«Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покорили ей всех», - писала Надежда Михайловна Еропкина о своей подруге и дальней родственнице Наталье Николаевне Гончаровой.
Кто из современников написал воспоминания о детстве и юности Натальи Николаевны Гончаровой?
Сергей Николаевич Гончаров
Из всей большой семьи Гончаровых воспоминания оставил только младший брат Натали – Сергей.
Ну, как «воспоминания». В 1836 году, в 21 год, он ушел с военной службы в отставку из-за неподобающего для офицера царской армии брака. Перешел на гражданскую службу и жил в родительском доме с семьей.
Позднее Сергей Николаевич общался с цветом русской культуры, например, великим актером Михаилом Щепкиным. И окружение Гончарова долго «давило» на него, чтобы записал воспоминания о Пушкине, которого видел подростком во время сватовства.
Сергей, видимо, помалкивал, что иногда жил в доме замужней сестры Натальи и играл с Пушкиным в шашки. Иначе бы Щепкин и остальные его в комнате заперли и заставили вспоминать каждую партию. [Шутка]
Воспоминания Сергея редко используют в книгах о Пушкине, потому что влюбленный до самозабвения поэт предстает в них… ну, не очень умным и воспитанным человеком. И из них легко понять, что тёща – вовсе не монстр.
Теща поэта Наталья Ивановна Гончарова была фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны (жены Александра I). В доме Гончаровых на почетном месте висели портреты царской четы, и бывшая фрейлина молилась за супругов и НА них. Пушкин высмеивал мать своей невесты за ЭТО.
Помните, все как мантру повторяют, что летом 1830 года разразился скандал и почти сговоренная с дедом свадьба расстроилась из-за матери Натали? Ищите причины скандалов в воспоминаниях Сергея Николаевича.
А причины скандалов весной 1831 года - в воспоминаниях Александры Араповой.
Понятно, почему пушкинисты игнорируют мемуары младшего брата Натали? Только-только погасили дело о скабрезной и еретичной «Гаврилиаде», а наше всё язык за зубами в доме будущей жены не держит. Семья религиозная, пришел почти жених и…?
Надежда Михайловна Еропкина
Обычно о ней пишут: подруга детства Натальи Гончаровой. Но я как-то поинтересовалась предками этой мемуаристки, и выяснилось, что Еропкины с Гончаровыми в родстве.
Какое точно – не помню, и тратить время на составление генеалогического древа двух семей ради этой статьи – не буду. Мне и так надоело удалять комментарии «Автор всё врет! Такой подруги у Натали не было!» Вчера удалила пожелание мне разбиться на-сме-рть за статью о других женихах Натали.
Надежда Еропкина старше Натали на 4 года. Она по возрасту больше подруга для Екатерины Николаевны Гончаровой.
Надежда Михайловна вспоминала: «С Пушкиным познакомилась я весною 1830 года. Встречалась я с ним довольно часто, но поговорить подольше пришлось только два раза. В последний раз видела я его влюбленным женихом в 1831 году.»
Тоже не очень публикуются эти воспоминания о поэте. Дядя Надежды Еропкиной спас Москву от чу-мы в 1771 году. Лавры достались фавориту Екатерины II. Но москвичи-то всё помнили…
Надежда воспитывалась в доме дяди, чьи заслуги приписали Григорию Орлову. Девушка – патриотка Москвы. А Пушкину, видимо, и в 30 лет свойственно поведение подростка. Религиозную тещу высмеивать в ее доме, москвичке Еропкиной на балу рассказывать, какая Москва отвратительная…
Через неделю на каком-то скучном вечере, куда приглашенные Гончаровы не приехали, а Пушкин их ждал и нервничал, состоялся второй разговор. В результате кузен Еропкиной Павел Воинович Нащокин принес девушке стихи Пушкина:
Вольтерианке молодой,
Защитнице Москвы седой.
Воспоминания Надежды Михайловны о Наталье Николаевне Гончаровой можно найти в книгах Ирины Ободовской и Михаила Дементьева. Текст занимает почти две печатные страницы. Обычно в других книгах можно найти эти цитаты:
«Место первой красавицы Москвы осталось за нею» и «Всегда восхищалась ею».
Москвичка, родственница и подруга, близко знавшая семью Гончаровых, писала:
Воспоминания Надежды Еропкиной дербанят на цитаты в зависимости от цели написания своего текста. Потому что имеются еще фразы, в которых Еропкина резко проходится по семье Гончаровых, отказывает Натали в уме и образовании, заявляет о тратах на наряды, из-за чего Пушкину было тяжело и т.д. Современники не знали, что трех сестер содержала их бездетная тетушка-фрейлина:
Наталиненавистники чаще обращаются к воспоминаниям другой подруги юности.
Княгиня Екатерина Алексеевна Долгорукова (в девичестве – Малиновская)
Екатерина Алексеевна Малиновская (в замужестве - княгиня Долгорукова) собственно мемуаров не писала. В 1840-е годы первые пушкинисты кинулись к знакомым и родственникам поэта фиксировать их воспоминания. Один из пушкинистов записал то, что княгиня говорила вслух.
У Черейского в сборнике об окружении Пушкина есть данные о княгине Е.А. Долгоруковой, имеются ссылки на источники. По-моему, там путаница в сносках.
По книге Черейского можно определить, когда воспоминания Долгоруковой-Малиновской впервые появились в печати. «Лермонтовская энциклопедия» дает такие ссылки:
Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Худ. лит., 1977. — C 16–17;
Бартенев П. Еще о последних днях жизни и кончине Пушкина // Русский архив, 1908. — кн. 3. № 10. — С. 295;
Бартенев П. На долгом веку моем встречался я… // Русский архив, 1911, кн. 3. № 9. — С. 159.
К тому моменту, когда Екатерина Алексеевна рассказала о Натали и о Пушкине, её семейная личная жизнь рухнула из-за мотовства мужа-князя. В 1843 году она умудрилась развестись и поселилась у своих родственников с детьми.
Я бы ее воспоминания делила на 2 или на 10.
Историю о том, как Малиновская дала Наталье Гончаровой свои бальные туфельки (у них одинаковый размер ноги) некоторые любят цитировать как доказательство того, что сестры Гончаровы постоянно приезжали на все балы в непотребном виде.
Один раз дала свою обувь – ой, фсё!
«Мне в жизни так не повезло,
Однажды я разбил стекло» (с) советский детский стих
Малиновская в воспоминаниях также утверждает, что Пушкин впервые увидел Натали в 1826 году, на детском балу Йогеля. Ее дата вызывает целую дискуссию у современных пушкинистов: так где и когда? И сколько лет Натали? 14 или 16? Ай, Пушкин-затейник!
Также первый пушкинист Бартенев записал, что Малиновская находилась рядом с поэтом, когда Александр Сергеевич отправлялся к праотцам. Буквально всё время сидела рядом. А ни один из находившихся в квартире на Мойке 12 этого не подтверждает.
Муж Екатерины Алексеевны – сослуживец Михаила Лермонтова. Так что в воспоминаниях княгини есть фразы:
«подружилась с Лермонтовым, товарищем ее мужа»
«Лермонтов раскрывал перед ней тайны души своей»
Наталия Смирнова, поищите информацию в книге Черейского (ищите 2-е издание, оно с исправлениями, хотя тоже с ошибками) и по ссылкам выше. Собственно книги мемуаров нет и не было. Есть цитирование записей, сделанных Бартеневым.
***
Возможно, что архивах лежат и другие записи о детстве и юности Натали. Но даже архив Гончаровых переводился не 100%, а только выбиралось относительно Пушкина. Кропотливый труд переводить рукописные тексты на французском 200-летней давности на себя никто не берет. Архивы хранятся, но не изучаются в силу многих причин. Как я уже писала здесь, мусолят одно и тоже: