудь большая и злобная собачка, или если вы плохо относитесь к собакам и кошкам. То вы своему ребёнку, не задумываясь, не замечая, передадите нехорошее отношение к животному. В данной ситуации тогда эмоции есть, а вот слова от испуга не появятся. Это должно быть что-то удивительное.
Однажды была история о том, как ребёнок приобрёл в себе заикание, даже не научившись говорить. Потому что собака облаяла ребёнка из-за забора, а ребёнок даже не понял, как нужно на это реагировать. А вот его мама испугалась. И она внушила ему, что собачку нужно бояться. И он стал заикаться, и это был чуть ли не единственный случай, когда ребёнок ещё не говорит, а уже заикается. Поэтому к этому нужно относиться не как к развлечению, а как к вполне себе к серьёзному упражнению.
Мария: -Поэтому очень часто мы говорим о том, чтобы с ребенком сходили в контактный зоопарк. Какое-то место, найдите на улице какую-то кошечку, подойдите к ней. То это не просто какие-то слова и пожелания. Это часть коррекционной работы. И более того, это важная и значимая часть. И без вот этой части, не работает всё остальное. Ну, точнее, она работает, но не так эффективно.
Ирина: -Момент. Иногда, когда я рассказываю родителям о том, что вот «киска за сосиску», они говорят: «-Всё, мы идём, покупаем кошку, из подвала достаём кошку, мы заводим кошку». Не вздумайте. Если вы заводите кошку не потому, что вам лично хочется, а ради того, чтобы ребёнок заговорил. Он у вас заговорит в любом случае. И это случится довольно быстро, а потом кошечку на улицу обычно выбрасывают. Или же она будет той самой мебелью, как у того мальчика дома жила кошка. Поэтому лучше, пожалуй, будет сходить в гости к кошке. Пойти к знакомым, к родственникам, к соседям, у кого есть животные подходящего размера, и там попытаться пообщаться с ними.
Еще один момент, зачем нужны животные, кошки и собаки, на следующем этапе, когда мы ребенку формируем фразовую речь. С самого-самого начала, как только у ребёнка появилось энное количество существительных и парочка глаголов, например: дай, на, или ням-ням, как угодно, неважно какой глагол, мы стараемся сразу же соединять эти два слова во фразу. И у нас наши дети довольно умные, поэтому кормить пластиковых зверюшек им не всегда нравится. Остается вариант маму с папой кормить или кошку. Когда ребенок уже называет «киса» и умеет говорить «ням-ням» Сразу же берем сосиску, отламываем маленькие кусочки в пакетик и идём искать кошку. Даем ребёнку, и он пытается бросать кошке. Мы говорим: «- Нет, ты сначала скажи киса ням-ням, а потом давай». Лучше всего именно с кошками, потому что они не сильно кусаются, в отличие от собак. Сюда же на этом этапе очень хорошо подходят птицы. В любом городе есть птицы, неважно какие, голуби, воробьи. То же самое, формируете слово, обозначающее «гуля-гуля», «кря-кря», «утя-утя», неважно как, «ням-ням», берём булку и идём кормить птичек. Вот вам будет готовая фраза.
Мария: -Если вы эту фразу ещё закрепляете, и ребёнок уже произносит разные какие-то животные, то как раз в зоопарке можно пройтись по всем, можно подойти и сказать «ме-ням-ням», «игого-ням-ням», и т.д.
Ирина: -Да…И дальше ребёнка осеняет, что, в принципе, можно кормить всех, угощать можно всех, вещи давать всем. А дальше уже присоединяется третье слово: «-Киса- на- мясо», «-Аф-аф на ещё что-то». Еще почему стоит ходить во всевозможные зоопарки? Чтобы ребенок различал, где живое животное, а где игрушечные. И понимал размеры животных относительно игрушкам. Посмотреть на реальную жизнь в обязательном порядке. Тем самым мы у ребёнка развиваем представление об окружающей действительности. Ещё один очень важный момент, о чём забывают практически всегда. Дети смотрят мультфильмы, и там все зверюшки милые. Вот мы, например, здесь прогулялись, и там в клеточках сидят кролики. Такие классные, такие пушистые. Я не рискнула засунуть палец в клетку, чтобы погладить этого пушистика, потому что я знаю, какого размера зубы кролика. Человеческую руку он может прокусить насквозь. Поэтому обязательно нужно показать и рассказать ребенку, про то какие животные на самом деле, и что они из себя представляют. Рассказать про все опасности, далеко от себя не отпускать, чтобы ребенок не совал пальчики в клетку с тиграми.
Мария: -То есть, если вы один раз сводили малыша в зоопарк, это не значит, что мы на этом закончили, потому что на каждом этапе для ребенка зоопарк будет по-разному. В первый раз это просто вызвать первые слова и закрепить, продолжить коррекционную работу. На следующем этапе это будет фраза. Дальше это уже расширение кругозора, чтобы ребенок понимал и осознавал, что здесь происходит.
Ирина: -Потом уже биология, география и много серьезных важных вещей. Поэтому животные в нашей жизни будут попадаться регулярно.
Мария: - Поэтому мы так много уделяем внимания в нашей сегодняшней лекции именно животным.
Влияние животных на развитие речи с сенсорной алалией? Указательный жест
Мария: -Что касается сенсориков? Их я тоже очень люблю отправлять к животным. Но с сенсориками нужно быть аккуратнее, понимать, на каком этапе ты идешь и для чего. Потому что мы помним, что при сенсорной алалии, ребенок не понимает. И нам важно, чтобы ребёнок начал понимать, что вот это козочка и есть та самая козочка, которая у нас вот маленькая фигурка или которая была на картинке. Нам важно, чтобы ребёнок не испугался этого. Берите обязательно ребёнка на ручки, потому что если малыш маленький, то снизу, увидев лошадь, увидев даже козочку, он увидит только ноги. Поэтому для того, чтобы он понял, кто это и что это, мы берём ребёнка на ручки и показываем ему животное.
Ирина: -А где можно погладить – гладим.
Мария: -Да. Но сильно тоже на этом не настаиваем, первый раз детки, когда идут в зоопарк, могут просто пройтись ознакомительно. Когда только начало коррекционной работы, то ребёнок ещё не совсем всё понимает. Мы просто идём, что-то смотрим, что-то увидели, что-то потрогали. В следующий раз уже более активно происходят встречи с животными. И на этой эмоции у ребёнка возникает понимание и получается связь, что вот этот конь, а это коза и т.д.
Ирина: -С сенсориками я обычно настоящих животных придерживаю на попозже. Потому что сенсорику довольно сложно объяснить, что это животное конь, а это коза. Для чего еще можно использовать животных при сенсорной алалии? Это для формирования указательного жеста со стороны взрослого. Наших деток с сенсорной алалией мы активно учим пользоваться самим пальцем. Но есть еще одна задача. Ребенок должен уметь смотреть туда, куда ему показывают. Уже не «покажи», а «смотри». Многие родители, жалуются, что ребёнок не смотрит на лицо, ребёнок не смотрит на руки, ребёнок не фокусирует взгляд.
Мария: -Ребёнок не смотрит на то, что ему говорят, о чём ему говорят.
Ирина: -Да, они не знают, куда смотреть. Ты показываешь ему, смотри, а он смотрит либо на тебя, либо на твой палец, либо вообще не смотрит. Это очень важный момент, и для этого тоже очень хорошо подходит животное. То есть, если ребёнок заинтересован, те же кошки, собачки, «-Вася, смотри, собачка», а он не смотрит. Вернее, он пытается найти, он понимает за счет нашей интонации, что что-то интересное, но он не знает, куда посмотреть. Берем свой пальчик, от его глаза показываем, в какую сторону ему смотреть. И если там есть тот предмет, который интересует, у него опять же за счет эмоциональной связи происходит осознание, что смотри, палец, там будет что-то интересное. И в дальнейшем он реагирует на слово «смотри» уже правильно. «Посмотри на меня»- он знает, что нужно смотреть, что-то будет интересное, мама что-то покажет. «Посмотри на свои ручки» -о, да, точно, там тоже может быть интересное.
Мария: -Глагольный словарь начинаем затрагивать.
Ирина: -И вообще управление вниманием ребёнка.
Мария: -Для этого не обязательно идти в зоопарк. Это можно сделать просто на прогулке, пойти в парк, где гуляет много людей с животными, и ты «раз смотри, два смотри, три смотри», и ребёнок уже натренировался.
Ирина: -Собственно, так происходит у любого нормотипичного нейротипичного ребёнка. Вот, например, у меня сын, и это упражнение с показом, я на нём натренировалась. Я ему показывала рыжую кошку, у нас во дворе жила рыжая кошка. Она ему нравилась, но разглядеть её в кустах где-то там было сложно, поэтому мы приседали, разглядывали, где она там есть. С тех пор он научился смотреть вдоль линии, проведённые пальцем.
Игрушка и реальное животное – это одна из проблем у сенсориков. Один конкретный предмет называют конкретным словом, а такой же предмет в другом изображении, в другом размере, и в другом цвете требует другого названия. И здесь мы как раз и можем научить, что вот игрушка «игого», и вон тот огромный конь– это тоже «игого». Опять же, на эмоциях, у них иногда просто в глазах бывает видно: «что, правда?».
Мария: -Да, но, если вдруг так произошло, что вы куда-то пришли и решили что-то сенсорику показать, а он никак не отреагировал и ни на кого. Мы не расстраиваемся, значит он просто еще был не готов на сегодняшний день к этому. Мы берем ребенка и просто уходим из этого места, идем домой и не пытаемся, скажем так, своими насильственными какими-то действиями сформировать негатив. Все должно быть вовремя.
Следите за своими словами, за тем, что вы говорите, потому что очень часто слышу от родителей, я для него сделала все, я его привезла, я ему все показала, а ты ничего не понял. или не сказал. Ребёнок слышит вашу интонацию в этом месте, вы его привезли, и у него уже остаётся какой-то негатив. Он может не понять ваших слов, того, что вы сказали, а интонацию он схватит. И эта интонация останется привязана к этим животным, к этой ситуации. И, соответственно, в следующий раз уже вы не сможете использовать животных или это место для получения того, о чём мы сейчас говорим. Поэтому держим себя в руках.
Ирина: -Показываем только положительные эмоции, удивление. Пожалуй, удивление сильнее всего заинтриговывает что моториков, что сенсориков.
Еще важный момент про животных и самой важной части человеческой речи – это глаголы.
Учим глаголы на примерах с животными.
Мария: -И я очень люблю глаголы связывать с животными. Мы на занятиях с детками очень часто играем с фигурками животных, и тут же эти глаголы отрабатываем. Игрушечные зверьки там и кушают, и спят, и пьют, и бегут и т.д. И мы учим эти глаголы с животными. Это делать, в принципе, достаточно интересно. Если у ребёнка есть к этому интерес, то очень удобно отработать на животных, именно само понимание глагольного словаря. Потому что глаголы, как мы постоянно говорим, это двигатель.
Ирина: -Двигатель фразовой речи, самостоятельной и связанной речи.
Мария: - Да, и если ребёнок начинает понимать глагольный словарь, соответственно, это тоже двигает всё то, зачем мы так много работаем при сенсорной алалии? Так вот, в зоопарке мы можем проверить ребенка, попросить даже показать. «Покажи козочку, покажи кролика» и т. д. Можно проверить, насколько ребенок понимает, насколько он соотнес от тех же игрушек, с которыми мы играли дома за столом на реальных животных. «-Покажи, где козочка кушает, где козочка ням-ням, а где спит?».
Ирина: - Иногда бывает такое, что ребёнок прекрасно осваивает глаголы своего тела. То есть, идёт – это про себя, бежит – про себя. Потом мы делаем переход на то, что другой человек тоже может ходить, тоже сидит и т. д. А потом наступает такой момент, что ребёнок с недоумением на нас смотрит «-Нет, кошка не сидит. Ну как же не сидит? Ну посмотри, она сидит на травке. Нет, стульчика нет. И попой она не так сидит». То есть они не всегда сразу могут воспринять, что к животным могут относиться те же самые глаголы, которые мы изучали на людях. С пластиковыми игрушками это не всегда получается. Поэтому лучше прийти и вживую посмотреть, как кошка кушает, бежит, стоит, сидит. Снова расширили его представление об окружающей реальности.
Мария: - Сделали перенос глагольного словаря от каких-то одних вещей к совершенно другим. Закрепили все на новых эмоциях, в какой-то новой ситуации и с разнообразными животными. Соответственно, каждый раз в нашей коррекционной работе мы тоже так делаем. То есть мы не с чем-то одним сделали, а с разными какими-то вещами, с разными предметами, и именно тогда эта нейронная связь закрепляется, и ребёнок начинает понимать, что это такое.
Ирина: -Одно слово может относиться к разным предметам, что один и тот же предмет может называться разными словами. «Ме-ме, коза, козочка, козлик, козлёнок» -о, сколько слов на одну и ту же зверюшку. Активное использование глаголов для моториков очень важно, чтобы ребёнок начал пользоваться словами, глаголами. Можно командовать родителями: «Мама, стой! Мама, сядь! Папа, беги! Баба, дай руку!». Если есть знакомая хорошая дрессированная собака, то это еще лучше: «Сидеть! Стоять! Лежать!». А собака все выполняет, и ребенок видит результаты своих слов. Это растормаживает его желание говорить.
Мария: -Именно когда ребёнок сам начинает понимать, для чего ему нужна речь, вот это волшебное управление миром. Управление не только мамой, но управление какими-то животными, в совершенно каком-то новом месте или просто даже на улице в парке. Ребенок начинает понимать, что вот оно то самое счастье.
Ирина: -И для этого они начинают стараться и заниматься, и говорить как можно больше.