В европейской истории было несколько периодов, когда мужчины-дворяне носили длинные волосы. Это всем знакомая эпоха «Трёх мушкетёров», раннее Средневековье и позднее Средневековье (начало эпохи Возрождения).
Тут надо сказать, что в Средневековье был период, когда мужчины перестали носить длинные волосы и стали коротко стричься. Связано это было с появлением шлемов определённых моделей, с которыми было неудобно носить длинные волосы.
Однако со второй половины 15 века мужские причёски опять начали удлиняться, да ещё и становиться роскошными. Сначала – в Италии…
А затем и в других развитых странах. В Нидерландах, Фландрии, Бургундии.
На картинке ниже все одеты по бургундской моде. Но волосы у мужчин уже не совсем короткие. И они пышны, вероятно, завиты.
Что касается бороды, то её уже давно «отменили». Бороды носили лишь немолодые дворяне, да и то не все.
На этой иллюстрации волосы у пареньков пышней. Здесь – последнее десятилетие 15 века, судя по головным уборам девушек.
На картине ниже – Филиппа I, граф Ганау-Мюнценберга, небольшого немецкого государства, со своей гражданской супругой (простолюдинкой).
То ли он был от природы кудряв, то ли завил волосы. Сказать трудно. Мужчины того времени нередко завивали волосы, это было в порядке вещей и совсем не вредило их мужественности.
Ниже - одна из моих любимых иллюстраций конца 15 века.
На мой взгляд, этот золотоволосый мужчина красив просто сказочно.
А смотрите, как в его костюме гармонично сочетаются цвета. У художника был тонкий вкус.
Кстати, такая модель шапочки была очень популярна в конце 15-го – начале 16-го веков. Во многих странах.
А в Италии были модны вот такие небольшие шапочки.
И везде была в моде двухслойная одежда – нижнее «платье» и верхнее.
Мужчина на портрете Рафаэля одет похоже. Только рукава его нижней одежды пышней. Мода изменилась в начале 16 века.
Ниже - два портрета одного итальянского художника.
Про первый из них в википедии написано так:
«На зрителя смотрит молодой человек в полном расцвете физических и духовных сил. Фоном служит нарядное здание, сквозь пролёт арки в глубине виднеется церковь, нишу справа украшает античная статуя Венеры, руки юноши лежат на папке (с эскизами или стихами?) – таким образом дается намек на богатство духовной жизни, на увлечение древностью и искусством. Человек прекрасен и душой, и телом – лицо выразительно, кудри роскошны; великолепен и наряд»…
В общем, само совершенство:)
Молодой человек на портрете ниже прожил недолго, но оставил в истории след. Это с ним связана история о Хуане Безумной, на которой его угораздило жениться. Но зато их дети завладели половиной Европы.
Он считался писаным красавцем. А вам таким кажется?
Мне не кажется. Но что-то привлекательное в нём есть.
Только… Если его постричь, уже будет не то. Пропадёт часть шарма, на мой взгляд. Как и у других мужчин с портретов.
Мужчины зрелого возраста обычно носили волосы несколько короче. Примерно как на портрете ниже. Но могли и длинные носить.
И, наоборот, молодые мужчины могли носить стрижки такого типа, как у принца из «Трёх орешков».
Тут зависело от разных факторов. От моды в той или иной местности и просто от желания.
Ниже – автопортрет художника, о котором я впервые слышу.
Его полудлинные волосы уложены приятными, мягкими волнами.
И я снова подумала… Если их убрать, заменив на короткую стрижку, то мужчина станет некрасивым.
Волосы украшают мужчин так же, как и женщин.
Иногда посмотришь фильм, где герой с длинными или вот такими пышненькими волосами, как у принца из фильма «Три орешка». А потом увидишь его «настоящим», и хочется сплюнуть с досады.
Я за то, чтобы молодые мужчины носили длинные или полудлинные волосы, если они им идут:) Потом, может, и захочется, но будет поздно. Волосы с годами портятся, увы.
Где-то после 1530-го года мода на длинные кудри стала проходить (и исчезла почти на сто лет). Это было связано с изменением силуэта костюма и головных уборов. Я касалась этой темы в статье: Защищали ли средневековые шляпы от помоев, лившихся из окон на улицу?
Нарядные итальянские парни на картине эпохи Возрождения и крошка-гепард.
«Так вот откуда пошёл леопардовый принт»… Пятнистые меха на портретах начала 16 века.
Бургундская мода. Высокие эннены с вуалями в форме бабочки и «двойная сахарная голова».