Тот самый, о котором написала читательница Маросейка в комментариях к статье «Так вот откуда пошёл леопардовый принт. Пятнистые меха на портретах».
То есть написала, что на многих портретах начала 16 века мех не рыси или снежного барса, а гепарда.
В книгах по истории костюма мне про мех гепарда не встретилось. Но гепард нашёлся на фресках Беноццо Гоццоли – художника Раннего Возрождения.
Вот он. Совсем маленький. Сидит за спиной примерно семилетнего Джулиано Медичи и участвует в «Шествии волхвов».
А внизу – ещё какой-то диковинный зверь. Может, снежный барс?
Так или иначе, а гепардов в Европе 15 века уже знали. Стало быть, и мех могли использовать.
О Беноццо Гоццоли я узнала в процессе поиска итальянских костюмов.
Сперва мне попались красивые пареньки в роскошных одеждах. А затем я узнала о существовании Капеллы Волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция).
Беноццо Гоццоли расписал эту капеллу фресками «Шествие волхвов в Вифлеем» (1459 –1462 годы).
Ниже – её часть под названием «Процессия Молодого короля».
Во главе процессии едет молодой волхв с пажами – юный Лоренцо Медичи, будущий глава Флорентийской республики.
А что за мероприятие, о чём вообще речь?
Во Флоренции с конца 14 века существовало религиозное «Братство волхвов». И оно устраивало уличные шествия всадников, изображавших волхвов со свитой. 6 января (день Епифании (Богоявление), или «День трёх царей», «Праздник трёх волхвов»).
В шествиях участвовало несколько сотен человек. И, наверное, в середине 15 века влиятельная семья Медичи была во главе этого действа. Плюс там было много приезжих важных гостей.
«В пейзажах мелькают охотничьи сценки, отчего фреска отчасти напоминает сцену торжественного выезда двора на охоту». (из Википедии).
Такие шествия были костюмированными. Но, похоже, многие участники одеты в обычные наряды.
То есть не «обычные», а роскошные и дорогие. В основном – из узорчатых тканей. Бархат, атлас, парча…
У многих парней наряд состоит из безрукавки и нижнего одеяния. Все оттенки хорошо гармонируют.
А здесь многие парни в костюмах, как на французских иллюстрациях.
На мой взгляд, мужская мода Бургундии и Италии второй половины 15 века не так уж отличалась. Названия разные, но модели похожие, разница лишь немного в покрое, в отделке.
И мода на длинные волосы у мужчин, наверное, пришла в другие страны из Италии. Как и мода на короткое платье.
Сильно ли на фресках «Капеллы волхвов» приукрашены костюмы?
Не думаю. Ведь такие ткани производили в Италии 15 века.
Ниже – портрет дамы. К сожалению, виден только верх её наряда. Но даже так ясно, что ткани шикарные. Синее – это, возможно, парча, а другое… Ещё одна парча с красноватым бархатным узором? Или это атлас золотистый? Не знаю…
На портретах тех лет мужчины, даже молодые, обычно одеты сдержанно.
Но здесь – случай особенный.
И ещё речь идёт о символике. Это сложно, скажу лишь про гербы…
Герб Флоренции – красный ирис на белом поле. Герб Медичи – пять красных шаров на жёлтом поле.
В геральдике белого и жёлтого цветов нет. Белый – это металл «серебро», жёлтый – металл «золото». Но можно использовать и одно, и другое.
Проще говоря… Если кто-то хотел одеться в цвета Флоренции, он мог выбрать наряд в белых и красных оттенках или – в серебристых и красных. Не принципиально.
А можно было совместить в костюме цвета Флоренции и цвета Медичи. Именно такие наряды у Лоренцо Медичи и юношей из его окружения.
На фрагменте ниже – предположительно дочери Пьеро Медичи в костюмах пажей.
Кажется, их серо-серебристые платья покрывает прозрачная ткань, усыпанная золотистыми блёстками.
«Флоренция в период расцвета», да…
«Так вот откуда пошёл леопардовый принт»… Пятнистые меха на портретах начала 16 века.
«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.
«Четыре мушкетёра» Шарло и дивный «воротник Медичи».