Найти тему
Круто об искусстве

"Науке не нужен мистицизм, а мистицизму не нужна наука, но человеку нужно и то, и другое" (Фритьоф Капра)

Клатч-пицца с сырным бортиком и клатч-сельдерей, коллекция Moschino Весна-Лето, 2025.

Клатч-пицца с сырным бортиком, коллекция Moschino Весна-Лето, 2025.
Клатч-пицца с сырным бортиком, коллекция Moschino Весна-Лето, 2025.

Клатч-пицца с сырным бортиком, коллекция Moschino Весна-Лето, 2025.
Клатч-пицца с сырным бортиком, коллекция Moschino Весна-Лето, 2025.

Клатч-сельдерей, коллекция Moschino Весна-Лето, 2025.
Клатч-сельдерей, коллекция Moschino Весна-Лето, 2025.

Клатч-сельдерей, коллекция Moschino Весна-Лето, 2025.
Клатч-сельдерей, коллекция Moschino Весна-Лето, 2025.

Но я вообще не об этом хотела сегодня рассказать. И даже не о том, что Грэси Мэншен (настоящее имя - Джоан Мэтью-Янг) в 1981 году устроила "Limo Show", то есть наняла лимузин, въехала на нем из своего социально запущенного района Ист-Вилледж в более респектабельный Сохо, припарковалась на углу улиц Спринг и Вест-Бродвей, и вместе с друзьями, одетыми в гавайские рубашки, поила шампанским и кормила черешней гуляющих туристов... а в 1982 году открыла у себя дома галерею, размещенную в туалете. 

А о том, что то было начало, если говорить словами критика Карло Мак-Кормика, "нового трансгрессивного эскапизма", когда желание раздолбать преобразовалось в стремление "преобразовать окружающую вонь с помощью эстетической алхимики".

А кто у нас главный эксперт по мистицизму? Тони Оурслер (1957)- один из ведущих пионеров видеоарта, последовательно исследующий "тонкий баланс между творчеством, мистицизмом и научной изобретательностью" (цитата самого художника).

Тони Оурслер "Вечная мутация", 2024
Тони Оурслер "Вечная мутация", 2024

Smoke and Mirrors

State Nonstate (Hypnose), 2020

Тони Оурслер "Вечная мутация", 2024
Тони Оурслер "Вечная мутация", 2024

Главный маркер в творчестве Оурслера - бесконечное увлечение тем, как технологии влияют на человечество. За несколько десятилетий художник собрал обширный архив из более чем 3000 исторических материалов, относящихся к паранормальным явлениям, псевдонауке, которая связана с культами, и пересечению науки и оккультизма. А еще кучу материала о фольклоре, легендах и исторических мистификациях, которые можно сравнить с современными городскими легендами, теориями заговора и дипфейками (то заложено в его ДНК - дед художника был фокусником, разоблачавшим обман, используемый на сеансах спиритами его эпохи, которые лгали отчаявшимся вдовам, жаждущим общения с родственниками, погибшими в Первой мировой войне, а отец основал журнал под названием "Ангелы на Земле", посвященный духовным встречам).

Тони Оурслер "Оптика / Побочные эффекты", 2022
Тони Оурслер "Оптика / Побочные эффекты", 2022

“otkin adarad utaalk”

OMFUG

Тони Оурслер "mAcHiNe E.L.F", 2023
Тони Оурслер "mAcHiNe E.L.F", 2023

mAcHiNe E.L.F. (excerpts)

 "mAcHiNe E.L.F" (2023) и "mAcHiNe E.L.F." (2024) - масштабные инсталляции, вдохновленные семью основными кристаллическими структурами, встречающимися в природе. 

По мнению художника, эти геометрические формы содержат в себе две сосуществующие крайности: строгую науку и мистику. В телекоммуникациях и электронных схемах кристаллы ценятся за их резонансные свойства, которые позволяют им синхронизировать сигналы с высокой степенью точности. При использовании в мобильных телефонах и центральных процессорах компьютеров эти органические структуры координируют время, функционируя как "сердце" современных технологий. Кристаллы также ценятся за их эстетические и псевдонаучные свойства, которые, по мнению некоторых, обладают целебным эффектом (различным типам кристаллов приписывают особые психодуховные или защитные свойства, кроме того, считается, что они обладают определенной энергией, которая может усиливаться под воздействием света полной луны).

mAcHiNe E.L.F. (Rome)

То есть, то будет сказ о том, как наука все больше превращается в миф. 

Потому что "Любая достаточно продвинутая технология неотличима от магии" (Артур К. Кларк).

И о парадоксе, раскрывающем науку и, одновременно, признающим пространство мистического, которое всегда за гранью человеческих знаний.

Потому что "Науке не нужен мистицизм, а мистицизму не нужна наука, но человеку нужно и то, и другое" (Фритьоф Капра)