На днях вспомнила два удивительных случая влияния музыки на "грустные" диагнозы врачей, и в итоге на формирование речи. Их мне как-то рассказала логопед, с которой мы несколько лет назад работали вместе в развивающем детском центре:
- я в качестве двигательного терапевта (инструктора ЛФК) и тренера по детскому фитнесу,
- она в качестве музыкального работника и логопеда.
Начинала Татьяна свою работу с детьми именно, как музыкант, а уж потом освоила логопедию и соединила всё это в единые занятия.
Вот мы с ней активного обменивались специальными песенками и музыкой для построения занятий: она лого-музыкальных, я фитнес-музыкальных.
Делились впечатлениями и результатами от использования этого материала в определённой последовательности для разных возрастов детей.
Да, конечно, музыка играют и большую роль, в том числе и в постановке движения, и в формирования множества психических и когнитивных функций.
❓Но, как же можно с её помощью лечить?
Сейчас же в этой статье хочу рассказать
- сначала 2 эти удивительные случая про детей с диагнозами РАС, о которых рассказывала Татьяна
- потом, дам некоторые пояснения по выбору и применению песен
- в конце приведу пример такой лого-двигательной песни
и дам рекомендации по её применению, как лекарства 😉
Ставьте ЛАЙК 👍 и поехали погружаться в интересное и полезное!
👧 Про девочку Таисию
Как-то к логопеду Татьяне на занятия привели 3-летнюю девочку по имени Таисия. У неё были две справки от независимых друг от друга специалистов о наличии аутизма. Тая совсем не разговаривала.
В ходе первой встречи Татьяна включила ей свои песни.
И, вдруг, девочка начала с удовольствием их слушать, во взгляде появился ощутимый интерес и она обняла чужого ей человека, которого видит в первый раз в жизни. Тая обняла логопеда! Такое поведение аутистам просто недоступно.
Спустя же 2 месяца занятий с применением специальной музыки Таисия стала произносить сложные слова, такие как «памперс» и «гулять». Изменилось и поведение ребёнка. Нехороший диагноз благополучно сняли.
👦 Про мальчика Льва
Другой случай — мальчик Лев. Малыш в возрасте двух лет говорил всего четыре слова. А если незнакомый человек начинал задавать вопросы и ждать ответ, то сжимал кулачки, напрягался и немного гудел.
Родителям говорили разное, а невролог уже направила на исследования по подтверждению РАС.
Но Татьяна утверждала, что сильная проблема была именно в эмоциональной сфере.
После полутора месяцев занятий с мамой по этими специальным логопедическими песнями Лёва:
- начал формулировать фразы, такие как «Где муха?» и «Кто там?»
- перестал сживать кулачки и гудет при обращении к нему незнакомых людей
Елена ещё сказала, что таких историй в её практике достаточно.
Историй, когда с помощью специально подобранных музыки и песен можно достичь хороших результатов в запуске речи и коррекции речевых нарушений.
✅ Музыка помогает сфокусироваться на речи:
- ребёнку интересно слушать и наблюдать за взрослым, который поёт
- вся его внимание приковано к музыке и к человеку, занимающемуся с ним
- ребёнок начинает включать внимание вслушиваясь в звуки музыки
- и тело малыша начинает непроизвольно двигаться, ловя ритм
Получается, что включаются в активную работу области коры головного мозга лобных и моторных зон, которые стимулирую включение и речевых.
✅ Песни способствуют научению подражанию:
- ребёнок вовлекается, движется в такт музыке
🔸взрослый здесь должен направлять его, демонстрируя движения своими руками, ногами, туловищем. - ребёнок пытается повторить движения и слова из песни,
🔸тем самым развивая крупную моторику,
🔸учится подражать взрослому
А это всё первый шаг на пути к появлению речи.
Сосредоточение внимания и подражание являются ключевыми для любого обучения, включая формирование и навыка речи, и освоение двигательного навыка.
✅ Музыка активирует не только области мозга,
отвечающие за восприятие звука, но и те, что связаны с эмоциями, движением и памятью.
Благодаря музыке дети лучше запоминают слова:
- если эти слова подаются не просто в текстах,
- а заключены в формат песен, где есть рифма, ритм и мелодика.
После прослушивания мелодии со словами, слова в лёгком их произношении остаются в "оперативной" памяти.
И вскорости простые, повторяющиеся слова начинают всплывать у ребёнка на языке. Потом всё более сложные слова, и процесс запускается.
❓ Какие же песни подходят
как для развития речи, так и для формирования двигательного навыка.
Конечно, не все...
- Мелодия, темп и ритм должны соответствовать возрасту ребёнка и решаемым задачам в психоэмоциональной сфере
(плавность или маршевость, монотонность и звуковые волны, зацикленность или развитие и т.п.) - Слова, которые часто повторяются в песнях, должны быть подобраны в соответствии с задачами моторного (двигательного) и речевого развития на данный момент
Если создать интересные и простые упражнения под музыку и песни, ориентируясь на эти 👆 принципы, можно разработать песни, способствующие освоению двигательного навка и речевому развитию.
👍 ПРИЧЁМ развивать движения и речь можно одновременно.
🤓 Рассмотрим 1 такую песенку
Музыка простая (можно 1 музыкальный инструмент),
ритмичная и циклическая.
«Би-би-би-би-би, кто приехал к нам?"
жмет на клаксон и топает ногами
"Это мама, мама, мама."
обнимает себя за плечи 2 раза. меняя положение рук
"Это мама, моя мама.»
в объятиях поворачивается из стороны в сторону
Здесь мы учим ребёнка
- словам «би-би» и «мама», постепенно усложняя эти слова в других песнях
- переходу движений рук из одного в другое в сочетании с движениями ногами и своевременной их остановкой
РЕКОМЕНДУЮ РОДИТЕЛЯМ
по применению "полезных песен"
🔸ВАЖНО 🔸
Помните, что самый любимый звук для ребенка — это голос мамы и папы.
Поэтому советую включать песни с чужими голосами максимум на 10 минут в день. А в остальное время петь самим, взаимодействуя с малышом во время исполнения.
- Повторяйте такие песни в повседневной жизни: дома, в играх, в ванной и на прогулках.
- Используйте любимые игрушки ребенка, чтобы интегрировать в игру следующие куплеты песен.
- В момент разучивания слов - опуститесь на уровень глаз малыша, чтобы он мог видеть лицо родителя и речевой аппарат, откуда исходят звуки.
- Во время освоения движений - старайтесь, чтобы ребёнок видел вас целиком. Не делайте движения его руками и ногами, настойчиво ожидайте его повторений за вашими действиями.
Если не совсем получается, то переместитесь большому зеркалу и встаньте вместе напротив него. - Не стоит переживать о точности попадания в ноты — важнее создать положительные эмоции и полностью вовлечься в процесс, способствуя развитию речи через музыку.
Таким образом, даже самый непоседливый ребёнок:
- начнёт прислушиваться к вашим речевым командам,
- систематизировать свои движения,
- повторять слова за родителями.
Это ещё будет способствовать улучшению его внимания, памяти, навыков имитации и т.п.
Простые песни и небольшие упражнения, всего лишь несколько минут в день, могут творить настоящие чудеса в развитии моторики и речи у детей.
🥳 Главное — это делать маленькие шаги,
🤩 которые в итоге приведут к большим результатам.
🤗 Благополучного составления и применения
полезных песенок для своего малыша!!!
❓ А какие интересные методы развития моторики и речи используете вы в домашних условиях?
ПОДЕЛИТЕСЬ в комментариях 👇
Было занимательно и полезно? Ставьте ЛАЙК 👍