Найти тему
Логопед и Я

Осень. Развитие речи детей 5-6 лет. 10 лексико-грамматических заданий.

Осень – это удивительное время года, которое приносит много новых впечатлений и вдохновляет на изучение окружающего мира. Воспользовавшись осенней тематикой, можно предложить детям увлекательные грамматические задания, которые помогут им закрепить знания и навыки в изучении русского языка. Эти задания ориентированы на детей 5–6 лет и нацелены на развитие их грамматических способностей в игровой форме.

1. Подбери прилагательные к существительным

Задание: Вместе с ребенком подберите подходящие прилагательные к существительным. 

Например:

• Дождь какой?—(мокрый, холодный, осенний).

• Листья какие? — (желтые, красные, сухие, мокрые,шуршащие).

• Ветер (какой?) — (сильный, прохладный, осенний).

• Небо (какое?) — (пасмурное, серое, хмурое, осеннее)

Это упражнение поможет развить у ребёнка умение правильно согласовывать прилагательные с существительными и будет способствовать расширению и активизации их словарного запаса.

2. Составь предложение.

Задание: Вместе с ребенком составьте предложения, используя данные слова.

Например:

• Осень, листья, опадают, деревья, с. (Осенью с деревьев опадают листья).

• Осенью, становится, дни, короткие.(Осенью дни становятся короче).

• Небо, серый, закрывает, тучи. (Небо закрывают серые тучи).

Это упражнение поможет ребенку научиться правильно строить предложения, соблюдая порядок слов и используя согласование между частями речи.

3. Доскажи словечко.

Задание: Вместе с ребенком подберите и добавьтеподходящее слово:

• Падают желтые...(листья).

• На деревьях сидят мокрые …(птицы).

• Осенью идут холодные …(дожди).

• По небу плывут серые… (тучи).

Это упражнение поможет ребенку научиться правильно,подбирать существительные и будет способствовать расширению и активизации словарного запаса.

4.Скажи наоборот 

Задание: Вместе с ребенком подберите антонимы к словам, связанным с осенью:

• Теплый — (холодный).

• Светлый — (темный).

• Длинный — (короткий).

• Тихий — (шумный).

• Солнечный –(пасмурный)

• Сырой - (сухой)

Это упражнение поможет ребенку научиться лучше понимать значения слов и будет способствовать расширению и активизации словарного запаса.

5.Правильно измени слово «осень»

Задание: Вместе с ребенком правильно измените слово «осень»

• Наступила что? - (Осень)

• Небо осенью какое?-(Осеннее)

• Ветер осенью какой? – (Осенний)

• Погода осенью какая? –(Осенняя)

• Настроение осенью какое?(Осеннее)

• День осенью какой? – (Осенний)

Это упражнение поможет ребенку научиться правильносогласовывать существительное и прилагательные.

6.Один – много

Задание: Вместе с ребенком измените окончания существительных мн. числа

- Лист — (листья)- много (листьев)

- Дерево — (деревья) – много (деревьев)

- Яблоко — (яблоки) - много (яблок)

- Гриб — (грибы) – много (грибов)

-Дождь – (дожди) – много (дождей)

-Туча- (тучи) много –(туч)

Это упражнение поможет ребенку научиться правильно изменять окончания существительных мн. числа в собственной речи.

7. Нет чего?

Задание: Вместе с ребенком ответьте на вопрос «Нет чего?»

Гриб - Нет чего? -гриба.

Дождь- Нет чего? -дождя.

Ветер - Нет чего?- ветра.

Туча - Нет чего?- тучи 

Солнце - Нет чего?- солнца

Это упражнение поможет ребенку научиться отвечать на вопрос: «Нет чего?», правильно изменять окончания существительных ед. числа в собственной речи.

8. Продолжи фразу

Задание: Вместе с ребенком завершите предложения, используя осеннюю тематику:

• Осенью листья становятся... (желтыми, красными).

• Осенью в небе часто видны... (тучи, птицы).

• В лесу осенью можно найти... (грибы, ягоды).

Это упражнение поможет ребенку научиться подбирать признаки к предметам способствует расширению и активизации словарного запаса.

9. Подбери действия.

Задание: Вместе с ребенком подбирайте действия к предметам.

Осень что делает? – приходит, наступает.

Дождь что делает? – идет, стучит, капает, льёт, смывает, моросит.

Листья что делают? – желтеют, краснеют, увядают, опадают,кружатся, лежат, шуршат.

Ветер что делает? - дует, воет, гудит, сдувает

Тучи что делают? - проливают, плывут, закрывают, темнеют

Это упражнение поможет ребенку научиться отвечать на вопрос: «Что делает?»,правильно изменять окончания глаголов, согласовывать существительные с глаголами в собственной речи, и будет способствовать расширению и активизации словарного запаса.

10. Игра «Что бывает осенью?»

Задание: Вместе с ребенком рассмотрите картинку и задайте ему вопросы: 

Какое время года на картинке?

Как ты узнал(а) что это осень?

Это упражнение поможет понять, на сколько хорошо ребёнок усвоил тему.

Эти лексико-грамматические задания помогают детям 5–6 лет развивать грамматические навыки, логическое мышление и расширять словарный запас. Все задания можно проводить как индивидуально, так и в группе, что делает их идеальными для занятий в детских садах и дома.