Найти тему
Модная лавка 19 века

Защищали ли средневековые шляпы от помоев, лившихся из окон на улицу?

Опять натолкнулась на расхожий бред:

«Широкополые шляпы вошли в моду не случайно. Жители городов в Средние века и более поздний период выливали помои на улицу прямо из окон. А широкие поля шляп могли защитить от них лицо»…

М-да! Ну, теперь понятно, для чего Д’Артаньян поменял берет на дорогую шляпу. Чтоб её поля защищали от содержимого ночных горшков и помоев, которые могли плеснуть сверху.

Некоторые люди так и пишут. В статьях по «истории мушкетерской шляпы, которая тянется со Средневековья». Причём, к Средним Векам относят и 16-й, и 17-й век.

Кадр из фильма Д’Артаньян и три мушкетёра. Шляпа вместо берета.
Кадр из фильма Д’Артаньян и три мушкетёра. Шляпа вместо берета.

На самом же деле...

Средневековые шляпы не защищали от помоев, которые могли плеснуть несознательные граждане из окон. Потому что шляп как таковых и не было. Разве что крестьяне носили соломенные шляпы с полями для защиты от солнца во время полевых работ.

А вообще, средневековые головные уборы не имели широких полей.

В фильме «Три орешка для Золушки» показано несколько моделей головных уборов позднего Средневековья. По сути, они исторически правильные.

Например, вот такая изящная шапочка.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц в изящной шапочке.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц в изящной шапочке.

На гравюре 15 века похожие шапочки. Высокие, низкие… Но все – небольшие, с узкими полями и без них.

Бургундская мода, середина 15 века.
Бургундская мода, середина 15 века.

А вот здесь у принца головной убор шаперон. Нечто среднее между тюрбаном и беретом.

У его приятелей – береты. Маленькие, как и на портрете молодого итальянца ниже.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц и его друзья.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки». Принц и его друзья.

Интересно, он боялся, что его чудесные локоны чем-то обольют сверху? Я подозреваю, что нет:) Не смотрите, что он вида изящного – итальянцы драться умели. А этот молодой человек ещё и с 17-ти лет управлял банкирским домом.

Рафаэль. Портрет Биндо Альтовити, 1512 – 1515 годы.
Рафаэль. Портрет Биндо Альтовити, 1512 – 1515 годы.

В 16 веке, где-то с 1520 года, одними из самых модных становятся...

Сперва - вот такая широкая шапочка, как у молодого человека в костюме с рысьим мехом.

Затем - плоский берет, как у Эдуарда английского.

Затем – головной убор "ток", как на портрете француза Генриха Третьего.

Jan Mostaert. Портрет молодого мужчины, 1520 год.
Jan Mostaert. Портрет молодого мужчины, 1520 год.

Эдуард Шестой английский 1546 год
Эдуард Шестой английский 1546 год
Франсуа Клуэ. Будущий король Генрих Третий, 1570 год.
Франсуа Клуэ. Будущий король Генрих Третий, 1570 год.

У герцога Анжуйского из сериала "Графиня де Монсоро" такой головной убор, как на портрете выше.

А у де Бюсси… наконец-то шляпа! Но какая? Она не широкополая и не имеет ничего общего с мушкетерской.

Кадр из сериала «Графиня де Монсоро». Бюсси и герцог Анжуйский.
Кадр из сериала «Графиня де Монсоро». Бюсси и герцог Анжуйский.

А что же широкополые шляпы?

Их носили в начале 16 века. Но, похоже, только в Нидерландах и Германии, так как они встречаются на полотнах немецких и голландских художников.

Maler Hans. Title Portrait of Moritz Welzer von Eberstein, начало 16 века.
Maler Hans. Title Portrait of Moritz Welzer von Eberstein, начало 16 века.

А в массовую европейскую моду широкополые шляпы вошли уже под конец 16-го века или в начале 17-го.

Хотя «золотой век» этих шляп наступил с эпохой отложных воротников. Именно с отложными воротниками, особенно – широкими такие фасоны шляп гармонировали. Больше, чем береты, которые вышли из моды.

Д’Артаньян этого не знал. Гасконь далеко от Парижа. Там ещё могли одеваться по старинке, как во времена молодости отца Д’Артаньяна.

Кадр из фильма Д’Артаньян и три мушкетёра. Немодный берет.
Кадр из фильма Д’Артаньян и три мушкетёра. Немодный берет.

А теперь по поводу содержимого ночных горшков и тому подобной скверности, лившейся из окон на мостовые.

Давайте представим, что облили мушкетёрскую компанию. Испортили наряды, на которые с таким трудом были найдены деньги.

Что дальше? Мушкетёры повздыхали и в расстроенных чувствах ушли?

Мне всё видится немного иначе. Так и слышу возглас Д’Артаньяна: «Каналья!» Вижу, как Портос устремляется с грозным рыком к двери нечестивого дома, чтобы вышибить её плечом. Арамис просит извинения у небес и присоединяется к нему. А Атос… Ему, может, и неохота ввязываться, но куда деваться, раз «один за всех, и все за одного»…

Кадр из фильма Д’Артаньян и три мушкетёра. Славная компания.
Кадр из фильма Д’Артаньян и три мушкетёра. Славная компания.

И так поступил бы любой дворянин. В Средние века – так тем более.

А условный господин Бонасье… настрочил бы донос на обидчика.

  • Нельзя ничего выливать и бросать из окошек. Неизвестно, на чью голову попадёшь и какие неприятности получишь на свою.

Так что это – очередные сказки. И про нечистоты, лившиеся на мостовые из окон среди бела дня, и про шляпы, которые защищали от них.

Кадр из фильма Д’Артаньян и три мушкетёра. Господин Бонасье.
Кадр из фильма Д’Артаньян и три мушкетёра. Господин Бонасье.

«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.

«Настоящая и ненастоящая королева»… Ещё раз о кино по роману «Королева Марго».

«Слишком утомительно. Я отказываюсь!»… Как трудно раздеть даму Прекрасной эпохи.