Приветствуем на канале, посвященном искусству, творчеству и креативу всех ценителей прекрасного и необычного!
Сегодня мы подготовили для вас, дорогие читатели и гости канала, статью, которую надо бы было написать многим раньше. Ведь она о человеке, который внёс огромный личный вклад в формирование ювелирного искусства, о мастере, которого даже спустя сотню лет называют одним из первых, если речь заходит о ювелирах и модерне... о нем, великолепном и гениальном Рене Лалике. Правда ведь, упущение с нашей стороны?
Будем это исправлять!
Рене Жюль Лалик появился на свет в 1860 году в маленьком французском городе Аи провинции Шампань.
Никто и представить не мог, что этому ребенку уготовано стать ювелиром, известным на весь мир. Мать Рене была швеей, а отец продавцом вина. Казалось бы, что Рене должен был пойти по стопам папы, но ему была уготована другая судьба.
Когда мальчику было два, семья переехала в Париж, но каждое лето Лалики возвращались обратно в Аи.
Влияние родного города легко заметить в стеклянных изделиях Рене, украшенных узорами, которые, кажется, черпают вдохновение из самой природы.
Первые уроки живописи мальчик получил в возрасте 12 лет в престижном лицее Тюго, и именно в это время Рене завоевал свою первую награду за талантливый рисунок.
В 1876 году умер отец Лалика. В попытке финансово поддержать семью,совсем юный парень (Рене было 16) устроился на работу к знаменитому ювелиру Луи Аукоку.
Параллельно Лалик посещал вечерние занятия в Парижской школе изящных искусств, а вскоре перебрался в Лондон, где продолжил обучение в Колледже искусств Кристал Пэлас.
Именно в этом учебном заведении будущий мастер развил свои навыки рисования и начал применять натуралистический подход в своем творчестве.
Возвратившись в родные места, Рене начал работать над созданием украшений для известных французских ювелиров в качестве внештатного дизайнера, работая в том числе на знаменитые ювелирные дома Cartier и Boucheron. У него неплохо получалось, и в 1885 году он открыл собственное дело по производству стеклянных изделий, а спустя ещё пять лет завел собственный ювелирный магазин.
В творческой свободе Лалик ушел от традиционных техник своих ранних произведений и начал воплощать мотивы, соответствующие стилю модерн, который только-только зародился в Европе.
Он начал создавать ювелирные изделия для женщин, где наряду с драгоценными бриллиантами, обрамленными в цветном золоте и эмали, появляются менее дорогие декоративные камни, стекло, а также слоновая кость, рог и черепаховый панцирь - казалось бы, мешанина, безвкусица! Но нет. Мастерски использованные, эти материалы максимально эффективно передавали текстуру растительности, создавая трёхмерную перспективу посредством тонких тональных переходов и многогранности оттенков.
Именно во времена максимальной свободы и поисков Рене создал несколько своих самых знаменитых украшений и начал проводить эксперименты с использованием стекла.
Критики утверждали, что несмотря на то, что создаваемые Лаликом украшения бесспорно прекрасны и выполнены на высочайшем уровне, носить их можно лишь на сцене, а не в повседневной жизни. Но публика решила иначе, поддержав дерзкого новатора.
Лалик первым из известных ювелиров стал объединять драгоценные материалы с эмалью, стеклом и другими вспомогательными компонентами. Ранее подобный подход считался недостойным, так как сложно было представить сочетание таких элементов в дорогих ювелирных изделиях. Для Рене на первом месте были не размеры камней или вес используемого золота, а эстетика самих изделий, красота которых достигалась благодаря таким оригинальным вставкам.
Кстати, за счёт включения в украшения новых недорогих материалов, ювелирные изделия стали более доступны массовому потребителю, и это стало одной из гениальных маркетинговых побед Лалика.
Три буквы «F»: «женщина» (femme) «растительность» (flore) и «животный мир» (faune) - стали ключевыми темами, которые прославили имя мастера ювелирного искусства.
Всемирная выставка, прошедшая в Париже в 1900 году, стала выдающимся событием для Лалика, который был признан ведущим ювелиром Франции. Он лично спроектировал удивительной красоты выставочный стенд, который сам по себе являлся произведением искусства:
Ранее, в 1897 году, после его победы на выставке в Брюсселе, он уже получил Орден Почетного Легиона и новая победа, казалось бы, должна был стать вершиной его ювелирной карьеры. Но Рене был не тем, кто останавливается на достигнутом.
Лалик, вероятно, был одним из первых ювелиров, кто понял, как эффективно использовать светскую знаменитость для продвижения своей продукции и в этом заключается ещё один его гений - маркетинговый.
Сара Бернар в то время была настоящей дивой ее называли «знаменитейшей актрисой всех времен». Она была эксцентричной, капризной и требовательной, тратя миллионы на предметы роскоши. Ее драматическая игра сочеталась с вызывающими декоративными костюмами, которые производили впечатление как на искушённых театралов, так и на креативную элиту — от Бернар были без ума отец и сын Дюма, а также многие писатели, композиторы и художники.
Лалик начал создавать для нее сценические украшения: великолепные ожерелья, широкие браслеты, броские серьги и диадемы.
Украшения Бернар становились предметом обсуждения в самых модных кругах, и благодаря ее влиянию Лалик из искусного ремесленника быстро зарекомендовал себя как непревзойденный художник. Бернар обожала его работы, а он восхищался ею в своих украшениях. При этом Лалик оттеснил на задний план других поклонников актрисы, которые также предлагали ей свои ювелирные изделия - таких как Альфонс Муха и Жорж Фуке.
В 1907 году Лалик начал своё сотрудничество с парфюмером Франсуа Коти, разрабатывая уникальные флаконы для его парфюмов. Он создал тысячи изящных и новаторских бутылочек, представленных более чем в 250 различных вариантах.
Прежде чем Лалик ворвался в мир парфюмерии, флаконы для духов имели простой и банальный вид. Ювелир осознал, что такие привычные вещи можно превратить в настоящие произведения искусства.
Совместная работа Коти и Лалика произвела настоящую революцию в индустрии ароматов, поскольку именно благодаря их вкладу духи начали продаваться в изящных красивых флаконах.
Вслед за Коти заказы стали делать и другие парфюмеры. Более 250 ароматов от Gallet, Houbigant, d'Orsay, Worth, Guerlain и многих других продавались во флаконах работы Лалика.
В возрасте 40 лет Лалик достиг невероятных высот, о которых мог только мечтать, основав собственное дело. Однако он всегда стремился к новым открытиям.
На финальном этапе карьеры Лалика наблюдается его постоянное стремление к экспериментам с необычным материалом — стеклом. За время своей профессиональной деятельности он создал свыше 1 500 изделий из стекла, которые проявились в различных формах, включая посуду, очки, подставки для ножей, светильники, пепельницы, пресс-папье, вазы, ювелирные украшения и чернильницы.
После 1918 года художественные концепции Лалика начали эволюционировать под влиянием стиля арт-деко. Будучи как креативной личностью, так и бизнесменом, он чутко реагировал на изменения в общественных предпочтениях, постепенно отходя от прежней экстравагантности форм и сложности линий, а также резких контрастов и гротеска. В его работах нарастало ощущение гармонии и простоты форм.
Самые редкие работы Лалика созданы с использованием древней египетской технологии, известной как «тающий воск» (cire perdue). Известно о 125 произведениях, которые Лалик изготовил с помощью этой техники.
Мастер-модель, включая элементы декора, вырезали из воска, после чего на нее наносился слой глины или гипса. Детали оставляли точные отпечатки на глиняной поверхности. Затем изделие подвергали обжигу; в процессе работы воск вытекал, а в образовавшуюся полость заливали стекло. После завершения обжига глиняная форма разбивалась, и из нее извлекали готовое стеклянное изделие - такие произведения были уникальны, так как форма делалась для каждого индивидуально.
В 1912 году Лалик организовал финальную выставку ювелирных изделий, после чего он сосредоточился на работе своего стекольного завода и начал принимать крупные заказы, связанные с архитектурным дизайном и оформлением интерьеров.
В 1927 году 30 тонн стеклянных перегородок, панелей и панно Лалика пересекли Атлантику, чтобы украсить знаменитое здание Oviatt Building в Лос-Анджелесе, ставшее ярким образцом архитектуры ар-деко.
Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы». Его необычность заключается в том, что, когда на стекло падает свет, оно отливает синеватым цветом, а если подсветить его с внутренней стороны, то стекло приобретает полупрозрачный янтарный оттенок.
Не снижая темпа своего творчества, художник продолжает исследовать новые техники, и в 1925 году возникает еще один способ художественной обработки стекла — сатинирование, при котором с использованием кислоты достигается эффект сатиновой текстуры на поверхности.
В 1920—1930-х годах Лалика часто называют maitre verrier (маэстро стекла). Важнейшим залогом гармонии его творчества является глубокое понимание материала, с которым он работает.
Рене также оставил свой отпечаток в области автомобильного дизайна. В 1920–1930-х годах маскоты — символы удачи и защитники, использованные для украшения капотов автомобилей, стали очень популярными. Всё больше автомобилистов хотели, чтобы эти фигурки выглядели как настоящие произведения искусства. Это стало вызовом для Рене Лалика, который приступил к созданию 29 таких уникальных маскотов.
Он разрабатывал их в виде женских силуэтов, а также изображений животных и птиц. Эти статуэтки изготавливались из стеклянного материала и имели внутреннюю подсветку, которая добавляла им особое очарование.
С 1937 года Рене Лалик испытывал проблемы с артритом, что сказывалось на его профессиональной жизни. Постепенно состояние здоровья художника стало ухудшаться, но он продолжал руководить своими производствами, постоянно генерируя новые идеи.
Рене Лалик ушел из жизни в возрасте 85 лет в 1945 году, оставив после себя множество уникальных произведений, которые сегодня становятся предметом интенсивного спроса на аукционах.
А вы любите работы маэстро Лалика? Напишите своё мнение в комментариях ⬇️