В европейской истории было несколько периодов, когда мужчины-дворяне носили длинные волосы. Это всем знакомая эпоха «Трёх мушкетёров», раннее Средневековье и позднее Средневековье (начало эпохи Возрождения).
Тут надо сказать, что в Средневековье был период, когда мужчины перестали носить длинные волосы и стали коротко стричься. Связано это было с появлением шлемов определённых моделей, с которыми было неудобно носить длинные волосы.
Однако со второй половины 15 века мужские причёски опять начали удлиняться, да ещё и становиться роскошными. Сначала – в Италии…
А затем и в других развитых странах. В Нидерландах, Фландрии, Бургундии.
На картинке ниже все одеты по бургундской моде. Но волосы у мужчин уже не совсем короткие. И они пышны, вероятно, завиты.
Что касается бороды, то её уже давно «отменили». Бороды носили лишь немолодые дворяне, да и то не все.
На этой иллюстрации волосы у пареньков пышней. Здесь – последнее десятилетие 15 века, судя по головным уборам девушек.
На картине ниже – Филиппа I, граф Ганау-Мюнценберга, небольшого немецкого государства, со своей гражданской супругой (простолюдинкой).
То ли он был от природы кудряв, то ли завил волосы. Сказать трудно. Мужчины того времени нередко завивали волосы, это было в порядке вещей и совсем не вредило их мужественности.
Ниже - одна из моих любимых иллюстраций конца 15 века.
На мой взгляд, этот золотоволосый мужчина красив просто сказочно.
А смотрите, как в его костюме гармонично сочетаются цвета. У художника был тонкий вкус.
Кстати, такая модель шапочки была очень популярна в конце 15-го – начале 16-го веков. Во многих странах.
А в Италии были модны вот такие небольшие шапочки.
И везде была в моде двухслойная одежда – нижнее «платье» и верхнее.
Мужчина на портрете Рафаэля одет похоже. Только рукава его нижней одежды пышней. Мода изменилась в начале 16 века.
Ниже - два портрета одного итальянского художника.
Про первый из них в википедии написано так:
«На зрителя смотрит молодой человек в полном расцвете физических и духовных сил. Фоном служит нарядное здание, сквозь пролёт арки в глубине виднеется церковь, нишу справа украшает античная статуя Венеры, руки юноши лежат на папке (с эскизами или стихами?) – таким образом дается намек на богатство духовной жизни, на увлечение древностью и искусством. Человек прекрасен и душой, и телом – лицо выразительно, кудри роскошны; великолепен и наряд»…
В общем, само совершенство:)
Молодой человек на портрете ниже прожил недолго, но оставил в истории след. Это с ним связана история о Хуане Безумной, на которой его угораздило жениться. Но зато их дети завладели половиной Европы.
Он считался писаным красавцем. А вам таким кажется?
Мне не кажется. Но что-то привлекательное в нём есть.
Только… Если его постричь, уже будет не то. Пропадёт часть шарма, на мой взгляд. Как и у других мужчин с портретов.
Мужчины зрелого возраста обычно носили волосы несколько короче. Примерно как на портрете ниже. Но могли и длинные носить.
И, наоборот, молодые мужчины могли носить стрижки такого типа, как у принца из «Трёх орешков».
Тут зависело от разных факторов. От моды в той или иной местности и просто от желания.
Ниже – автопортрет художника, о котором я впервые слышу.
Его полудлинные волосы уложены приятными, мягкими волнами.
И я снова подумала… Если их убрать, заменив на короткую стрижку, то мужчина станет некрасивым.
Волосы украшают мужчин так же, как и женщин.
Иногда посмотришь фильм, где герой с длинными или вот такими пышненькими волосами, как у принца из фильма «Три орешка». А потом увидишь его «настоящим», и хочется сплюнуть с досады.
Я за то, чтобы молодые мужчины носили длинные или полудлинные волосы, если они им идут:) Потом, может, и захочется, но будет поздно. Волосы с годами портятся, увы.
Где-то после 1530-го года мода на длинные кудри стала проходить (и исчезла почти на сто лет). Это было связано с изменением силуэта костюма и головных уборов. Я касалась этой темы в статье: Защищали ли средневековые шляпы от помоев, лившихся из окон на улицу?
«Три орешка для Золушки». Чьё платье красивей?
Костюмы из сериала «Борджиа» как мощный источник вдохновения.
Нарядные итальянские парни на картине эпохи Возрождения и крошка-гепард.
«Так вот откуда пошёл леопардовый принт»… Пятнистые меха на портретах начала 16 века.