Опять натолкнулась на расхожий бред:
«Широкополые шляпы вошли в моду не случайно. Жители городов в Средние века и более поздний период выливали помои на улицу прямо из окон. А широкие поля шляп могли защитить от них лицо»…
М-да! Ну, теперь понятно, для чего Д’Артаньян поменял берет на дорогую шляпу. Чтоб её поля защищали от содержимого ночных горшков и помоев, которые могли плеснуть сверху.
Некоторые люди так и пишут. В статьях по «истории мушкетерской шляпы, которая тянется со Средневековья». Причём, к Средним Векам относят и 16-й, и 17-й век.
На самом же деле...
Средневековые шляпы не защищали от помоев, которые могли плеснуть несознательные граждане из окон. Потому что шляп как таковых и не было. Разве что крестьяне носили соломенные шляпы с полями для защиты от солнца во время полевых работ.
А вообще, средневековые головные уборы не имели широких полей.
В фильме «Три орешка для Золушки» показано несколько моделей головных уборов позднего Средневековья. По сути, они исторически правильные.
Например, вот такая изящная шапочка.
На гравюре 15 века похожие шапочки. Высокие, низкие… Но все – небольшие, с узкими полями и без них.
А вот здесь у принца головной убор шаперон. Нечто среднее между тюрбаном и беретом.
У его приятелей – береты. Маленькие, как и на портрете молодого итальянца ниже.
Интересно, он боялся, что его чудесные локоны чем-то обольют сверху? Я подозреваю, что нет:) Не смотрите, что он вида изящного – итальянцы драться умели. А этот молодой человек ещё и с 17-ти лет управлял банкирским домом.
В 16 веке, где-то с 1520 года, одними из самых модных становятся...
Сперва - вот такая широкая шапочка, как у молодого человека в костюме с рысьим мехом.
Затем - плоский берет, как у Эдуарда английского.
Затем – головной убор "ток", как на портрете француза Генриха Третьего.
У герцога Анжуйского из сериала "Графиня де Монсоро" такой головной убор, как на портрете выше.
А у де Бюсси… наконец-то шляпа! Но какая? Она не широкополая и не имеет ничего общего с мушкетерской.
А что же широкополые шляпы?
Их носили в начале 16 века. Но, похоже, только в Нидерландах и Германии, так как они встречаются на полотнах немецких и голландских художников.
А в массовую европейскую моду широкополые шляпы вошли уже под конец 16-го века или в начале 17-го.
Хотя «золотой век» этих шляп наступил с эпохой отложных воротников. Именно с отложными воротниками, особенно – широкими такие фасоны шляп гармонировали. Больше, чем береты, которые вышли из моды.
Д’Артаньян этого не знал. Гасконь далеко от Парижа. Там ещё могли одеваться по старинке, как во времена молодости отца Д’Артаньяна.
А теперь по поводу содержимого ночных горшков и тому подобной скверности, лившейся из окон на мостовые.
Давайте представим, что облили мушкетёрскую компанию. Испортили наряды, на которые с таким трудом были найдены деньги.
Что дальше? Мушкетёры повздыхали и в расстроенных чувствах ушли?
Мне всё видится немного иначе. Так и слышу возглас Д’Артаньяна: «Каналья!» Вижу, как Портос устремляется с грозным рыком к двери нечестивого дома, чтобы вышибить её плечом. Арамис просит извинения у небес и присоединяется к нему. А Атос… Ему, может, и неохота ввязываться, но куда деваться, раз «один за всех, и все за одного»…
И так поступил бы любой дворянин. В Средние века – так тем более.
А условный господин Бонасье… настрочил бы донос на обидчика.
- Нельзя ничего выливать и бросать из окошек. Неизвестно, на чью голову попадёшь и какие неприятности получишь на свою.
Так что это – очередные сказки. И про нечистоты, лившиеся на мостовые из окон среди бела дня, и про шляпы, которые защищали от них.
«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.
«Настоящая и ненастоящая королева»… Ещё раз о кино по роману «Королева Марго».
«Слишком утомительно. Я отказываюсь!»… Как трудно раздеть даму Прекрасной эпохи.