Когда я в последний раз была в гостях у бабушки, мы с ней вместе просматривали семейный архив и наткнулись на потертый и пожелтевший от времени лист бумаги, сложенный треугольником. На нем почтовый штемпель - 18 апреля 1942 года.
Это то самое письмо-треугольник, которого с нетерпением ждали в каждой семье огромной страны во время Великой Отечественной войны.
От кого пришло письмо, бабушка не знает. Да и адресат точно неизвестен. Всей ее семьи в 1942 году уже не было в Воронеже - были эвакуированы на Урал. Судя по имени, которое часто встречается в письме - оно предназначалось для ее двоюродной бабушки, которая осталась в городе и погибла во время немецкой оккупации.
Адрес отправителя - станция Туркестан, Чимкентская область. Удивительно, но только на днях, по дороге из Алматы в Москву, я проезжала Туркестан. Сейчас это религиозный центр Казахстана и туристический город. Тогда же это был небольшой областной центр.
На обратной стороне письма штамп - просмотрено военной цензурой. Норма времени. Письма не заклеивались, все знали, что их будут читать не только те, для кого они предназначались.
Почему письмо складывали треугольником? Благодаря этой форме письма меньше мялись и не раскрывались во время транспортировки. Конвертов же не было, потому что и бумага была дефицитом.
Письма-треугольники называют фронтовыми письмами. Но это пришло из тыла. Может быть в Туркестане находился военный госпиталь? Внутрь письма вложена фотокарточка женщины с военными орденами на груди.
Но, как и наверное в каждом письме, написанном в годы войны, в этом идет речь о скорой победе, о предстоящих встречах, о тоске по близким. В нем и боль, и вера, и слезы.
Я не могу передать словами, что я почувствовала, держа это письмо в руках. Хотелось плакать, будто оно предназначалось мне.