В моей практике, за все годы работы бортмехаником, было три "подкидыша". Нет, нет, не те подкидыши, о которых наверняка сразу подумало большинство читателей, - в виде подкинутого младенца. Конечно же нет... Просто в слово "подкидыш" я вкладываю несколько другой смысл. Чтобы не наводить интригу, я просто расскажу об этих случаях, и все станет понятно.
Первого "подкидыша" мы (экипаж) получили в Тбилиси. Это было в начале 90-х годов, страна, как и Аэрофлот агонизировали. Времена были очень смутные, особенно в южных "странах", которые только что стали "независимыми". Многое, что тогда происходило вокруг, стало более менее осмысливаться только теперь, с годами. Но это так, к слову... Из Воронежа у нас уже много лет выполнялся ежедневный рейс в Тбилиси. Сначала на самолетах Ан-24 с промежуточной посадкой в Краснодаре, а позднее, когда мы получили первые самолеты Ту-134, этот рейс, тоже ежедневный, стал выполняться на Ту-134 без промежуточной посадки.
А когда свободолюбивая Грузия стала суверенным государством, этот рейс стал вроде как международным. Воронеж еще не имел статуса международного аэропорта, поэтому по пути в Тбилиси и обратно мы стали совершать промежуточную посадку в Сочи, где как раз был международный сектор, - для таможенного и пограничного контроля. Из за этой промежуточной посадки время выполнения этого рейса растянулось на весь день. То ли дело было раньше - этот рейс на Ту-134 выполнялся туда-сюда в течении 5 часов...
Эта история, о которой я хочу рассказать, произошла начале 90-х годов. Как обычно, после прилета в Тбилиси, пока я осматривал самолет и контролировал заправку топливом, местные наземные службы быстро прибрали в салонах, разгрузили почту, груз и багаж прилетевших пассажиров. Вскоре подвезли и начали загружать багаж вылетающих пассажиров. Тем временем закончилась заправка, и подвезли вылетающих пассажиров. Наши пилоты и штурман пришли из АДП, и заняли свои рабочие места в кабине. Вскоре свои места заняли и вылетающие пассажиры. Все шло как обычно...
Тем временем авиатехник начал сливать отстой топлива, я шел рядом с ним под крылом и контролировал чистоту отстоя. Уже был мною запущен ВСУ, салоны самолета вентилировались прохладным воздухом. В общем все было замечательно, мне осталось только проконтролировать отстой и подписать технику карту-наряд на техническое обслуживание...
В это время к самолету, чуть ли не бегом подошли представитель местной полиции и сменный начальник аэропорта. Все чин по чину - солидные "дяди", в форме. Весь диалог нашего разговора под крылом самолета я здесь не привожу, скажу только суть...
Полицейский протягивает мне какую то небольшую коробку, в которой лежит плотно запечатанный в полиэтилен черный порошок. Внешне порошок был похож на измельченный уголь - абсолютно черный, поблескивающий мельчайшими кристаллами.
И оба эти представителя местной аэропортовской "власти" начинают мне , чисто по кавказки, эмоционально объяснять - это очень эффективное лекарство, в нем остро нуждается кто то из их родственников в Воронеже. Там, в Воронеже, вас, мол, встретят, - надо передать это какой то женщине возле "выдачи багажа". Все договорено, наша таможня в курсе, все разрешено и согласовано, вас будут встречать...
При этом никаких документов на эту "посылку", никаких бирок или этикеток на пакете и коробке нет. Я им отвечаю, что вообще то я бортмеханик самолета, а все что касается перевозок различных "передач" - это не ко мне.
А сам тогда еще грешным подумал - да не попутали ли вы, ребята, берега?! Передавать нелегально какой то порошок через границу! Только этого мне для "полного счастья" и не хватало...
Чтобы не забивать голову читателям и себе, - ломая голову над тем, как бы более корректно написать, я позволю себе сказать открытым текстом, чтобы все было понятно. Дело в том, что мои школьные годы прошли в Баку, где тогда жила наша семья. Десяти лет, прожитых там, в солнечном Азербайджане, мне вполне хватило для того, чтобы и по сей день не расслабляться и не строить никаких иллюзий в случаях обращений ко мне незнакомых "южных" людей. И различные их просьбы, сиюминутные клятвы, уговоры, предложения, обильно разбавленные сладкими улыбками и словам "брат", "друг", "дорогой", "земляк", - это все от лукавого. У меня уже давно выработался защитный рефлекс к представителями южных регионов нашей бывшей необъятной страны...
В общем, я отказался это брать, и деликатно послал их (в 3,14...) в самолет. Там, для решения подобных вопросов, есть люди, обличенные определенными полномочиями - командир воздушного судна, представитель отдела перевозок Тбилиси, наш старший бортпроводник, отвечающий за прием почты и груза... И если все нормально, то пускай они все официально оформляют и принимают решение на перевозку этого порошка. А я на перевозку через границу неизвестно чего, неизвестно от кого, и неизвестно кому, - не "подписывался."
Я продолжил выполнять свои профессиональные обязанности - контролировать слив отстоя топлива, а эти двое поднялись по трапу в самолет. Не знаю - как, с кем и о чем они там разговаривали, только вскоре они вышли из самолета без коробки, и не спеша направились к зданию аэровокзала, разговаривая между собой и жестикулируя руками. А я тем временем подписал авиатехнику карту-наряд, и поднялся на борт самолета. Закрыл и проконтролировал надежность закрытия входной двери, прошел в кабину и занял свое рабочее место. Когда я закрывал входную дверь, я заметил, что коробка с пакетом порошка стоит на столе в кухне. Ну, стОит и стоит, мне то до этого какое дело? Значит все вопросы с этой коробкой были решены. Через несколько минут мы запустили двигатели, вырулили и взлетели. Рейс продолжился...
После посадки в Сочи, всех пассажиров с их багажом и ручной кладью, в сопровождении пограничника, на автобусе отвезли в международный сектор аэропорта на пограничный контроль и таможенный досмотр. Экипаж с личными вещами тоже отвезли на контроль, а на самолете разрешили остаться только мне, бортмеханику, и одной стюардессе. С представителем пограничной службы аэропорта Сочи, начался досмотр воздушного судна. По просьбе пограничника я открывал в некоторых местах панели пола, различные люки и прочее. Самолет они просмотрели, и разрешили мне выйти на "улицу" - приступить к заправке самолета. Топливозаправщик уже давно подъехал к самолету, и шланг был подсоединен к горловине централизованной заправки. Я включил в кабине все что необходимо для заправки, взял требования и вышел из самолета. А представители таможни и границы приступили к досмотру бытового оборудования, кухни и бортового питания в сопровождении стюардессы.
И вот там, при досмотре кухни их заинтересовала эта коробка с черным порошком. Я хочу сразу сказать - ее никто не прятал, и не маскировал. Коробка стояла на столе кухне, кроме нее там стояло еще много чего - коробки с соками, различные сувениры для продажи, бортовая медицинская аптечка, посуда и еще чего то, - сейчас уже и не помню. Как на коробку обратили внимание, что спрашивали и что отвечала стюардесса - я не знаю, так как был на "улице", и занимался вопросами осмотра самолета и заправки его топливом.
В общем, этот "подкидыш" тогда основательно попортил всем нам крови. Рейс был задержан на длительное время, провели дознание, - как этот порошок, и почему без сопроводительных документов оказался на борту самолета. Затем к нам на борт через некоторое время были вызваны и приехали специалисты по наркоконтролю. Они принесли с собой "волшебный" чемоданчик, в котором оказалась портативная лаборатория с различными приспособлениями и массой препаратов для экспресс-анализа состава этого черного "лекарства".
Проводили этот анализ в салоне самолета долго, насколько я понял - никаких особых результатов анализ не дал. Тогда не то дозу порошка, не то весь порошок отвезли куда то для проведения анализа в стационарных условиях. К счастью, никаких следов наркотических или отравляющих веществ в нем не оказалось, А потом еще долго оформляли различные акты и документы, после чего наш рейс с миром отпустили. Порошок тоже отдали...
Честно говоря, я сейчас уже и не помню, кто же тогда разрешил взять с собой эту сомнительную неоформленную, по сути криминальную посылку. По всей видимости наш командир, так как девушки ни за что самостоятельно не стали бы этого делать. Однако расхлебывать пришлось именно им.
Кстати, в Воронеже еще долго им пришлось искать "получательницу" этого порошка. Стюардессы потом сказали, что эта дама, забрав "подкидыша", не то что как то их отблагодарила, но даже спасибо не сказала. Вот такая история...
Вторая история с "подкидышем", которая реально уже коснулась меня, произошла когда наш экипаж работал в командировке в Махачкале.
Я уже писал ранее, что в середине 90-х годов мне пришлось время от времени работать в командировке, в коммерческой АК (авиакомпании) Мадина, в славном южном городе Махачкала. Там базировались два воронежских самолета ТУ-134А, которые выполняли рейсы в Москву (Внуково), и в Сургут с промежуточной посадкой в Тюмени, (позднее садились в Екатеринбурге). А так же и международные рейсы в Стамбул (Турция), в Эль Фуджейру (ОАЭ), Алеппо (Сирия) и изредка в Пескару (Италия).
Эта история с "подкидышем" произошла когда наш экипаж собирался вылетать в Стамбул. Воронежские экипажи и технический состав жили в профилактории завода Дагдизель в городе Каспийске. На работу в аэропорт нас возил микроавтобус нашей АК. Сначала, в аэропорт уезжали авиатехники - начинать подготовку самолета к рейсу, а тем временем микроавтобус возвращался в Каспийск, и тогда на нем в аэропорт ехал летный экипаж и стюардессы. Так было заведено в АК, в которой мы работали. И в тот раз все было точно так же, как и всегда.
Днем в аэропорт уехали авиатехники, а затем, где то через час поехали и мы, экипаж. Сначала в здании аэровокзала мы прошли стартовый медосмотр, а потом наш шофер подвез нас к зданию АДП. Пилоты и штурман пошли готовиться в АДП, а я пошел к самолету. Самолет был открыт, к входной двери был уже приставлен трап - во всю шла подготовка к полету. Была вторая половина дня, стояла изнурительная жара. Особо торопиться было не куда, до вылета было еще более двух часов. Однако, у трапа уже стоял пограничник, да и в самолете находились представители границы и таможни.
Странно, досматривать самолет они должны только в присутствии члена экипажа...
Я еще только подходил к самолету, как в проеме входной двери появился офицер пограничник и закричал:
- Где бортмеханик самолета?!!
Я остановился, не могу понять - а чего это ему вдруг срочно понадобился бортмеханик? Не терпится начать досмотр самолета, что ли? Так я еще даже и не дошел до самолета...
А офицер пограничник опять "командным" голосом орет:
- Где бортмеханик?!! Где бортмеханик?!!
Мне эта суета как то сразу не понравилась... Я ему со стоянки отвечаю:
- Ну, я бортмеханик! А что случилось?
А он строгим голосом на меня орет:
- Что у вас на самолете творится?!! Как вы осматривали и готовили самолет?
Что это за пакет у вас тут спрятан в переднем багажнике?!! Что за содержимое в нем?!! Что это за порошок?!!
И размахивает при этом большим пакетом с белым порошком.
Чувствую, что то здесь "не то", поэтому разговариваю с ним даже не подходя к трапу:
- Какой пакет? Какой порошок? Вообще то я только что приехал на работу, и ничего еще не осматривал, и ничего не готовил. И к самолету этому я не подходил уже два дня, он стоял закрытый и под охраной.. И потом, почему вы шарите в самолете без представителей экипажа?
А ко мне подходит наш инженер Володя Дударев, и тихо мне говорит - похоже, пограничники и таможенники тут устроили свои "местечковые" учения. Кто то из них занес в самолет пакет (с мукой, кажется) и спрятал его за кожухом аварийного речевого самописца. Сделал реального "подкидыша"... А этот, который орет - его сейчас нашел. И видимо хочет обвинить кого ни будь из экипажа за отсутствие бдительности...
Ну что тут скажешь? Втянуть меня в их авантюру не получилось, а этот пограничник, который обнаружил подкидыша, конечно молодец. Но только зачем было на всю стоянку орать - "Где бортмеханик, где бортмеханик?!!"
Так и хотелось ответить словами Кролика из мультфильма про Винни Пуха :
- И незачем так орать, я и в первый раз прекрасно слышал...
Ну, а третьего "подкидыша" в самолет, сделали мне в родном аэропорту Воронеж. Это произошло в конце 90-х годов. И ситуация была очень схожа с той, что произошла в Махачкале. Так же наш экипаж готовился вылетать в Стамбул, и так же подкидыша сделали пограничники - для проверки бдительности того, кто досматривал самолет. И положили "подкидыша" тоже до моего прихода на самолет, - самолет уже давно был открыт, и на нем работал технический состав, готовя его к полету. В общем, все по отработанной у них "схеме"...
Мы с девушками стюардессами прошли паспортный и таможенный контроль в международном секторе нашего аэровокзала, и сразу направились к самолету, причем в сопровождении пограничника. Самолет стоял недалеко, напротив здания аэровокзала. Рядом стоял ТЗ (топливозаправщик), и заправочный шланг уже был подсоединен к горловине централизованной заправки. Мы торопились, времени до вылета оставалось в обрез, - мне надо было начинать заправку топливом и проводить предполетный осмотр, а девушкам принимать бортовое питание и багаж. Возле самолета нас уже ждали пограничники.
Я сразу включил систему централизованной заправки, дал команду шоферу ТЗ начинать заправку, а сам с женщиной пограничником приступил к досмотру кабины, салона, туалетов и багажных помещений. Как обычно, по ее просьбе я отрывал некоторые, выбранные и указанные ею панели пола, плафоны освещения салона, дверцы под умывальниками в туалетах и лючки. Довольно быстро, в мусоросборнике под умывальником в правом туалете, она обнаружила "подкидыша". У меня тогда вообще создалось такое впечатление, что она точно знала, что она ищет. Видимо, кто то из своих слил ей информацию (но, это чисто мое мнение) А подкидышем тогда оказалась граната Ф-1. Разумеется, не боевая, а муляж.
И так же была попытка "мимоходом" предъявить претензию и мне, - мол, как же так?! Как же вы, товарищ бортмеханик, осматривали и готовили самолет, если у вас на борту, в мусорном контейнере, оказалась граната?!!
Да, вот так я, этакий сукин сын, и "осматривал и готовил" самолет!
И вина моя "отягчалась" еще и тем, что я пришел в самолет прямо из международного сектора, где прошел все полагающиеся проверки и контроль, да еще и под неусыпным контролем сопровождавшего нас из сектора к самолету пограничника.
А пограничник, которая потом нашла "подкидыша", ждала меня прямо у входа в самолет, и не выпуская меня ни на минуту из вида, она сразу вместе со мной пошла шарить по самолету, - это, видимо, что бы со стороны все выглядело по взрослому. Нашла в самолетном сортире "гранату" - молодец, конечно, за это ей зачет.
Только ха! - а причем здесь бортмеханик? Как думаете, виноват был бортмеханик? Я думаю "виноват" на все 100%... Мне тогда, наверное, не хватало только добавить фразу из известного всем фильма:
- Та граната у вас не той системы...
Вот такие истории с подкидышами случились в моей практике. И все они произошли в 90-е годы, и именно на международных рейсах. А весной 2000 года, когда я работал в московской коммерческой АК, которая занималась перевозкам важных персон, в одном из рейсов, когда мы прилетели в Минеральные Воды, нам "выслали виртуального подкидыша" - кто то позвонил по телефону в аэропорт, и сказал, что наш самолет заминировали.
Какой бред! Мы прилетели из Москвы на абсолютно пустом самолете, и должны были только забрать из Минеральных Вод в Москву небольшую группу пассажиров.
После посадки в Минеральных Водах, к нашему самолету тогда не подходил ни один человек. Даже авиатехники, так как у нас на борту для технического обслуживания самолета были свои инженеры. Самолет поставили далеко от аэровокзала, рядом не было ни людей, ни машин, ни других самолетов. Ну, и кто "заминировал"? Человек-невидимка?
Но, тем не менее, звонок был, поэтому рейс задержали. Только почему то было тут же принято решение (очень интересно - кем?), что досматривать наш самолет будут специалисты из Москвы. Рейс отменили, самолет мы сдали под охрану, а нас отвезли в городскую гостиницу на отдых. На следующий день специальным рейсом из Москвы прилетела группа специалистов, которая тщательно обыскала и проверила весь самолет. Разумеется, ничего найдено не было. После оформления всех необходимых документов, самолет был допущен до полета, и под вечер мы мирно вернулись в Москву. Так же пустыми, без пассажиров.
Как выяснилось вскоре, эти пассажиры являлись "группой поддержки" известного в стране политика. И где то, на высоком уровне, видимо было принято решение, что эта группа была бы в тот день, на митинге в Москве нежелательна. Поэтому и был разыгран этот сценарий со звонком, отменой рейса и досмотром самолета москвичами только на следующий день. И за счет этой задержки с вылетом на сутки, необходимость прилета в Москву наших пассажиров отпала сама собой...