В прошлом году в период ноябрьских распродаж аудитория Ozon достигла рекордных 71,5 миллиона уникальных посетителей. В этом году маркетплейс готов к новым достижениям. В данной статье мы расскажем, как проходит «чёрная пятница» и какие акции могут стать доступны предпринимателям уже сейчас.
Что такое «Черная пятница» и почему она так называется
Каждый ноябрь в большинстве стран мира проходит грандиозная распродажа, известная как «Черная пятница», или Black Friday. В эти дни покупатели имеют возможность сделать выгодные покупки, а предприниматели — значительно увеличить свою выручку.
Изначально «Черная пятница» зародилась в США и проводилась в четвёртую пятницу ноября, сразу после Дня благодарения. Однако, точная история возникновения этой распродажи остаётся неизвестной.
Некоторые предполагают, что традиция зародилась ещё в XIX веке, а термин «Чёрная пятница» впервые появился в 1966 году в Филадельфии и символизировал бесконечные пробки на дорогах после праздника.
Другие связывают появление «Чёрной пятницы» с крахом американского рынка в 1869 году, когда несколько спекулянтов скупили огромный запас золота, что привело к падению его курса на 30%.
Есть и более оптимистичная версия: раньше в финансовых отчётах красными цифрами обозначали убытки, а чёрными — прибыль. Когда в США наступают праздники, люди массово закупают подарки и тратят деньги, принося колоссальные доходы бизнесу. В эти дни даже магазины, которые большую часть года работали в минус, выходили в плюс. Поэтому, чтобы заработать ещё больше, американские продавцы перед праздниками начали проводить специальные акции и делать скидки. Позже эта традиция распространилась и на другие страны.
С появлением интернета у «Чёрной пятницы» появилось продолжение — «Киберпонедельник». И хотя изначально предполагалось, что в офлайне и онлайне будут действовать разные распродажи, интернет-магазины обычно проводят обе, а зачастую даже одновременно.
«Черная пятница» в России
В России первая «Чёрная пятница» состоялась 6 декабря 2006 года. Хотя мероприятие было организовано с опозданием, покупатели с радостью отметили не только привлекательные скидки, но и широкий ассортимент товаров. С тех пор традиция проведения распродаж в этот день прочно укрепилась в нашей стране.
В «Чёрную пятницу» покупатели стремятся максимально сэкономить на крупных, но не срочных покупках, таких как электроника, бытовая техника и мебель. Более доступные товары, такие как одежда, обувь, косметика и парфюмерия, приобретаются более спонтанно или заранее.
Интерес к «Чёрной пятнице» продолжает расти, и всё больше покупателей делают заказы через интернет. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2023 году количество заказов в этот день увеличилось в 1,5–3 раза в зависимости от площадки.
Месячный оборот продавцов, добавивших товары в ноябрьские акции 2023 года, вырос в два раза по сравнению с октябрём того же года.
Во время распродаж как крупные, так и небольшие магазины имеют возможность значительно увеличить свою выручку, привлечь новых клиентов, повысить узнаваемость бренда и избавиться от излишков товаров на складах. Чтобы удовлетворить растущий спрос, торговые сети в дни акций открываются раньше обычного и работают допоздна, а интернет-магазины переходят на круглосуточные отгрузки.
Сколько длится «Черная пятница»
В России в 2024 году «чёрная пятница» в среднем будет длиться три дня — с 29 ноября по 1 декабря.
Точные даты проведения «чёрной пятницы» не регламентируются законом, и компании сами устанавливают продолжительность акций. Некоторые магазины объявляют о скидках заранее, другие же продлевают специальные предложения.
Так обычно поступает Ozon: маркетплейс предоставляет клиентам возможность не спеша выбрать товары, сравнить цены с предложениями на других площадках и сделать заказ в течение пары недель. Благодаря такому подходу большинство клиентов возвращаются на площадку снова и снова, пока идёт акция, и делают заказы несколько раз.
Как прошла «Черная пятница» на Ozon в 2023 году
В прошлом году Ozon принял решение продлить сезон распродаж и инвестировать 2 млрд рублей в рекламу, чтобы привлечь внимание клиентов и создать ажиотажный спрос на площадке.
Эта стратегия оказалась весьма успешной: в ноябре 1,6 миллиона человек впервые сделали заказ на Ozon, а месячная аудитория обновила рекорд, достигнув 71,5 миллиона уникальных посетителей.
В прошлом году в период распродаж на Ozon наблюдалось два заметных тренда:
1. Увеличилось количество крупных заказов, которые покупатели планировали заранее, что положительно сказалось на среднем чеке.
2. Вырос спрос на более дорогие категории товаров, такие как «Электроника», Fashion и Home, что способствовало увеличению средней стоимости товаров на площадке.
В 2024 году маркетплейс планирует вложить в продвижение распродаж уже 3 млрд рублей, чтобы охватить рекламой 110 миллионов человек и привлечь еще больше клиентов.
«Черная пятница» в 2024 году на Ozon
«Черная пятница» на Ozon пройдет с 15 ноября по 3 декабря. Участие в распродажах станет еще более удобным для продавцов:
* Мы обеспечили плавный переход между акциями, чтобы вы могли без проблем перемещаться между распродажами.
* Акции «Бустинг х2», «Бустинг х3» и «Бустинг х4» стали бессрочными, и продавцы могут сами решать, когда добавлять и удалять товары.
* К высокому сезону мы подготовили единый Excel-файл по всем акциям, который поможет вам управлять товарами и ценами.
* Для продавцов уже действует мотивационная программа: если вы удержите определенную долю продаж по акциям, то сможете получить дополнительные бонусы.
За 17 лет существования «Черной пятницы» покупатели уже привыкли заранее составлять списки товаров, копить деньги и отслеживать цены и наличие позиций на складе. Поэтому Ozon заранее разместит баннер «Черной пятницы» на главном экране сайта и приложения, создаст отдельные страницы для каждой акции, продвинет акционные товары в региональной выдаче и пометит их стикерами — таким образом, они всегда будут на виду у покупателей. Кроме того, Ozon инвестирует 2 млрд рублей в рекламу по ТВ и радио, в интернете и на билбордах, чтобы привлечь как можно больше новых клиентов на площадку.
Как продавцам подготовиться к «Черной пятнице»
Рекомендации для продавцов Ozon перед началом распродаж
Перед тем как приступить к распродаже, продавцы Ozon могут обратить внимание на следующие ключевые моменты:
1. **Пополнение запасов.** Необходимо убедиться, что на складе имеется достаточное количество товаров для удовлетворения спроса покупателей. Недостаток запасов может привести к потере прибыли. Стоит учесть, что во время распродаж оборот магазина может увеличиться в четыре раза, поэтому стоит заранее договориться с поставщиками о дополнительных поставках.
2. **Расширение ассортимента.** Если на складе имеется свободное место, можно рассмотреть возможность включения в продажу трендовых позиций, таких как мелкая бытовая техника, товары для дома или подарки к предстоящим праздникам. Это позволит привлечь больше клиентов и увеличить продажи.
3. **Организация логистики.** Продавцам, использующим схемы FBS и realFBS, необходимо адаптировать работу своих складов и курьеров к высокой активности покупателей. В дни распродаж может потребоваться переход на режим без выходных, увеличение количества смен или привлечение дополнительного персонала. Стоит учесть, что и после завершения распродаж нагрузка может оставаться выше обычной из-за возврата импульсивных покупок. Поэтому полезно заранее проверить, насколько четко будут работать все сотрудники и процессы в условиях увеличения количества заказов. Не лишним будет составить «план Б». Для продавцов, использующих схему FBO, самое важное — распределить и поставить свои товары на склады Ozon по всей России до начала акций.
4. **Проверка качества обслуживания.** Перед началом высокого сезона рекомендуется уделить особое внимание тем сотрудникам, которые непосредственно общаются с покупателями. Это могут быть курьеры или контент-менеджеры, отвечающие на отзывы. Во время распродаж часто приходят новые клиенты, и если им понравится отношение продавца и качество сервиса, вероятность повторной покупки станет выше.
5. **Редактирование карточек товаров.** Перед распродажей стоит критически взглянуть на карточки товаров, проверить описания и ключевые слова, добавить качественные фотографии и видеообложки. Можно задать вопрос: «Благодаря чему клиенты заметят мое предложение, а не конкурентов?» Честный ответ поможет понять, насколько хорошо оформлена карточка товара. Например, в тексте будет преимуществом не просто указать характеристики, но и объяснить, что они значат на практике. Например, гейзерная кофеварка объемом 500 мл рассчитана на две большие кружки или на 10 чашечек эспрессо, что позволяет напоить кофе пару человек. А в rich-контенте полезно уделить внимание деталям: показать планку на воротнике и пояснить текстом, что она защищает подбородок ребенка от закусывания молнией.
6. **Установка конкурентных цен.** Узнать, какие цены на аналогичные товары держат конкуренты, можно вручную, листая объявления, или с помощью «Индекса цен» в личном кабинете. Покупатели, которые ждут «Черную пятницу», будут искать самое выгодное предложение.
Как добиться наилучших результатов
Инструменты продвижения на Ozon, которые помогут увеличить продажи в высокий сезон
Продвижение товаров
Все товары, участвующие в акциях Ozon, занимают более высокие позиции в поисковой выдаче маркетплейса. Однако существует множество инструментов, которые можно использовать для продвижения товаров:
* **Трафареты**: помогают создать уникальные описания товаров, что способствует их узнаваемости и привлечению внимания покупателей.
* **Продвижение в поиске**: обеспечивает более высокий рейтинг в результатах поиска, что способствует увеличению продаж.
* **Вывод в топ**: позволяет выводить товары на первые позиции, что также способствует увеличению спроса.
Бонусы продавца
Программа лояльности магазина на маркетплейсе — это эффективный инструмент, позволяющий превратить новых покупателей в постоянных. Она работает следующим образом: клиент, заказывая товары, получает бонусы на следующую покупку в том же магазине. Кроме того, продавец может отправлять бонусы в рассылках, напоминая покупателям о своих предложениях.
Отзывы за баллы
Отзывы покупателей о товарах, которые они уже приобрели, являются важным фактором, способствующим привлечению внимания и повышению доверия к продавцу. Если на позицию еще нет отзывов или их мало, продавец может поощрить клиентов баллами за то, что они делятся впечатлениями о своих покупках. Услуга платная, но обычно быстро окупается. Оценки и комментарии других пользователей привлекают внимание к товару и мотивируют покупателей добавить его в корзину. По данным Ozon за июль 2024 года, товары с отзывами добавляют в корзину в среднем на 60% чаще, чем остальные. А полученные за отзыв баллы побуждают клиентов вернуться и оформить еще один заказ. Также вы можете закрепить самый полезный или информативный отзыв, чтобы его увидело больше покупателей.
Медийная реклама
Баннеры и видеобаннеры на страницах категорий или главной Ozon можно настроить на разные сегменты покупателей. По данным маркетплейса за июль 2024 года, конверсия в покупку при использовании медийной рекламы увеличивается в 10,6 раза.
Как оценить успех «Черной пятницы»
Чтобы оценить, насколько успешно проходит осенний сезон акций, воспользуйтесь аналитикой. Она поможет вам проанализировать результаты вашей маркетинговой кампании и при необходимости скорректировать стратегию сразу после распродажи или во время следующей. Например, на основе аналитики можно перераспределить товары по складам в зависимости от спроса в разных регионах.
В разделе «Аналитика» в личном кабинете вы найдете:
- График текущих продаж.
- Сравнение общего и индивидуального роста продаж акционных товаров.
- Портрет покупателей: пол, возраст, место жительства (доступно только для продавцов с Premium-подпиской).
- Позицию вашего товара в категории относительно конкурентов (только для продавцов с Premium-подпиской).
Маркетплейс — это идеальное место для покупок в «Черную пятницу». В эти дни россияне покупают вещи, которые копили весь год, совершают больше спонтанных покупок и начинают заказывать новогодние подарки.
Не упустите возможность воспользоваться повышенным спросом — подготовьтесь к «Черной пятнице» и участвуйте в ней, чтобы увеличить оборот и развить свой бизнес.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!