Из лекций С.В.Стахорского
Неоготика — стилевое течение в европейской архитектуре ХIХ–ХХ веков, ориентированное на готику средневековья. Постройки неоготики имеют разное назначение: церкви, дворцы, ратуши, жилые дома, павильоны, мемориалы. Они созданы на основе современных технологий строительства, но оформлены в готическом стиле. Здания декорируют порталы в форме вимперга, окна с витражами, аркады, ажурные рельефы, нервюры, контрфорсы вдоль стен, краббы на карнизах, кровлях и шатрах, стрельчатые башни. В неоготике, как и в исторической готике, вертикали доминируют над горизонталями.
Культурно-историческая параллель неоготики — «русский стиль», использующий элементы церковного и теремного зодчества Древней Руси. Появление и расцвет неоготики и «русского стиля» приходится на одно время. Оба течения были вызваны к жизни романтиками, возвращавшими в культурный оборот литературу и искусство средневековья. В то время австрийские и немецкие художники, входившие в объединение назарейцев, образуют коммуну по типу средневековых цехов, и в ней делят кров и стол, и часто занимаются творчеством совместно. Тогда же английские романтики, увлеченные искусством до Рафаэля, до Высокого Возрождения, организовали союз прерафаэлитов.
Историческая готика не затронула Древнюю Русь: теперь же отечественные архитекторы обращаются к неоготике, а их западные коллеги проектируют здания в «русском стиле».
На период неоготики приходится окончание начатого в средние века строительства храмов. В Кельне в 1880-м завершилось возведение кафедрального собора, строившегося с 1248 года в течении 632 лет. На 1880 год это было самое высокое сооружение человечества: высота его башен достигала двухсот метров. Первенство, однако, продержалось недолго, и через девять лет перешло к Эйфелевой башне.
В 1813-м архитектор Карло Амати выполнил «игольчатый» фасад Миланского Дуомо, но строительство продолжалось еще 150 лет, всего же составило 579 лет. В конце ХIХ века, через 648 лет, в Будапеште достроили церковь Матьяша и рядом с ней возвели Рыбацкий бастион — галерею с шатровыми башнями. 1929-й стал последним годом в истории сооружения собора Святого Вита в Праге, длившегося 585 лет.
В стиле неоготики были построены здания, ставшие символом города и страны: Биг-Бен и парламент в Лондоне, парламентский дворец в Будапеште, Дворец мира в Гааге.
Среди памятников неоготики следует отметить мемориал принца Альберта в Лондоне (скульптура принца установлена под шатровым навесом).
Расположенный на центральной площади Брюсселя Хлебный дом, или Дом короля, представляет собой воссоздание готической постройки (в разные века она служила то местом торговли хлебом, то ведомством брабантских герцогов), снесенной из-за ветхости в 1875 году. Новое здание — не точная копия прежнего: архитектор Пьер-Виктор Ямар усилил декор фасадов.
Провинциальный хоф на Рыночной площади Брюгге — архитектурная реплика расположенного неподалеку здания ратуши, построенной в 1377–1421 годах.
В окрестностях Барселоны на вершине горы Тибидабу возведен храм Святого Сердца: на центральной башне установлена бронзовая статуя Иисуса, изображенного с распростертыми, как крылья, руками. Кажется, что храм сейчас оторвется от скалы и воспарит вместе с Христом.
Замечательный образец неоготики — замок Нойшванштайн в Баварии, построенный для баварского короля Людвига. В скульптурах и фресках замка воплощены средневековые предания, послужившие сюжетами опер Рихарда Вагнера, страстным почитателем которого был король Людвиг.
Антонио Гауди в архитектуре собора Саграда Фамилья смешивает готику (неоготику) и модерн. Фасад Рождества построен на традиционных готических вертикалях, взмывающих в небо, но они лишены прямолинейности, изгибаются и растекаются, будто расплавленные жарким солнцем Каталонии.
Первые сооружения русской неоготики датируются концом ХVIII века. В Петербурге Юрий Фельтен построил Чесменскую церковь, Василий Баженов — церковь в подмосковном селе Быково.
Смесь готики, барокко и классицизма демонстрирует дворцовый ансамбль Царицыно, начатый Баженовым, продолженный после его отставки Матвеем Казаковым и оставшийся недостроенным.
К неоготике обращался ученик Баженова и Казакова Иван Еготов: по его проекту в подмосковном селе Царёво, имении Дурасова, возведена усадебная церковь.
Адам Менелас в стиле неоготики строит в спроектированном им парке Александрия под Петербургом Капеллу, домашнюю церковь царской семьи, освященную в честь Александра Невского. В Капелле установлены 43 фигуры святых, выбитые из меди по рисункам Василия Демут-Малиновского. Готический декор Менелас применяет в расположенном неподалеку дворце под названием Коттедж.
Самый известный объект русской неоготики ХХ века — Ласточкино гнездо, маленький замок на вершине скалы мыса Ай-Тодор в Крыму. Ласточкино гнездо буквально висит над морем, оправдывая тем самым свое название.
Оригинальная стилизация башенной готики — Watts Towers в Лос-Анджелесе: 17 декоративных башен, построенных Саймоном Родиа в квартале Уоттс. Башни сделаны из стальной арматуры и покрыты осколками бутылочного стекла, керамическими черепками, ракушками; самая высокая достигает 30 метров. Родиа строил башни на купленном им участке земли в свободное от основной работы время, и это строительство растянулось на 34 года — с 1921 по 1955-й.
© Стахорский С.В.