В советское время над людьми проводилось множество исследований. Чаще всего люди даже не подозревали, что являются участниками экспериментов. Большинство исследований были безобидными, а некоторые даже помогали вернуть веру в людей и человечность. Эксперименты проводились на людях разных возрастов и профессий. Даже на детях в школе. В том числе и на обычных рабочих с обычного завода. С помощью одного такого опыта, направленного на поиск способа ускорения процесса обслуживания в рабочих столовых, была выявлена одна приятная закономерность, а также доказаны честность и ответственность простого советского человека. Подробнее об этом опыте поговорим сегодня. А также постараемся разобраться, возможно ли жить с такими условиями сегодня?
Советские столовые на заводах
В Советском Союзе старались кормить рабочих хорошо, разнообразно, просто, но сытно (ну конечно, все зависело от поваров и завхозов). Меню старались делать разнообразным и повторяться не чаще раза в неделю (а лучше в месяц). В столовых на заводах кормили по льготным талонам, которые частично оплачивали профсоюзы. Либо предприятие брало на себя расходы на обеды своих трудящихся.
Заводы напрямую заказывали продукты с колхозов и совхозов. Крупные промышленные заводы могли иметь даже свое собственное хозяйство. Бывало так, что работников завода отправляли на помощь в сборе урожая, в обмен на продукцию с тех же полей.
Время обеда на предприятиях было четко установлено, поэтому разом в столовых становилось многолюдно и персонал столовой старался выдать обед так же быстро, чтобы все успели поесть.
Чем больше завод и больше рабочих, тем сложнее приходилось столовым в обеденный час. Поэтому совершенствование зон питания происходили одновременно с модернизацией предприятий. Так рабочих разбивали на смены, которые уходили на обед в свое положенное время. График посещения столовых разными сменами был жестко регламентирован. Уже в 30-х годах были придуманы линии раздачи, обеспечивающие быстрое продвижение очередей. Эти же линии раздачи можно встретить и сегодня в любой столовой.
Но со временем предприятия разрастались, персонал столовой еле справлялся с наплывом рабочих, требовались новые решения.
Ускорение обслуживания
Так в 70-х годах в одной столовой одного завода начали проводить необычный эксперимент ( что это за завод - разные источники называют разные места). Он должен был выявить работоспособность одной теории: можно ли переложить на рабочих все обязанности по обслуживанию в столовой. Самостоятельно взять себе обед, самостоятельно оплатить его, и, разумеется, убрать за собой.
С помощью наблюдения в течение месяца экспериментаторы хотели найти ответ сразу на несколько вопросов: ускорится ли процесс обслуживания и способен ли советский человек вести дела честно даже тогда, когда за ним не наблюдают (на самом деле наблюдали).
Поэтому все блюда выставили на прилавок, подписали цены каждого. С прилавка убрали кассу и кассира: стоял только поднос для мелочи и коробка для купюр. По задумке, рабочие самостоятельно просчитывали стоимость своего обеда и оставляли необходимую сумму на подносе. При необходимости самостоятельно отсчитывали себе сдачу. Никто не вел никаких записей.
Весь эксперимент был рассчитан на месяц. Первые дни эксперимента проходили удачно: выручка составляла примерную стоимость съеденного рабочими. Но с каждым днем выручка становилась все меньше, при том же объеме потребления. Кто-то явно не доплачивал. А некоторые рабочие и вовсе не оплачивали свой обед. В какой-то момент выручка составляла всего половину от затрат. Представляю, как на тот момент разочаровались в людях экспериментаторы. Но эксперимент не прерывали, так как он был рассчитан именно на 30 дней. Продолжались убыточные дни, до определенного момента.
В один день, разом, на подносе появилась сумма с лихвой окупающая затраты за весь предыдущий убыточный период. Экспериментаторы стали разбираться, что стало тому причиной и ответ появился довольно быстро. Дело в том, что в тот день рабочим была выдана заработная плата. И рабочие вернули столовой весь свой накопившийся долг. Даже если никто и не вел учета, кто и сколько съел, это делали сами рабочие. Они не забыли о своем долге и вернули его. Раз персонал столовой доверился рабочим, то они не могли подвести и поступить нечестно.
Так за один день коллектив завода сумел вернуть экспериментаторам веру в порядочность и честность советского человека, который принимал на себя ответственность за свои действия.
Возможны ли такие условия для современного общества?
Считаю, что частично - да! Подобные эксперименты происходят и в настоящее время: продавцы оставляют свои прилавки с просьбой оставить деньги за товар или продукт, надеясь на порядочность. Но одно дело оставить деньги и взять то, что нужно. И совсем другое дело - соблазн коробочки с купюрами и мелочью для сдачи. Добропорядочные люди поступают по совести, чего не скажешь о других, которые надеются ограбить и остаться безнаказанными. Поэтому данная схема имеет право на жизнь только в ограниченном коллективе (например, коллектив завода), где все друг друга знают, а за нарушение последует строгое наказание. Никто бы не захотел лишиться работы (и стать позором) из-за такой незначительной детали, как не оплаченная булочка. Сдерживающий фактор все же должен присутствовать.