Архитектурное наследие угорских народов
Приветствую вас, дорогие путешественники!
Совершенно не думала поехать в Югру, но судьба привела меня в город Ханты-Мансийск. Провели время здесь очень продуктивно и интересно.
Посещая экскурсии и музеи, стала складываться картинка о народах, населяющих эти места.
Хочу рассказать вам о некоторых особенностях региона.
Сегодня речь о типичных жилищах.
Усадьба ханты и манси представляла собой гармоничное сочетание жилых и хозяйственных построек, дополненное культовыми сооружениями, расположенными отдельно.
Жилища этих народов — это срубные деревянные дома, отличающиеся своим мастерством: они строились без использования гвоздей, что подчеркивает экологичность и глубину древних традиций.
Вход в дом можно было найти либо с улицы, либо через специальные сени, создавая атмосферу уюта и уединения. Интересно, что выход из жилища традиционно направлялся на север или к реке, что символизирует тесную связь с природой и окружающим миром.
Огонь, символ жизни и тепла, занимает центральное место в культуре ханты. Он персонифицируется в образе Най-анки (Огня-матери) — женщины в красном халате, и является предметом поклонения. Место справа от входа считается «жилой» областью Огня, часто представленной чувалом или буржуйкой.
С огнем обращались с уважением: запрещалось бросать мусор или грязные дрова, плевать или трогать его железом, чтобы не повредить душу огня, находящуюся в пламени. Огонь поощряли угощениями, бросая куски пищи и даря ткани. Считалось, что он может предсказывать события и очищать людей и предметы от нечистоты. Огонь "питается" дровами, бодрствует в пламени и спит в углях.
В традициях обских угров дом условно делится на мужскую и женскую половины. Дальняя от чувала часть, с крышей (чердаком), считается мужской, а пространство от очага до входа — женским. Мужские духи охраняют верх жилища и «передний угол», в то время как женские защищают вход и пол. В «переднем углу» или на чердаке хранятся образы духов и жертвенные предметы.
Женщинам запрещено подниматься на крышу, пересекать пространство между домом и священным лабазом, а при проходе не должно быть нарушений. Мужчинам нежелательно задерживаться у входа и трогать женские вещи. Оба пола имеют свои предметы, которые хранятся в определённых частях дома: например, мужские вещи в дальнем углу (мутл), а женские — в передней части, где также находятся дрова и предметы рукоделия.
Такое разделение не нарушает целостности дома; объединяющим элементом является очаг, вокруг которого располагаются обитатели и их утварь.
В современный период в этих деревнях, объединившихся в несколько общин, семьи используют привычные для нас предметы быта: здесь можно встретить мебель, посуду, утварь, а также постельные принадлежности, одежду и обувь, приобретенные в магазинах. В домах уже установлены телевизоры, холодильники и электрические плиты, что свидетельствует о сочетании традиций и современности.
Тем не менее, среди них остаются и те, кто предпочитает кочевой образ жизни, живя в переносных жилищах — чумах, продолжая традиции своих предков и сохраняя уникальную культуру.
За долгие века жизни в трудных таёжных условиях обские угры сформировали уникальную материальную культуру, адаптированную к местной экологии. Параллельно с этим развивалась и их мировоззренческая система, которая частично основывалась на реальном опыте жизни, а частично имела религиозный аспект, отражая отношение этих народов к окружающему миру и понимание своей роли в нём.
Ваша странница Мила.
#проводникисмыслов
#мастерагостеприимства
#путешествиясмилой
#путешествиясосмыслом
#toptureюгра
#Югра
#Хантымансийск
#путеводительмечтателя