Найти тему
ПИНАКОТЕКА

СТИЛЬ: НЕОГОТИКА

Из лекций С.В.Стахорского

Неоготика — стилевое течение в европейской архитектуре ХIХ–ХХ веков, ориентированное на готику средневековья. Постройки неоготики имеют разное назначение: церкви, дворцы, ратуши, жилые дома, павильоны, мемориалы. Они созданы на основе современных технологий строительства, но оформлены в готическом стиле. Здания декорируют порталы в форме вимперга, окна с витражами, аркады, ажурные рельефы, нервюры, контрфорсы вдоль стен, краббы на карнизах, кровлях и шатрах, стрельчатые башни. В неоготике, как и в исторической готике, вертикали доминируют над горизонталями.

Культурно-историческая параллель неоготики — «русский стиль», использующий элементы церковного и теремного зодчества Древней Руси. Появление и расцвет неоготики и «русского стиля» приходится на одно время. Оба течения были вызваны к жизни романтиками, возвращавшими в культурный оборот литературу и искусство средневековья. В то время австрийские и немецкие художники, входившие в объединение назарейцев, образуют коммуну по типу средневековых цехов, и в ней делят кров и стол, и часто занимаются творчеством совместно. Тогда же английские романтики, увлеченные искусством до Рафаэля, до Высокого Возрождения, организовали союз прерафаэлитов.

Историческая готика не затронула Древнюю Русь: теперь же отечественные архитекторы обращаются к неоготике, а их западные коллеги проектируют здания в «русском стиле».

На период неоготики приходится окончание начатого в средние века строительства храмов. В Кельне в 1880-м завершилось возведение кафедрального собора, строившегося с 1248 года в течении 632 лет. На 1880 год это было самое высокое сооружение человечества: высота его башен достигала двухсот метров. Первенство, однако, продержалось недолго, и через девять лет перешло к Эйфелевой башне.

В 1813-м архитектор Карло Амати выполнил «игольчатый» фасад Миланского Дуомо, но строительство продолжалось еще 150 лет, всего же составило 579 лет. В конце ХIХ века, через 648 лет, в Будапеште достроили церковь Матьяша и рядом с ней возвели Рыбацкий бастион — галерею с шатровыми башнями. 1929-й стал последним годом в истории сооружения собора Святого Вита в Праге, длившегося 585 лет.

Карл Хазенпфлуг. «Кельнский собор», 1836 год. Муниципальный музей, Кельн (картина написана, когда башни собора еще не были достроены)
Карл Хазенпфлуг. «Кельнский собор», 1836 год. Муниципальный музей, Кельн (картина написана, когда башни собора еще не были достроены)
Западный фасад Дуомо, 1386–1965 годы. Милан
Западный фасад Дуомо, 1386–1965 годы. Милан
Башенки на контрфорсах Дуомо, 1386–1965 годы. Милан
Башенки на контрфорсах Дуомо, 1386–1965 годы. Милан
Церковь Матьяша, 1250–1896 годы. Будапешт
Церковь Матьяша, 1250–1896 годы. Будапешт

В стиле неоготики были построены здания, ставшие символом города и страны: Биг-Бен и парламент в Лондоне, парламентский дворец в Будапеште, Дворец мира в Гааге.

Биг-Бен, архитектор Огастес Пьюджин, 1859 год. Лондон
Биг-Бен, архитектор Огастес Пьюджин, 1859 год. Лондон
Джон Маквикар Андерсон. «Вид на Вестминстерское аббатство и здание парламента», 1870 год. Частная коллекция
Джон Маквикар Андерсон. «Вид на Вестминстерское аббатство и здание парламента», 1870 год. Частная коллекция
Парламентский дворец, архитектор Имре Штейндль, 1885–1904 годы. Будапешт
Парламентский дворец, архитектор Имре Штейндль, 1885–1904 годы. Будапешт
Дворец мира, архитектор Луис Кордонье, 1907–1913 годы. Гаага
Дворец мира, архитектор Луис Кордонье, 1907–1913 годы. Гаага

Среди памятников неоготики следует отметить мемориал принца Альберта в Лондоне (скульптура принца установлена под шатровым навесом).

Мемориал принца Альберта, архитектор Джордж Гилберт Скотт, 1835 год. Лондон
Мемориал принца Альберта, архитектор Джордж Гилберт Скотт, 1835 год. Лондон

Расположенный на центральной площади Брюсселя Хлебный дом, или Дом короля, представляет собой воссоздание готической постройки (в разные века она служила то местом торговли хлебом, то ведомством брабантских герцогов), снесенной из-за ветхости в 1875 году. Новое здание — не точная копия прежнего: архитектор Пьер-Виктор Ямар усилил декор фасадов.

Хлебный дом, архитектор Пьер-Виктор Ямар, 1896 год. Брюссель
Хлебный дом, архитектор Пьер-Виктор Ямар, 1896 год. Брюссель
Хлебный дом, архитектор Пьер-Виктор Ямар, 1896 год. Брюссель
Хлебный дом, архитектор Пьер-Виктор Ямар, 1896 год. Брюссель

Провинциальный хоф на Рыночной площади Брюгге — архитектурная реплика расположенного неподалеку здания ратуши, построенной в 1377–1421 годах.

Провинциальный хоф, 1881–1921 годы. Брюгге
Провинциальный хоф, 1881–1921 годы. Брюгге

В окрестностях Барселоны на вершине горы Тибидабу возведен храм Святого Сердца: на центральной башне установлена бронзовая статуя Иисуса, изображенного с распростертыми, как крылья, руками. Кажется, что храм сейчас оторвется от скалы и воспарит вместе с Христом.

Храм Святого Сердца, архитектор Энрик Санье, 1902–1961 годы. Барселона
Храм Святого Сердца, архитектор Энрик Санье, 1902–1961 годы. Барселона
Храм Святого Сердца, архитектор Энрик Санье, 1902–1961 годы. Барселона
Храм Святого Сердца, архитектор Энрик Санье, 1902–1961 годы. Барселона

Замечательный образец неоготики — замок Нойшванштайн в Баварии, построенный для баварского короля Людвига. В скульптурах и фресках замка воплощены средневековые предания, послужившие сюжетами опер Рихарда Вагнера, страстным почитателем которого был король Людвиг.

Нойшванштайн, 1869–1886 годы. Бавария
Нойшванштайн, 1869–1886 годы. Бавария

Антонио Гауди в архитектуре собора Саграда Фамилья смешивает готику (неоготику) и модерн. Фасад Рождества построен на традиционных готических вертикалях, взмывающих в небо, но они лишены прямолинейности, изгибаются и растекаются, будто расплавленные жарким солнцем Каталонии.

Собор Саграда Фамилья — фасад Рождества, архитектор Антонио Гауди, 1892–1925 годы. Барселона
Собор Саграда Фамилья — фасад Рождества, архитектор Антонио Гауди, 1892–1925 годы. Барселона

Первые сооружения русской неоготики датируются концом ХVIII века. В Петербурге Юрий Фельтен построил Чесменскую церковь, Василий Баженов — церковь в подмосковном селе Быково.

Чесменская церковь, архитектор Юрий Фельтен, 1777–1780 годы. Санкт-Петербург
Чесменская церковь, архитектор Юрий Фельтен, 1777–1780 годы. Санкт-Петербург
Чесменская церковь, архитектор Юрий Фельтен, 1777–1780 годы. Санкт-Петербург
Чесменская церковь, архитектор Юрий Фельтен, 1777–1780 годы. Санкт-Петербург
Владимирская церковь, архитектор Василий Баженов, 1782–1789 годы. Село Быково
Владимирская церковь, архитектор Василий Баженов, 1782–1789 годы. Село Быково

Смесь готики, барокко и классицизма демонстрирует дворцовый ансамбль Царицыно, начатый Баженовым, продолженный после его отставки Матвеем Казаковым и оставшийся недостроенным.

Третий Кавалерский корпус, архитектор Василий Баженов, 1784 год. Царицыно, Москва
Третий Кавалерский корпус, архитектор Василий Баженов, 1784 год. Царицыно, Москва
Оперный дом, архитектор Василий Баженов, 1778 год. Царицыно, Москва
Оперный дом, архитектор Василий Баженов, 1778 год. Царицыно, Москва

К неоготике обращался ученик Баженова и Казакова Иван Еготов: по его проекту в подмосковном селе Царёво, имении Дурасова, возведена усадебная церковь.

Храм Николая Чудотворца, архитектор Иван Еготов, 1816 год. Село Царёво
Храм Николая Чудотворца, архитектор Иван Еготов, 1816 год. Село Царёво

Адам Менелас в стиле неоготики строит в спроектированном им парке Александрия под Петербургом Капеллу, домашнюю церковь царской семьи, освященную в честь Александра Невского. В Капелле установлены 43 фигуры святых, выбитые из меди по рисункам Василия Демут-Малиновского. Готический декор Менелас применяет в расположенном неподалеку дворце под названием Коттедж.

Капелла, архитектор Адам Менелас, 1831–1834 годы. Парк Александрия, Петергоф
Капелла, архитектор Адам Менелас, 1831–1834 годы. Парк Александрия, Петергоф

Самый известный объект русской неоготики ХХ века — Ласточкино гнездо, маленький замок на вершине скалы мыса Ай-Тодор в Крыму. Ласточкино гнездо буквально висит над морем, оправдывая тем самым свое название.

Ласточкино гнездо, архитектор Николай Шервуд, 1912 год. Поселок Гаспра, Крым
Ласточкино гнездо, архитектор Николай Шервуд, 1912 год. Поселок Гаспра, Крым

Оригинальная стилизация башенной готики — Watts Towers в Лос-Анджелесе: 17 декоративных башен, построенных Саймоном Родиа в квартале Уоттс. Башни сделаны из стальной арматуры и покрыты осколками бутылочного стекла, керамическими черепками, ракушками; самая высокая достигает 30 метров. Родиа строил башни на купленном им участке земли в свободное от основной работы время, и это строительство растянулось на 34 года — с 1921 по 1955-й.

Watts Towers, архитектор Саймон Родиа, 1921–1955 годы. Лос-Анджелес
Watts Towers, архитектор Саймон Родиа, 1921–1955 годы. Лос-Анджелес

© Стахорский С.В.

-27