Вавилонская блудница - образ, основанный на книге Откровения Иоанна Богослова и ставший символом греха и искушения. В современном понятии вавилонская блудница является женщиной лёгкого поведения, однако ее образ до сих пор является предметом богословских толкований и споров.
Явившийся Иоанну Богослову ангел предложил ему увидеть "суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле" (Откр. 17:1-2).
Ангел повел Иоанна в пустыню, где тот:
"...увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим".
Здесь стоит сделать небольшое уточнение: 7 голов – это, возможно, цари земные, 5 из них пали, 1 правит, последний ещё не пришёл и недолго ему быть. Также 7 голов зверя трактовали не только как 7 смертных грехов, но и как 7 холмов, на которых воздвигнут Рим. 10 рогов – 10 царей, на смену которым придёт один, то есть Антихрист.
Интересна трактовка и других символов. Зверь багряного цвета – антихрист. Его цвет символизирует власть, которая связана с большим количеством крови. Порфира символизирует царство, а золотая чаша – ложное учение, которому поверят многие.
В рассказе Иоанна образ блудницы олицетворён в Вавилоне (по-гречески город, πόλις, женского рода). Таким образом, вавилонская блудница — это не женщина, а метафора Вавилона, города бесчестия и разврата. Его сравнивают с другими городами, уничтоженными Богом за грехи и разврат — Содомом и Гоморрой.
"...и воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы".
В качестве исторического прообраза блудницы могут выступать жрицы малоазийских храмов. Наиболее раннее описание храмовой проституции в Вавилоне было сделано Геродотом (для желающих узнать подробнее - Геродот, История I, 199).
Еще одним историческим прообразом может выступать Мессалина, третья жена императора Клавдия. Её распутство в красках описано Тацитом и Светонием. Иоанн Богослов, написавший свой Апокалипсис уже после смерти Мессалины, мог быть наслышан о её похождениях и воплотить её образ в вавилонской блуднице. Мессалина прославилась (в том числе) тем, что по ночам под видом проститутки приходила в один из римских лупанариев (публичный дом).
Можно встретить и достаточно необычную трактовку образа блудницы как города. Наиболее распространённым толкованием является соответствие образа блудницы Риму. Также можно встретить теорию, согласно которой этим городом является Иерусалим и даже Москва (у старообрядцев).
Вавилонская блудница изображается согласно священному тексту как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке. Картин с изображением вавилонской блудницы практически нет, так как сюжет остаётся прерогативой книжной миниатюры, гравюр и карикатур.
Образ блудницы представлен в серии шпалер конца XV века "Анжерский апокалипсис", образцом для которого послужили миниатюры из "Комментариев к Апокалипсису" X века.
Гораздо реже сюжет можно встретить на фресках, интересным примером может служить фресковый цикл на сюжет Апокалипсиса Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, созданный в XVII веке (фрески пятого яруса западной стены).
К наиболее известным изображениям можно отнести гравюру Альбрехта Дюрера. Художник изобразил неоднозначную героиню в образе венецианской куртизанки, которую зарисовал с натуры. Зверь Апокалипсиса, на котором сидит блудница, изображён так, чтобы максимально подчеркнуть его уродство. Этому способствует детальная прорисовка семи голов, которые органически не сливаются с его туловищем.
В руке у блудницы золотая чаша работы нюрнбергского ювелира. Дорогие браслеты украшают руки, обруч с драгоценными камнями сдерживает волосы. Однако в ее облике чувствуется нечто зловещее.
Богатство и красота блудницы не вечные — совсем скоро она будет брошена в бедность, наготу и одиночество, подобно зверю, который "пойдёт в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни… видя, что зверь был, и нет его" (Откр. 17:8).
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: