Найти тему

Игрушки для развития ребенка от рождения до 3х лет

Оглавление

Записаться на занятия онлайн к логопеду:

Правила выбора игрушек

Оксана: - Сначала бы хотелось бы рассказать вообще, как выбрать правильно игрушки, потому что сейчас многообразие такое в магазинах, что родители теряются. Что же выбрать, какую игрушку лучше, для чего эта игрушка. Я бы руководствовалась несколькими принципами. Первое – это берём игрушку по возрасту. Всё-таки у каждой игрушки есть свой возраст, есть маркировка, допустим, ноль плюс или полтора года плюс. Погремушкой мы будем играть в младенчестве, а строить башенки это уже будет позднее. Затем безопасность и качеством.
Первое правило (крайне важное): игрушка должна не пахнуть ничем токсичным для ребенка. Желательно, чтобы до года игрушка была деревянной.

Ирина: - Детские деревянные игрушки. Как ни странно, это идеальный вариант оказался именно для малышей. Потому что они экологичные

Оксана: - Второе правило: игрушка должна развивать и соответствовать интересам, потому что у каждого ребенка свои индивидуальные интересы. Кому-то нравятся лошадки, кому-то нравятся машинки, кому-то нравятся бегемотики, а маме, допустим, нравятся верблюды, и она хочет упорно покупать верблюда, может быть он понравится моему ребёнку? Не нравится, но, может быть, второй точно понравится. Может быть, первый был не настолько красивым. Поэтому всё-таки отталкивайтесь от интереса ребёнка. И если вдруг ему нравятся лошадки, то вы на этой теме интереса можете развить много разных способностей ребёнка, психологических моментов. То есть вы можете эти лошадок и рисовать, вы можете лошадок лепить, вы можете лошадок перевозить, отрабатывать речевые обороты, развивать и глагольный словарь, и предметный.

Ирина: - Да, у ребёнка бывают свои предпочтения, такие, что мы родители выбираем «ой, какая красиво сделанная игрушка», а ребёнку фиолетово. Помнишь фильм «Человек-муравей»? Там папа приносит дочке игрушку, а там заяц страшный-страшный, какие-то зубы торчат кривые. И девчушка берёт её говорит «ой, какой он страшный, я его люблю». Вот потрясающе просто. Для нас это реально страшная игрушка. А для ребёнка это самое то.

Оксана: - Третье правило: простота игрушки. Есть хороший стишок. Пакет подарков дарят Васе: машинки, книжки, арбалет. Ребёнок радостно играет в пакет. Поэтому... Игрушка должна быть простой и вызывать много разных творческих идей. Допустим, пакетом ты можешь во всё, что угодно поиграть, то есть придумать, что это какой-то парус от корабля или он просто шуршит особенным образом. Это значит, что игрушка должна быть разноплановой, то есть ни одна должна быть функция.

Ирина: - Я помню, нам ещё в институте рассказывали, кажется, что худшая на свете игрушка, это Барби. Потому что у неё уже всё придумано. У неё есть парикмахерская, у неё есть свой дом, у неё есть муж. В последнее время уже есть и ребёнок у беременной Барби. У неё жизнь удалась. Ребёнку некуда применить свою фантазию. Лучшая на свете игрушка – это щепочка. Кусочек доски. Потому что сейчас это би-би-би-машинка, потом в лужу плюх – это кораблик, а вообще это ляля. У ребёнка тем самым развивается фантазия. И это с давних времён.

Оксана: - Допустим, вот из своего детства рассказываю. Чтобы сделать магнитофон, я брала обычный ластик и рисовала там колонки на нём. И это у меня был магнитофон в домике кукольном. В общем, игрушка чем проще, тем лучше. Ну и желательно, чтобы у этой игрушки ещё была вторая жизнь какая-то. То есть, чем качественнее игрушка, тем она вам прослужит дольше, может быть, для вторых детей или для детей ваших родственников. Или вы куда-нибудь её просто отдадите в детский садик. В общем, выбирать нужно качественные игрушки.
Четвертое правило: игрушка должна легко мыться, то есть она должна быть либо из пластмассы, либо из лакированного дерева, чтобы ребёнок всегда брал чистые игрушки.

Ирина: - Да, поскольку дети, особенно до года, тащат всё в рот в обязательном порядке. Это не какое-то нарушение, он обязан тянуть всё в рот. Поэтому имейте в виду, что всё это будет облизано и обсосано. В детских садах прям нормативы были. Игрушки должны быть моющиеся, а плюшевые игрушки должны быть стирающиеся. Регулярно всё это дело отмывайте.

Оксана: - Да, ну и много плюшевых кружек тоже нехорошо, они пыль собирают, а потом мы жалуемся на бронхиальную астму. Ну и хотелось бы сказать в конце, что играйте с удовольствием, получайте драйв от этого, у вас есть вторая возможность вернуться в детство и прожить её еще разочек.

Какие игрушки использовать от 0 до 3 месяцев

Оксана: - Итак, хочу рассказать сначала, какие игрушки должны быть от нуля до трёх месяцев. Вот вы комочек счастья принесли из роддома, и чем же его радовать?

Ирина: - Мамой.

Оксана: - Что ещё? Мама обязательно. Первые две недели можно ничем, он ещё адаптируется, то есть даже три недели лучше ребёнка оставить. В уютной мягкой кроватке и радоваться с собой 2-4 часа в день. Итак, какие самые первые игрушки? Ну, во-первых, это разнообразные мобили, которые вешаются в кроватку. Это такие круговые карусельки. Они должны быть чем ярче, чем лучше. Выбирайте цвета черные, белые, красные. Эти цвета лучше всего воспринимает ребенок в этом возрасте, потому что зрительные колбочки тоже формируются еще и у него еще все дозревает, зрение в том числе. Поэтому на зрение в этом возрасте особое внимание, потому что оно еще развивается активно в этот период. Как разнообразить этот мобиль? психологи, детские психологи, которые развитием занимаются, рекомендуют делать кубики с лицами. Вы эти лица можете спокойно найти в интернете и сделать ему такие кубики, которые будут вот из этих лиц состоять. И эти кубики желательно также, как и электромобили, вешать на расстоянии 15-20 сантиметров от ребенка. Затем можно еще сделать черно-белые кубики, на которых разные спиральки, разные узоры нарисованы. И примерно раз в две недели менять ему эти все картинки. Таким образом, ребёнок будет сосредотачивать зрение, сосредотачивать взгляд. И, что необходимо как раз ему в этом возрасте, развивать зрительное восприятие.

Ирина: - Тренировать глазные мышцы.

Оксана: - Да. Это важная очень вещь до трех месяцев. Ну и конечно же погремушечки. Маленькие, самые примитивные. Можно уже потихонечку вкладывать ему в кулачок погремушки. Еще очень хорошо заходят воздушные шарики маленькие, которые вы привязываете малышу к ручке, он дёргают ручкой и шарик дёргается вместе с ним. Ещё хорошо идут браслетики звенящие. Есть специальные такие детские браслеты. Вы одеваете их на руку маленькому ребёночку, он тоже ручками дёргает и они у него звенят. Соответственно, формируется и зрительное восприятие, он смотрит, что там звенит у него, и слуховое.

Какие игрушки использовать от 4 до 6 месяцев

Оксана: - Так, сейчас хотелось бы рассказать о периоде с 4 до 6 месяцев, какие лучше выбирать игрушки. Во-первых, это разные прорезыватели для зубов.

Ирина: - Что это такое? Это такие штучки, которые ребёнок может держать в кулачке. Мы приобрели жирафика, держишь за ножку, держишь за шейку, а рожками можешь точить себе дёсны. Это пластиковые или прорезиненные игрушки, которыми ребёнок стимулирует ротовой аппарат.

Оксана: - Да, это очень хорошая вещь. Это надолго, это на все зубы, до полутора лет. Поэтому прорезыватель это важная вещь. Дальше, небольшое зеркальце. Начинают в это время дети интересоваться собственным личиком чуть-чуть и заглядывать. И это тоже тренирует восприятие собственное. Поэтому зеркальце тоже приобретаем. Мобили, которые крутятся - их еще можно оставить буквально на месяцок. Различные развивающие коврики. То есть ребёночек лежит и ручками трогает всё, что движется. Да, как палатки бывают сделанные. Затем тряпичные мячики, тряпичные кубики. Дальше разнообразные музыкальные игрушки, но простые.
Купите трубочку, и вы можете тренировать ему слуховое восприятие. Позвонили справа, позвонили слева, чтобы ребеночек поворачивался на звук. Это тоже важно, тренировать слуховое восприятие уже сейчас.

Ирина: - Как пожилая мама говорю родителям, не покупайте большие музыкальные игрушки на батарейках. Во-первых, у вас будет непрерывно болеть голова, во-вторых, там звуки довольно механистичные и ненатуральные. Лучше, по-моему, просто песенки включать, честно. Я как вспомню... Иногда приходилось батарейки вынимать, потому что просто уже ни у кого нервов не хватало. А ребёнок всё сидит и нажимает, и нажимает, и нажимает. Ещё хорошо вешать растяжки на кроватку в этом возрасте. Когда я была младенцем, у меня в колясочке был не мобиль, у меня была резиночка, на которой висели всякие разные игрушки, звеняшки, погремушки.

Оксана: - Это ребёнку стимул дотянуться. Он будет тянуться и тренировать и моторное развитие, и зрительное, и слуховое, если это всё звенит. Тоже заходит на ура.

Ирина: - Есть ещё одна полезная вещь. Я бы не сказала, что это игрушка, но продаётся в игрушечных детских магазинах периодически. Это надувной круг для плавания, специально для малышей. Наш сын, по-моему, с месяца плавал, он надевается на шею. Выглядит немного смешно, но это безумно полезная вещь, потому что ребенку с его размером достаточно обычной ванны и он начинает двигать ручками и ножками, это хорошо стимулирует мышечный аппарат. Почему младенцы не ходят сразу, родился и пошел? Потому что, находясь в околоплодных водах, он плавает. И мышцы приспособлены находиться в этой среде. А здесь ему пришлось бы сразу встать и удерживать весь свой вес на очень слабеньких тоненьких ножках. Как это натренировать? Ну не будем же мы его сразу заставлять ходить. Нет, поэтому мы плаваем, мышцы развиваются, прокачиваются, после этого уже можно будет и садиться пораньше, и ходить побыстрее.

Оксана: - Да, всё верно. И тонусы быстрее проходят все. Гипотонусы, дистонии и тому подобные вещи.

Какие игрушки использовать от 7 до 9 месяцев

Оксана: - А сейчас поговорим о игрушках, которые нужны с 7 до 9 месяцев, примерно. Уже можно мячик резиновый спокойно покупать, очень лёгкий, небольшой, меньше волейбольного

Ирина: - Это для того, чтобы по полу катать ручками? Да.

Оксана: - То есть, когда ребёночек начинает ползать активно, он будет всё рассматривать. О, увидел мячик, толкнул, а он оказывается, двигается сам. Ого! Либо уже к 9-месячному возрасту, когда детки начинают вставать на ножки в кроватках, могут ножкой легонько пнуть мячик. Поэтому мячики вы можете ловить, вкладывать в ручки, чтобы они ощущали эту форму. Затем, есть очень много разных тактильных мешочков. Такие льняные, и в них разные крупы. От самой мелкой до самой крупной. Очень хорошо развивает сенсорное восприятие тактильное. Поэтому эти мешочки, тоже многофункциональны. Вы можете их вкладывать в ручки, вы можете их загружать в машинку, просто их бросать. Ребенок будет ощущать разную тактильность, развивать восприятие.
Хорошо бы купить много таких игрушек, которые можно ронять.

Ирина: - Любимое развлечение у детей, как котики. Мама, беги, поднимай. Да, кстати, имейте в виду, игрушка в данном случае не свинка или мячик. Игрушкой будет мама.

Оксана: - Вы обязательно доставляйте такое удовольствие ребёнку и играйте. Это им нужно, опять-таки, для развития, чтобы понимать все связи. Это же предметно-действительное мышление. Да. Ещё очень интересная такая игра, но с ней аккуратно. Когда открываете коробочку, и из него выпрыгивает кто-то. Но не слишком страшного чёртика выбирайте. Например котика, чтобы это было без всякого звука, чтобы ребёнка не напугать. И желательно какое-то доброе создание, всё-таки не злого человечка. Следующая игрушка - это фонарик. Просто достаете у папы фонарик из инструмента, желательно какой-нибудь небольшой, из ваших рук нажимаете кнопочку. Есть свет, нет света. Смотри, свет, нет света. Детям тоже очень нравится.

Ирина: - А если светить по стенке, то прикольно следить как он двигает глазками. Потому что интеллектуально они не сильно отличаются от котиков в этот момент.

Оксана: - Хорошо иметь ещё пластмассовые бутылочки, с разными крупами. Допустим, сахар положили, гречку и так далее. Но делать их с пустым пространством, чтобы возможность было ими шуршать. Это такой шейкер получается. Они трясут и видят, как гречка в прозрачном пластмассе бултыхается, им это тоже очень нравится.

Ирина: - Классно. Вот у нас тренировка слуха.

Оксана: - И ещё мягкие книжки из ткани, либо из пластика. Бывают клеёнчатые, с ними даже купаться можно. Классные книжки. Они учат переворачивать странички. Очень ребёночку с 7 до 9 важно переворачивать странички.

Какие игрушки использовать от 9 до 12 месяцев

Оксана: - Переходим к плану с 9 до 12 месяцев. Последний триместр. Достаём машинки. Желательно, чтобы они были тоже по размеру, в ладошку. Не очень большие, но и не очень маленькие. Она катается вперёд-назад, может упасть.

Ирина: - А эта сама едет. Грузовичок ещё нужен, чтобы туда накладывать что-нибудь. Мама показывает, что туда можно положить свинку, например. И свинка поехала.

Оксана: - Тут как раз речевое развитие.

Ирина: - Предметно-действенное мышление. Что делать с конкретным предметом? Вот этим греметь, вот это перекатывать, а вот это едет само.

Оксана: - Затем пирамидку уже можно доставать. Сначала будет первая пирамидка конусная. То есть конусная это когда стержень в виде конуса. В этом возрасте главное, чтобы ребёнок просто надевал колечки. Без разницы как, главное, чтобы он надевал колечки. И можно даже и стержневую в этом возрасте достать, здесь размер неважен. Главное само движение. Достаём кубики. Либо деревянные, либо мягкие. Я рекомендую и те, и те родителям покупать, чтобы текстура была разная. Учим строить башенку. Сначала всё показывайте вы. Очень хорошая игрушка стаканчики, которые тоже складываются друг с другом. Матрёшки сюда же входят. Матрёшка развивает моторику. Тут нам пока размер не важен.

Ирина: - Ребенок как раз на них размеры освоит, что к маленькой штучке маленькую штучку, маленькая попадает в большую, а не наоборот.

Оксана: - Да. Но всё-таки размер, он после года, а мы сейчас говорим от 9 до 12. То есть сейчас главное - манипуляция, а все размерные понятия они узнают чуть-чуть позже.

Ирина: - Ну так мы же не сообщаем, что это большая матрёшка, а это маленькая. Нет, он просто сам их складывает, на глаз определяет размеры.

Оксана: - Затем разные банки, пустые коробки с прорезями, куда можно складывать различные предметы. Очень рекомендую всем: такая банка, простая, в которой можно прорезать крышечку, и в неё монетки опускать. Только помыть монетки не забудьте, либо просто какие-то пластмассовые фишечки тоненькие тоже туда можно опускать. Коробка, сделали в ней кружок и мячики в коробочку складываем. То есть мы плавно подходим к сортерам, которые с года можно использовать. Дальше игрушки-каталки на колесиках уже можно, а-ля ходунки. То есть, если ребёночек уже в 10 месяцев пошёл, он держится за каталочки, это для него опора двигательная, вертикальное положение тела, ножками перебирает. Быстрее натренируется так ходить самостоятельно. Конь-качалка. Очень хорошая тоже игрушка. Тоже желательно мягкую, наверное, по началу пускать, потом можно и твёрдую. Ребёночку просто комфортнее будет в мягкой сидеть лошадке, а вы его раскачиваете.

Ирина: - А потом он раскачивается сам.

Оксана: - Тоже хорошая тема. Можно купить уже самые элементарные музыкальные инструменты. И опять-таки давать их использовать. Допустим, ксилофон, молоточком постучать по клавишам. Я стучу молоточком, а там звук.

Ирина: - А потом этим молоточком начинать стучать везде и всюду. Проверять на звук. Стенка плохо звучит. Дверь – другой звук. Молоточек – хорошая вещь.

Оксана: - Еще есть такие игрушки, где колышки забивать молоточком. Тоже зрительно-моторная координация хорошо тренируется. Но не всем детям эта игрушка нравится. Кому-то да, кому-то нет. Тоже смотрите сами по ребёнку. Опять-таки, ориентируемся на интерес ребёнка, о котором я говорила вначале.

Ирина: - У меня сыну эта штука жутко не нравилась, потому что очень тяжело входили эти, палочки в свои отверстия. Их забить даже было тяжело. Поэтому он как-то так пару раз попробовал, и... Подбирайте, по физическим возможностям.

Оксана: - Лабиринты. Зрительное восприятие тренирует, мышление. Что будет, если я проведу по красной линии, а что будет если по желтой и так далее. Это детям тоже очень нравится. Затем можно наклонный желоб сделать, либо купить, как такая дорожка, как парковка, но она идет под наклоном. И шарик по ней катится. И ребенок зрительно наблюдает, как он катится по желобам и выкатывается. Такая игрушка тоже детям нравится, они прямо на ней застревают долго, мячик катают. Мыльные пузыри можете уже сейчас включать.

Ирина: - То есть не ребёнок дует мыльные пузыри, пока ещё рано. Мама дует, а он... Ловит.

Оксана: - Ловит, да. Как раз уже ладушки в это время у нас есть. Воспитываем в 9 месяцев «ладушки, ладушки».

Ирина: - Глазомоторные навыки развиваем.

Оксана: - Действительно, моторные навыки тоже хорошо. И дети пищат от этих пузырей. Всем очень нравятся. И тряпичные куклы с чертами лица. Хорошо пупсики зайдут, куклы. Очень хорошо уже изучать глазки, носик, чтобы он показывал не только на себе, но уже и на куколке.

Ирина: - А где у Гали носик? А где у Васи носик?

Оксана: - А у мамы где носик? И у всех носики показали. Потом можно подключать и игрушки, собачек, кошечек, искать носы у всех. Хорошо, бизиборды в это время тоже можно доставать. Либо папа делает сам.

Ирина: - Потому что найти довольно сложно.

Оксана: - И папа, как показывает практика, делает гораздо лучше, чем магазинный бизиборд. Это всевозможные крючки, замки, шпингалеты.

Ирина: - Есть ещё лучше. Это мамы делают. Я видела в виде книжек поролоновых, видела в виде такой круглой подушки. И там всевозможные молнии, кнопочки, замочки. Это мелкая моторика и межполушарное взаимодействие. То есть двумя руками нужно что-то делать. Держишь шпингалет, отодвигаешь, ключик поворачиваешь.

Оксана: - Еще детский конструктор самый-самый первый, можно крупные взять детали, чтобы он складывал, крепил одну на другую. Хотя бы несколько деталей купить, чтобы он понимал как скрепляются детали и что можно строить вот такие башенки.

Какие игрушки использовать от 1 года до 1,5 лет

Оксана: - А мы плавно переходим к игрушкам с года. Их уже становится больше. Мы продолжаем. Начинаем наш рассказ, какие нужны игрушки с года до полутора лет, ближайшие шесть месяцев.

Ирина: - Тут нам нужна огромная мягкая игрушка, размером с ребенка. Можно слоника, медведя или кого угодно, но большая мягкая игрушка у ребёнка должна быть. Это помогает ему, во-первых, изучить размер. С таким медведем он его изучит очень быстро. Во-вторых, это тёпленькое создание, к которому можно прижаться, если мама занята.

Ирина: - У него между ног очень удобно сидеть, если ещё неуверенность в сидении есть.

Оксана: - Затем обязательно должны быть игрушки (фигурки) в виде зверюшек. Собачки, мишки, лошадки.

Ирина: - Да, в этом возрасте ребёнок уже приобретает свою любимую игрушку, с которой он будет спать ближайшие несколько лет. А может быть, даже на всю жизнь её сохранит с собой. Не вздумайте потерять.

Оксана: - Да. Про фигурки не забываем, в год развивается активно речь. Все животные, которых легко дразнить, то есть заниматься звукоподражанием: мяу, гав, му… Дальше мяч, в жизни ребёнка он приобретает уже немножко другую направленность, то есть вы уже можете ему бросать мячик и отрабатывать ловкость рук и реакцию.

Ирина: - Нюанс. Многие родители жалуются, что ребёнок не умеет ловить. Ребёнок в пространстве довольно долго не умеет ловить, там чуть ли не до 3-4 лет. Начните с того, что пускай он его ловит в плоскости, то есть садимся друг напротив друга, катим, и он его ловит, а не когда ему летит в лоб. Потому что он может просто напугаться и перестать играть с мячом. Поэтому катайте мячик по полу, но с тем же самым словом «лови». Вот, и будет ему хорошо.

Оксана: - Еще психологи говорят, что желательно найти такие игрушки, допустим, собачку или медвежонка, у которых будет какой-то элемент нашей жизни. Допустим, медвежонок в штанишках или собачка с фартучком. Так малыш легко может осуществлять перенос человеческих качеств на животных, чтобы понять, что животные тоже живые и не бить кошечек и собачек в дальнейшем. Уже можно показывать, как можно играть с этими игрушками: укладывать спать, кормить, катать. И тем самым вы ещё речевой активный словарь будете развивать.
Сортеры. Обязательно сортер должен быть с формами, потому что в этом возрасте тоже идет закладка развития цвета, размера и формы. Поэтому форма должна присутствовать. Некоторые думают, что год, какие там круги, квадраты. Но нет, ребенок должен учиться воспринимать эту форму. Поэтому берем такие сортеры, где нужно проталкивать различные геометрические фигуры.

Ирина: - Кстати, поначалу ребенок реагирует именно на цвет. Поэтому он пытается синий квадратик засунуть в синий кружочек, и это нормально в этом возрасте.

Оксана: - Так и должно быть. И нужно показывать, если ребёнок путает там цвет или что-то, то нужно обращать на это внимание. Вообще, основных идёт 4 или 3 цвета? Все об этом спорят.

Ирина: - Профессиональный спор, что цветов основных 3. Но из моего опыта, значит, обязательно идёт красный, жёлтый, а вот из синего и зеленого ребёнок выбирает сам. Кому-то нравится синий, кому-то нравится зелёный. Этот легче произнести, этот больше нравится по цвету. Поэтому пускай будет три, и только позже добавляется четвёртый, пятый и сколько захотите.

Оксана: - Вот такая игрушка «сортер Монтессори», многофункциональная совершенно. Идеальная игрушка. Здесь можно сортировать по цвету зверюшек. Есть здесь замечательный пинцет, которым можно брать и тренировать пальчики. Зеленую в зеленую. Затем, когда ребенок уже ваш подрастет, вы можете изучать понятия «одинаковый» и «другой».

Ирина: - После этого, допустим, постройка по образцу. Ребеночек должен повторить цепочку из предметов так, как сделала мама.

Оксана: - И это уже элемент последовательности. И в дальнейшем вы можете использовать эти игрушки для изучения предлогов. На миске, под миской, в миске. В общем, рекомендуем эту игрушку. Она пригодится вам надолго. Она многофункциональная. Как раз большинство игрушек должны быть такими, чтобы не одна какая-то функция на них отрабатывалась, а много разных. Затем пупсы, пупсы-куклы с лицами человеческими, на которых мы тоже отрабатываем части тела, но не только уже части тела. Кормим, укачиваем, укладываем спать. Садись, куколка. В коляску можно уже посадить куколку или пупсика и катить эту коляску, используя её как дополнительную опору.

Ирина: - Чтобы тренировать свое хождение.

Оксана: - Есть театр замечательный, который вы будете, как родители, использовать. Зверюшки-напальчники. Гав-гав, мяу-мяу. Привет!

Ирина: - Ты кто? Я тигр. А я зайчик. Давай дружить. Давай.

Оксана: - Примерно так, да. Детям тоже это очень нравится. В общем, речевое развитие с этим будет развиваться очень стремительно. И домик. Тоже хорошая штука. Постучал, тук-тук. Вот вам ещё одно звукоподражание. Вообще в этом возрасте детям нравится складывать и доставать. Они просто фанатичны. Это они могут делать очень долго.

Ирина: - Фактически это постижение размера, что во что влезает.

Оксана: - Поэтому мы, опять-таки же, создаём условия для развития и выкладываем правильные игрушки. Ещё, кстати, один такой комментарий хотелось бы сказать. Не выкладывайте перед ним много игрушек. Очень важный нюанс, что не надо весь детский мир перед ним выкладывать. У него не сосредотачивается внимание ни на чём, и дети что начинают делать? Они просто начинают их разбрасывать.

Ирина: - Очередная 15-минутная машинка.

Оксана: - Да. Поэтому, чтобы ребёнок хорошо изучил игрушку, необходимо ему давать 2-3 игрушки.

Ирина: - А остальные держать в коробках, в ящиках, в кладовках. Ещё один момент, чтобы ребёнок играл с игрушкой, его нужно научить играть. И это вот уже наши логопедические вещи. Довольно часто у нас, особенно у сенсориков, история о том, что «ребёнок со мной не играет», «ребёнок никого не подпускает, сам механически расставляет предметы по рядочкам, это, наверное, аутизм». Ни в коем случае. Это означает, что наши детки с сенсорной алалией, они проблемные в вопросах, как с ним договориться. И родители довольно часто прямо с самого раннего детства говорят, ну он сам по себе, вот я ему там игрушек купил и пускай играет. Они не научаются играть. Это просто нереально. Поэтому прямо вот с самого-самого раннего возраста, с полугодика, берёте игрушки. Если это чуть сложнее, чем погремушка, хотя, собственно, и погремушкой тоже нужно научить греметь. Садитесь с ребёнком рядом, взяли игрушку, показали что с ней можно делать. Ребенок в этом мире не знает ничего… что куда входит, что откуда выходит. Он не догадается, что игрушку можно вот сюда засунуть, пока вы ему это не покажете. Он не догадается, что эта дверка закрывается, если вы ему не покажете этого. Еще свои логопедические пять копеек вставлю. Вот мы сейчас рассуждаем об игрушках по возрастам. Дети с сенсорной алалией довольно часто не умеют играть даже в самые ранние игрушки. Поэтому, когда они приходят к нам на занятия, мы начинаем, фактически, с погремушек и вот с этих вот кря-кря. Не смотрите на возраст. Если, не дай бог, у ребёнка проблемы, не смотрите на его паспортный возраст, смотрите на его уровень развития. Не умеет катать машинку – учим катать машинку. Не пытайтесь сразу давать ему счёты, цифры и тому подобное. Опирайтесь исходите из того, что он пропустил. То есть наши видео фактически не для годовалых деток, не для полугодовалых деток, а для тех, кому это подходит по уровню их развития.

Оксана: - Хорошо. Ещё бы хотелось рассказать, как преподносить игрушку правильно ребёнку. То есть вообще детям нравятся тоже неожиданности и сюрпризы, как и нам взрослым. Поэтому, когда вы купили новую игрушку, вы можете её спрятать в том месте, куда часто залазит ваш малыш. Вы же знаете, допустим холодильник или его шкафчик, где он точно открывает дверку много раз в день. Вы кладёте туда вашу новую игрушку, и он... У него восторг, изумление. Вы говорите, смотри новое, открывайте вместе с малышом игрушку, показывайте, как она функционирует, что можно с этой игрушкой делать. Если он не проявляет никакого интереса, допустим, уползает обратно или уходит, то вы ни в коем случае его не ругайте. Я же тебе купила такую дорогую игрушку, как ты так мог? Вы просто подождите. Во-первых, продолжайте сами с ней играть, потому что тогда он будет обычным наблюдателем, Ага, мама сидит, интересно. Наверное, это стоящая штука. Запретный плод. Да-да-да, пойду-ка я тоже ещё посмотрю. То есть, если нет сразу интереса к игрушке, не расстраивайтесь, а продолжайте в неё сами играть.

Ирина: - Кстати, по-моему, детям довольно свойственное качество «недоверие к новому», скажем так. Не страх новизны, а «что это за штука такая?», «а не укусит ли она меня?». Это нормальные опасения. Выжили самые осторожные. Поэтому да, если он с прищуром посмотрел на новую игрушку, это не значит, что она ему не нравится, и идем сдавать в магазин. Нет, это означает, что нужно показать, что с ней нужно делать.

Оксана: - Да. Так что выбираем игрушки качественно и преподносим ребенку правильно. Продолжаем. Шнуровка после полутора лет. Это должны быть крупные детали, должна быть обязательно иголочка деревянная. Она позволяет ребёнку выполнить эту операцию в год-полтора. То есть потихоньку, к полутора годам вашему ребёночку можно шнуровку осваивать. Животные. Как раз с животными можно играть по-разному. Дай му-му. Как говорит корова? «му-му». надевай, тяни и так далее. Поэтому шнуровка важна и должна быть у каждого ребенка. Опять-таки зрительно-моторная координаци, мелкая моторика вашего ребенка. Постепенно шнуровка будет усложняться.

Какие игрушки использовать от 1,5 до 2 лет

Оксана: - Сейчас поговорим с вами с полутора лет до двух лет, что же можно ребёнку здесь предложить. Это множество игрушек. Итак, рассмотрим сначала пазлы. В полтора года можно дать ребёнку первые разрезные картинки. Их множество, есть разные варианты. Можно купить овощи разрезные, где нужно половинки найти и соединить. Там еще есть замечательный ножик, которым можно это всё ещё дело разрезать. Учить лексику: «Режь. Что ты режешь, как это называется?» Затем это можно разложить в разные углы, развести половинки и учить ребенка «Где такой же?» - нашли половинки. Есть деревянные, а также в картонном изображении вы можете такие половинки. Приучате ребенка все-таки к пазлам с половинок, моя рекомендация. Просто разрезная картинка, горизонтальная либо вертикальная, но на две штучки нужно соединить, без замочка. Приближаемся к нормальным пазлам. Следующий шаг - вкладыши деревянные. Сначала они у нас идут все-таки с гвоздиками. Они проще, потому что здесь не перевернешь на обратную сторону.

Ирина: - Потому что двусторонние он может перевернуть, они не вставляется в нужную сторону, и ребенок просто бросит играть. Или же вы будете вместо него переворачивать, и никакого развития он, собственно, не получит. Поэтому, наверное, все-таки лучше с простых начать.

Оксана: - С гвоздиков. А как освоил ребенок этот вкладыш, вы видите, что ему это делать легко - сразу подключаем следующие, то есть на ступенечку выше.

Ирина: - Нюанс. «Ту-ту!» «И-у, и-у». В этот момент ребёнок начинает активно пытаться изображать, какая нужна фигурка сюда, и он тебе пытается изобразить, что ему нужно «И-у, и-у». Верните мне, пожалуйста, мою скорую помощь.

Оксана: - Хорошо, дальше пазлы. Дальше можно купить пазлы деревянные, но уже посложнее. Можно на 2 части сначала, потом на 3, а потом покупать на 4, на 5 деталей. Пока опять-таки же работаем без замочка. Как только научился складывать без замочка, можно подключить замочки (часть выемки). Такого рода пазлы мы предлагаем уже после того, как он освоил разрезные вещи. Их сложить проще. То есть они бывают в картонном варианте, в деревянном. Как только осваивает, сразу даем ему с замочками. Соответственно, отрабатываем. На два собрал. Все, как только на 2 собрал, покупаем на 3, на 4, на 5 и постоянно увеличиваем. Это как в спортивном зале - постоянно добавляем вес, потому что иначе развития не будет. То есть если он будет делать то, что ему уже понятно и интересно, развитие на этом останавливается. Всегда навешиваем блинчики потихонечку и развиваем малыша.

Ирина: - Да, у детей всё время приходится искать баланс между тем, что «мне нравится делать то, что я умею делать, но оно мне уже надоело, дайте что-то новое» и «ну оно новое, сложное, непонятное», и мы всё время балансируем между старым и новым, чтобы в какой момент ему подсунуть то, что пойдет на пользу.

Оксана: - Далее опять сортеры, только они уже другого плана. Например, геометрические фигуры, но которые нужно разложить по форме, по цвету, посчитать. Здесь есть модификаций множество. Далее. Домино.

Ирина: - Пора изучать понятия «одинаковый», «такой же», «отличается».

Оксана: - Лучше брать темы в таком возрасте: животные, фрукты, овощи и транспорт.

Ирина: - Это классическое домино, только без цифр. На зебру закончился, зеброй продолжаешь. Жирафом закончился, жирафом продолжаешь.

Оксана: - В такое домино тоже здорово играть, и вы можете играть вместе с малышом, как раз тренируете диалог и поведение тренируете, передаёте инициативу. Давай сначала я, потом ты, поочерёдно.

Ирина: - Очень важная штука. Научиться играть по правилам.

Оксана: - Да, поэтому уже самое простое правило вводите на этом домино. И также ещё есть лото. Они не представлены так, как обычное наше лото из детства (бочонки с цифровой), только картинки.

Ирина: - Это уже категоризация предметов. То есть я собираю на это поле, мне нужны дикие животные, мне нужны фрукты или овощи. Это уже серьёзные вещи. Не на уровне говорения, но на уровне понимания. Кстати, на глаз они довольно рано начинают понимать разницу между цветочками, грибочками, птичкой, рыбкой, даже безо всяких слов.

Оксана: - Затем ёжик, да, на такой же, на одинаковый, вот такой классный есть игрушка ёжик. Вот, значит, тоже, во-первых, втыкать удобно, да, малышу нравится. И опять-таки же, найди такой же, вот, он вставляет. Сортировка по цветам. И цвета тоже базово изучать.

Ирина: - Обязательно нужны животные, которые выглядят похоже на настоящих животных, чтобы ребёнок знал, чтобы он мог распознать, выделить существенные признаки. Рога – значит олень, грива – значит лошадь. Такой хвост у лошади, другой хвост у ослика. Они должны выглядеть довольно подлинно. Ну а дальше начинается, «я тебя съем», «топ-топ-топ», следы остаются на пластилине. Прикольно.

Оксана: - Дальше шнуровка у нас тоже усложняется уже в этом возрасте. Помните, я вам показывала самую первую, с деревянной иголкой. Здесь уже шнуровку с полутора лет можно использовать посложнее. Простой шнурок без всякой опоры. Его засунуть в отверстие гораздо сложнее, потому что он гнется и можно пришивать пуговицы. Следующий этап шнуровки по сложности будет, когда мы уже пришиваем какой-то предмет, яблочко к ежику и что-то. Это уже после. Сначала это преодолейте.

Ирина: - А когда будем шнуровать папины ботинки?

Оксана: - С двух лет. Хорошо, подождем. Лабиринт на магнитике. Ведем магнитиком шарики. Зрительно-моторная координация.

Ирина: - Очень сложная штука. Оно срывается, соскакивает, злимся. Ура, победили, довел до конца.

Оксана: - Вот, это подготовка к лабиринтам настоящим, бумажным, которые очень важны в развитии межполушарных связей. Ещё конструктор. Обязательно должны быть разные конструкторы. Много. Конструктор может быть любой. Самый простой, либо лего дупло, которое всем нравится, есть тематические «лекарства», «паровоз», «ферма» и так далее. Для этого возраста с 1,5 до 2 лет идеально. То есть конструктор должен быть в жизни деток, это развивает мышление, развивает моторику. Зрительное восприятие, кроме всего прочего.

Ирина: - Это легче, чем кубики, они не распадаются. Потому что, когда ставишь обычный кубик на кубик, он от одного неловкого движения падает. Здесь всё держится. Безумно полезные вещи. Во-первых, это сортировки. Дай мне красненький, а себе возьми желтенький. Во-вторых, конструирование по образцу. Есть целые инструкции запечатанные. Кому-то легче по инструкции, но с малышами начинаем с того, что: «Построй, как у меня. Зелёный, жёлтый, красный». И он сидит, собирает зелёный, жёлтый, красный. Если он не может построить по готовому образцу, который мы показали, вам придётся вместе с ним. Сначала зелёный поставь. Поставил. Потом возьми красный. Поставь. Показываем, как мы поставили. Он берёт красный и пытается это куда-то... Нет, зелёный поставь, а сверху красный. Понятия выше, ниже, одинаковый. Инструкция «делай как я». То же самое в длину. Построили гараж для машины, сарайчик для коровки. Самые простые примитивные постройки, порой самые популярные.

Оксана: - Отлично. Дальше что еще у нас? Кубики. Тоже можно всяко-разно их использовать, играть ими. Так же строить из них башенки или какие-то колонны для домиков.

Ирина: - Обязательно. Там координация движения развивается.

Оксана: - Потому что они могут упасть. Классная игра.
Далее идет рисование. Сначала мы используем пальчиковые краски. Это примерно до года.

Ирина: - О рисовании будем рассказывать отдельно.

Оксана: - Серьезная тема. Мы расскажем позже. Где-то с полутора лет, учимся водить карандашиком. О, я вожу какой-то карандаш, у меня линия остаётся. Детям нравится очень.

Ирина: - Так, всё, для этого возраста всё рассказали. Хорошо.

Какие игрушки использовать от 2 до 3 лет

Оксана: - И переходим к двум годам. Что же у нас в два года? Например игра, где нужно подобрать головы правильно к животным. Ну, есть модификации разные, но смысл такой. Это, опять-таки же, лабиринты, подготовка зрительно-моторная, тоже координация, подготовка к нашим бумажным лабиринтам, которые деткам нужны. Пластилин хорошо, с двух лет уже используется.

Ирина: - С пластилином скажу так. У некоторых детей бывает своеобразная чувствительность поверхностная. Кто-то не любит такой песочный пластилин, как он называется... кинетический песок. Прям раздражает это дело. Кто-то не любит настоящий пластилин, который чуть-чуть маслянистый, оставляет масло на руках. Но лепить надо всегда в обязательном порядке. Научить ребёнка катать. шарики катать, расплющивать, размазывать это дело в рисунок по картону, все что угодно. Это обязательно нужно. Просто подберите тот материал ребенку, который ему больше подойдет. Иногда приходится просто переходить на соленое тесто.

Оксана: - Да. Ну, кинетический песок, кстати, многим и нравится. Ну, то есть надо опять-таки же от интереса ребенка попробовать и принести домой. То есть если понравилось - хорошо, если не понравилось, помним нашу схему, что мы играем сами сначала. А если и так не просыпается интерес, ну тогда уже что-то надо менять.

Ирина: - А у меня один мальчик ни в какую не хотел заниматься пластилином, просто вот ни за что, ни один подобрать не могли, пока не дали ребенку в руки ножик. И тут выяснилось, что эту колбаску можно отрезать. А потом этим ножиком размазать, не касаясь руками. А потом ножиком с доски содрать. Ну а потом мы уже начали, собственно, лепить, как выяснилось. Вот таким способом он пришёл к тому, что, в принципе, теперь мы немножко лепим.

Оксана: - Вот, всё индивидуально. А с двух лет у нас ролевая игра начинает появляться. То есть, можно уже обучать чуть-чуть ролевым играм. Каким? К примеру, вы можете купить набор доктора. Это всё опять-таки же пополнение пассивного и активного словаря То есть, это набор инструментов для мальчиков, кухня – для девочек. Не обязательно специально покупать набор игрушечной кухни для ребенка, ведь можно воспользоваться своей кухней!

Ирина: - Сейчас расскажу. Кто-то однажды, где-то давным-давно написал, что у дошкольников ведущий вид деятельности игровой. И все решили, что ребёнок играет и ему нужны игрушки. И здесь есть небольшая неточность. Это мы называем это дело игрой. На самом деле ребёнок не играет. На самом деле у него это настоящий олень, волк… и у него в голове происходит реальная жизнь. Он этими предметами, которые мы вручили ему в качестве игрушек, отыгрывает то, что постиг за день, изучая окружающую реальную жизнь. Поэтому волка с оленем мы ему не можем выдать настоящего, а вот посуду, например, вполне можем дать ему на нашей большой кухне. Парикмахерская? Причёсываем маму, причёсываем куклу, причёсываем себя. Пошли мыть посуду, пошли мыть ботинки. Пока дети маленькие, 2-3-4 годика, они радостно занимаются нашими домашними делами. Вытри крошки со стола. Вау! Буря восторга. Сын у меня две недели за мной хвостиком ходил после того, как я ему позволила раз в тазике помыть его ботинки, кроссовки. «Мама, когда мы будем мыть обувь? А когда мы будем мыть обувь?» Говорила: «Когда высохнет предыдущая». Потому что, это была катастрофа. Он залил мне всю ванну, все эти губки валялись повсюду, ну такая буря восторга! Как он их потом сушил, как он их каждый день проверял, когда они высохнут, чтобы можно было помыть ещё раз. Это потом они в 14 лет говорят, что не хотят делать домашние дела. Пока малыши, дайте им реальные предметы, дайте реальный пылесос, дайте реальную тряпку. А губка с пеной? Он забудет про то, что он собирался вытирать со стола, потому что на губке выступает пена. Детям нужны реальные предметы, а игрушки наши – это от безысходности.

Оксана: - От безопасности ещё.

Ирина: - Мы не можем дать ему настоящий ножик. Поэтому заменяем его на пластиковые, деревянный. Все мамы говорят одно и то же. Какой у ребёнка в доме любимый ящик? Угадайте. Кухонный ящик, в котором хранится тысяча мелочей, которые используются раз в три года. Какие-то пробки, какие-то там розеточки для варенья, которые достаются реально один раз в год, когда свекровь приезжает. Венчик, который давно уже не нужен, потому что есть миксер. О, миксер, микроволновка, нажимает на все кнопочки. Готовь. Поэтому игрушки развивающие, это одно. Но не забывает, что лучшие игрушки это реальные предметы

Оксана: - А так же есть то, что заменить игрушкой необходимо.

Ирина: - Например утюг.

Оксана: - Вот как мы заменим утюг? Опасно же большой утюг. И он тяжёлый, ребёнок его не поднимет. Мы заменяем. На пластмассовый покупаем гладильную доску, и они тоже отрабатывают. Мой сын очень любил гладить, а сейчас нет, но в детстве очень любил.

Ирина: - А стирка белья? Постирать свои носовые платочки в настоящем тазике или нажимать на стиральную машину – это жизнь. Ребёнок постигает мир, наблюдая за реальностью, слушая наши объяснения, а потом он должен это реально всё попробовать. чтобы знать, как этим пользоваться, чтобы не ошибаться в пользовании. Для этого лучше всё-таки действительно настоящие предметы.

Оксана: - Мы в своей коррекционной работе называем это ещё трудотерапией. У нас так это всё написано. Трудотерапия. Причём она в садиках раньше всегда была.

Ирина: - Или совместная деятельность. Вот для совсем маленьких называется совместная деятельность вместе с мамой. Мама моет посуду, ребёнок ей помогает, приносит посуду со стола. Главное, чтобы не разбил и не поцарапался.

Оксана: - Да. Всё-таки какие ещё игрушки можно использовать?

Ирина: - Мозаика.

Оксана: - Чудесная вещь. С двух лет мозайка гвоздики. Опять-таки же это мелкая моторика, последовательности, умение собрать по образцу и так далее. Она должна быть тоже в каждом доме.

Ирина: - Сделаем стилизованные предметы, цветочек, который похож на цветочек, раз мы его так назвали. Развитие абстрактного мышления.

Оксана: - Многофункциональные сортера. А теперь можно уже переходить изучать цифры. Соответственно, одина, две, три собаки. Здесь и речь так же развивается, склонение, сопоставление числительного и существительного. А так же цвета. Можно и тут же считать. Давай, сколько? Один, два. Счёт до пяти. К трём годам до пяти счёт должен быть. У кого-то даже до десяти получается, но до пяти это по нормам обязательно. Поэтому с двух до трёх активно учим до пяти считать всеми разными способами.

Ирина: - в этом возрасте можно давать ребенку книжки.

Оксана: - Виммельбух. Как раз с двух до трех можно садиться с ребеном и развивать внимание (даже свое). Такие книги есть в разных модификациях.

Ирина: - что делать с интересами ребенка?

Оксана: - Все это зависит, опять-таки, от интереса ребёнка. Фанатеет он от морских животных, значит на морских животных и покупаем ему. но другие темы тоже не забываем развивать, но чего-то должно быть немножко больше. Вот, допустим, мой сын, это поезда, и поезда были везде, что мы только с этими поездами не делали. Поэтому, конечно, мы развивали и другие темы, но поезда до сих пор остались в нашей жизни.

Ирина: - Как нам приходится выкручиваться? Мальчика интересуют только машинки, а у нас тема лексическая, фрукты и овощи. Что делать? Берём большой грузовичок, и вот туда нагружаем. И вот тут он сидит и изучает, что арбузик не лезет, а вот много всяких разных бананчиков, яблочек помещаются. И он осваивает у нас эту тему. То же самое у девочек. Девочки – это одежда. Это всегда вместе. Что делать? Как выучить зверюшек? Это нужна корова и сшить ей фартучек. Мама, сшей фартук для моей коровки. Ну и всё, мы начинаем одевать животных, она осваивает животных.

Оксана: - Есть очень хорошая игра «квадраты Никитина», в этом возрасте. Также хорошо ещё геоборды используются в этом возрасте. Геоборд это досочка гвоздиками, на которые натягиваются резиночки канцелярские. Она тоже тренирует и моторику, тренирует и пространственное мышление, восприятия, и логику, и мышление.

Ирина: - Скакалку не купили.

Оксана: - Да, скакалка. Маленькая такая, для малышей.

Ирина: - Которая крутится под ногами, а он ведь через нее переступает в этом возрасте еще. Прыгать будем позже.

Оксана: - Баскетбольное кольцо. Можно повесить небольшое такое на уровень его тела.

Ирина: - Мусорная корзина. Помятая бумага. Это лучше всего.

Оксана: - Отлично.

Ирина: - Чем занимаются офисные сотрудники? Бросают бумагу в мусорную корзину. Это любят дети.

Оксана: - Да. И кегли. Кегли и боулинг. Но опять-таки же дорогостоящие кегли и боулинг вы можете заменить на обычные пластмассовые бутылки.

Ирина: - Лучше! Животные. Ставим животных в ряд и мячиком. Куда попал? В кого попал? В лисичку. В кого попал? В слоника. Замечательное развитие речи.

Оксана: - В общем, придумывайте, играйте. Можно по-разному. Сегодня день бутылки, завтра животные. Чтобы было интересно. Рыбалка ещё есть хорошая такая игра (на магнитах). Рыбку ловим по крючочкам. То есть она тоже развивает у нас зрительно-моторную координацию.

Ирина: - Ну а в три года у нас уже дальше.

Оксана: - Настольные игры. Лазилки еще всевозможные с двух до трех. Если у вас возможность позволяет купить комплекс с лесенками разными, поставить для ребенка - тоже рекомендую, чтобы моторное развитие зависеть на прямое и речевое развитие.

Ирина: - Ну или ходить на детские площадки. Не таскать его за ручку на горку, а малыш сам.

Оксана: - Для детей еще кукольный домик хорошо, для девочек. В кукольный домик они любят играть. Разные куколки, простые. Сам смысл здесь: вот дом, вот кухня, вот гостиная, вот спальня, и идёт какая-то жизнь в этом доме, такая же, как и у вас.

Ирина: - Самый забавный момент, что свой дом ребенок оценивает несколько не так, как кукольный, потому что он находится внутри ситуации и он не обращает внимания на то, что это стены, что на стене картина висит, что это называется детская комната, а это спальня, а это гостиная. Ему нужно поместить себя вовне, и вот в кукольном домике он уже, в принципе, начинает это всё распознавать. Да, огромное количество детей просто не знает, что в доме есть стены. Потолок ещё более-менее знают, полы, ну, сам Бог велел. «Почему твои игрушки валяются на полу?» Они прекрасно знают, что такое «на полу». А вот что на стене что-то есть, это фон, который не задевает их внимания.

Оксана: - Ну, а для мальчиков это всевозможные железные дороги. То есть мы не забываем не только машинки, но и железные дороги покупаем, мосты…

Ирина: - К чёрту! Линейки и кубики. Горка, два кубика, линейка, мостик, авария. Постройте ему всё то же самое не из купленного набора, а из подручных материалов. Что самое интересное было в детстве? Вот эта натянутая палаточка, в которую ребёнок два раза залез, или же на стулья повесить одеяло, положить подушки и между стульями получается домик. Потому что дело в процессе, а не в нахождении ребенка в этом «домике». Вспоминайте своё детство.

Оксана: - Без игрушек.

Ирина: - Да, чего там не хватало в детстве, и чем вы это заменяли. И вот тут ребёнок весь ваш. А покупные игрушки только по необходимости. То, что не можем сделать своими руками.

Оксана: - И в этом возрасте, с двух лет, необходимо много читать с ребёнком, но о книжках мы расскажем отдельно.

Ирина: - Да, это отдельная большая и важная тема. Скоро о ней расскажем.

Записаться на занятия онлайн к логопеду: