Найти тему
Модная лавка 19 века

«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения

В европейской истории было несколько периодов, когда мужчины-дворяне носили длинные волосы. Это всем знакомая эпоха «Трёх мушкетёров», раннее Средневековье и позднее Средневековье (начало эпохи Возрождения).

Тут надо сказать, что в Средневековье был период, когда мужчины перестали носить длинные волосы и стали коротко стричься. Связано это было с появлением шлемов определённых моделей, с которыми было неудобно носить длинные волосы.

Однако со второй половины 15 века мужские причёски опять начали удлиняться, да ещё и становиться роскошными. Сначала – в Италии…

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи, 1478 год.
Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи, 1478 год.
Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека с медальоном, около 1480 года.
Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека с медальоном, около 1480 года.

А затем и в других развитых странах. В Нидерландах, Фландрии, Бургундии.

На картинке ниже все одеты по бургундской моде. Но волосы у мужчин уже не совсем короткие. И они пышны, вероятно, завиты.

Что касается бороды, то её уже давно «отменили». Бороды носили лишь немолодые дворяне, да и то не все.

Лойсет Леде. «Свадьба Рено де Монтобана и Клариссы», иллюстрация второй половины 15 века.
Лойсет Леде. «Свадьба Рено де Монтобана и Клариссы», иллюстрация второй половины 15 века.

На этой иллюстрации волосы у пареньков пышней. Здесь – последнее десятилетие 15 века, судя по головным уборам девушек.

Иллюстрация к «Роману о розе», самый конец 15 века.
Иллюстрация к «Роману о розе», самый конец 15 века.

На картине ниже – Филиппа I, граф Ганау-Мюнценберга, небольшого немецкого государства, со своей гражданской супругой (простолюдинкой).

То ли он был от природы кудряв, то ли завил волосы. Сказать трудно. Мужчины того времени нередко завивали волосы, это было в порядке вещей и совсем не вредило их мужественности.

«Мастер амстердамского кабинета. Влюбленная пара, 1480 год.
«Мастер амстердамского кабинета. Влюбленная пара, 1480 год.

Ниже - одна из моих любимых иллюстраций конца 15 века.

На мой взгляд, этот золотоволосый мужчина красив просто сказочно.

А смотрите, как в его костюме гармонично сочетаются цвета. У художника был тонкий вкус.

Кстати, такая модель шапочки была очень популярна в конце 15-го – начале 16-го веков. Во многих странах.

Робин Тестар. «Письма Овидия», иллюстрация конца 15века.
Робин Тестар. «Письма Овидия», иллюстрация конца 15века.

А в Италии были модны вот такие небольшие шапочки.

И везде была в моде двухслойная одежда – нижнее «платье» и верхнее.

Карло Кривелли (около 1435–около 1495). «Святой Георгий», 1473 год.
Карло Кривелли (около 1435–около 1495). «Святой Георгий», 1473 год.

Мужчина на портрете Рафаэля одет похоже. Только рукава его нижней одежды пышней. Мода изменилась в начале 16 века.

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони, 1506 год.
Рафаэль. Портрет Аньоло Дони, 1506 год.

Ниже - два портрета одного итальянского художника.

Про первый из них в википедии написано так:

«На зрителя смотрит молодой человек в полном расцвете физических и духовных сил. Фоном служит нарядное здание, сквозь пролёт арки в глубине виднеется церковь, нишу справа украшает античная статуя Венеры, руки юноши лежат на папке (с эскизами или стихами?) – таким образом дается намек на богатство духовной жизни, на увлечение древностью и искусством. Человек прекрасен и душой, и телом – лицо выразительно, кудри роскошны; великолепен и наряд»…

В общем, само совершенство:)

Доменико Каприоло. Мужской портрет (или автопортрет), 1512 год.
Доменико Каприоло. Мужской портрет (или автопортрет), 1512 год.
Доменико Каприоло, Портрет молодого человека в доспехах, около 1520 года.
Доменико Каприоло, Портрет молодого человека в доспехах, около 1520 года.

Молодой человек на портрете ниже прожил недолго, но оставил в истории след. Это с ним связана история о Хуане Безумной, на которой его угораздило жениться. Но зато их дети завладели половиной Европы.

Он считался писаным красавцем. А вам таким кажется?

Мне не кажется. Но что-то привлекательное в нём есть.

Только… Если его постричь, уже будет не то. Пропадёт часть шарма, на мой взгляд. Как и у других мужчин с портретов.

Филипп, герцог Бургундии под именем Филипп IV и король Кастилии под именем Филипп I, около 1500 года.
Филипп, герцог Бургундии под именем Филипп IV и король Кастилии под именем Филипп I, около 1500 года.

Мужчины зрелого возраста обычно носили волосы несколько короче. Примерно как на портрете ниже. Но могли и длинные носить.

Андреа Соларио. Жорж д'Амбуаз Второй. Около. 1507 года.
Андреа Соларио. Жорж д'Амбуаз Второй. Около. 1507 года.

И, наоборот, молодые мужчины могли носить стрижки такого типа, как у принца из «Трёх орешков».

Тут зависело от разных факторов. От моды в той или иной местности и просто от желания.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Причёска принца.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Причёска принца.
Ханс Мемлинг, Нидерланды. Молодой человек за молитвой. Около 1475 года.
Ханс Мемлинг, Нидерланды. Молодой человек за молитвой. Около 1475 года.

Ниже – автопортрет художника, о котором я впервые слышу.

Его полудлинные волосы уложены приятными, мягкими волнами.

И я снова подумала… Если их убрать, заменив на короткую стрижку, то мужчина станет некрасивым.

Michael Ostendorfer. Автопортрет, после 1505 года.
Michael Ostendorfer. Автопортрет, после 1505 года.

Волосы украшают мужчин так же, как и женщин.

Иногда посмотришь фильм, где герой с длинными или вот такими пышненькими волосами, как у принца из фильма «Три орешка». А потом увидишь его «настоящим», и хочется сплюнуть с досады.

Я за то, чтобы молодые мужчины носили длинные или полудлинные волосы, если они им идут:) Потом, может, и захочется, но будет поздно. Волосы с годами портятся, увы.

Где-то после 1530-го года мода на длинные кудри стала проходить (и исчезла почти на сто лет). Это было связано с изменением силуэта костюма и головных уборов. Я касалась этой темы в статье: Защищали ли средневековые шляпы от помоев, лившихся из окон на улицу?

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц на балу.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц на балу.

Нарядные итальянские парни на картине эпохи Возрождения и крошка-гепард.

«Так вот откуда пошёл леопардовый принт»… Пятнистые меха на портретах начала 16 века.

Бургундская мода. Высокие эннены с вуалями в форме бабочки и «двойная сахарная голова».