Осень – это удивительное время года, которое приносит много новых впечатлений и вдохновляет на изучение окружающего мира. Воспользовавшись осенней тематикой, можно предложить детям увлекательные грамматические задания, которые помогут им закрепить знания и навыки в изучении русского языка. Эти задания ориентированы на детей 5–6 лет и нацелены на развитие их грамматических способностей в игровой форме.
1. Подбери прилагательные к существительным
Задание: Вместе с ребенком подберите подходящие прилагательные к существительным.
Например:
• Дождь какой?—(мокрый, холодный, осенний).
• Листья какие? — (желтые, красные, сухие, мокрые,шуршащие).
• Ветер (какой?) — (сильный, прохладный, осенний).
• Небо (какое?) — (пасмурное, серое, хмурое, осеннее)
Это упражнение поможет развить у ребёнка умение правильно согласовывать прилагательные с существительными и будет способствовать расширению и активизации их словарного запаса.
2. Составь предложение.
Задание: Вместе с ребенком составьте предложения, используя данные слова.
Например:
• Осень, листья, опадают, деревья, с. (Осенью с деревьев опадают листья).
• Осенью, становится, дни, короткие.(Осенью дни становятся короче).
• Небо, серый, закрывает, тучи. (Небо закрывают серые тучи).
Это упражнение поможет ребенку научиться правильно строить предложения, соблюдая порядок слов и используя согласование между частями речи.
3. Доскажи словечко.
Задание: Вместе с ребенком подберите и добавьтеподходящее слово:
• Падают желтые...(листья).
• На деревьях сидят мокрые …(птицы).
• Осенью идут холодные …(дожди).
• По небу плывут серые… (тучи).
Это упражнение поможет ребенку научиться правильно,подбирать существительные и будет способствовать расширению и активизации словарного запаса.
4.Скажи наоборот
Задание: Вместе с ребенком подберите антонимы к словам, связанным с осенью:
• Теплый — (холодный).
• Светлый — (темный).
• Длинный — (короткий).
• Тихий — (шумный).
• Солнечный –(пасмурный)
• Сырой - (сухой)
Это упражнение поможет ребенку научиться лучше понимать значения слов и будет способствовать расширению и активизации словарного запаса.
5.Правильно измени слово «осень»
Задание: Вместе с ребенком правильно измените слово «осень»
• Наступила что? - (Осень)
• Небо осенью какое?-(Осеннее)
• Ветер осенью какой? – (Осенний)
• Погода осенью какая? –(Осенняя)
• Настроение осенью какое?(Осеннее)
• День осенью какой? – (Осенний)
Это упражнение поможет ребенку научиться правильносогласовывать существительное и прилагательные.
6.Один – много
Задание: Вместе с ребенком измените окончания существительных мн. числа
- Лист — (листья)- много (листьев)
- Дерево — (деревья) – много (деревьев)
- Яблоко — (яблоки) - много (яблок)
- Гриб — (грибы) – много (грибов)
-Дождь – (дожди) – много (дождей)
-Туча- (тучи) много –(туч)
Это упражнение поможет ребенку научиться правильно изменять окончания существительных мн. числа в собственной речи.
7. Нет чего?
Задание: Вместе с ребенком ответьте на вопрос «Нет чего?»
Гриб - Нет чего? -гриба.
Дождь- Нет чего? -дождя.
Ветер - Нет чего?- ветра.
Туча - Нет чего?- тучи
Солнце - Нет чего?- солнца
Это упражнение поможет ребенку научиться отвечать на вопрос: «Нет чего?», правильно изменять окончания существительных ед. числа в собственной речи.
8. Продолжи фразу
Задание: Вместе с ребенком завершите предложения, используя осеннюю тематику:
• Осенью листья становятся... (желтыми, красными).
• Осенью в небе часто видны... (тучи, птицы).
• В лесу осенью можно найти... (грибы, ягоды).
Это упражнение поможет ребенку научиться подбирать признаки к предметам способствует расширению и активизации словарного запаса.
9. Подбери действия.
Задание: Вместе с ребенком подбирайте действия к предметам.
Осень что делает? – приходит, наступает.
Дождь что делает? – идет, стучит, капает, льёт, смывает, моросит.
Листья что делают? – желтеют, краснеют, увядают, опадают,кружатся, лежат, шуршат.
Ветер что делает? - дует, воет, гудит, сдувает
Тучи что делают? - проливают, плывут, закрывают, темнеют
Это упражнение поможет ребенку научиться отвечать на вопрос: «Что делает?»,правильно изменять окончания глаголов, согласовывать существительные с глаголами в собственной речи, и будет способствовать расширению и активизации словарного запаса.
10. Игра «Что бывает осенью?»
Задание: Вместе с ребенком рассмотрите картинку и задайте ему вопросы:
Какое время года на картинке?
Как ты узнал(а) что это осень?
Это упражнение поможет понять, на сколько хорошо ребёнок усвоил тему.
Эти лексико-грамматические задания помогают детям 5–6 лет развивать грамматические навыки, логическое мышление и расширять словарный запас. Все задания можно проводить как индивидуально, так и в группе, что делает их идеальными для занятий в детских садах и дома.