Как пишет издание, РСПП предлагает поручить Минфину внести поправки в пункт 2 статьи 266 Налогового кодекса, чтобы долги, которые иностранные компании не могут выплатить из-за санкций, признавались безнадежными. Это касается случаев, когда контрагенты зарегистрированы в юрисдикциях, присоединившихся к санкциям, или когда санкции введены против российских налогоплательщиков и их аффилированных лиц.
По мнению авторов письма, многие ведущие российские компании сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями из-за санкций: иностранные организации не могут вернуть долги, особенно за оплаченные авансы за импортные товары. Судебное взыскание такой задолженности невозможно до завершения действия санкций. Однако по действующему законодательству долги, не возвращенные из-за санкций, не признаются безнадежными, что не позволяет бизнесу уменьшить налогооблагаемую базу. Это противоречит принципу экономической обоснованности налога, отмечается в документе.
Партнер Kept Антон Степанов сообщил изданию, что компании вынуждены платить налог на «бумажную» прибыль, что усугубляется с повышением ставки налога до 25% с 2024 года. Партнер налоговой практики BGP Litigation Павел Кондуков подчеркнул, что многие отечественные компании, особенно попавшие под санкции, столкнулись с отказом иностранных поставщиков исполнять контракты и возвращать авансы. Если долги будут признаны безнадежными, компании смогут уменьшить налогооблагаемую базу без ожидания истечения срока исковой давности, пояснил он.
Член генсовета «Деловой России» Екатерина Авдеева отметила, что даже если в договорах прописана российская юрисдикция для споров, компании из недружественных стран вряд ли будут исполнять решения российских судов. Партнер Novator Legal Group Илья Сорокин добавил, что в некоторых случаях российские компании не могут найти юристов за границей, готовых работать с ними из-за санкционных ограничений.
Фото на обложке: Unsplash