Минэкономики представило на общественное обсуждение проект концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года (далее – НСУР 2040). По сравнению с проектом, который был представлен министерством в начале года, документ получил более конкретное и предметное наполнение, а целевые индикаторы расписаны более детально. Представленный проект показывает, как наша страна будет развиваться в следующие 15 лет.
Напомним, что первую редакцию документа мы анализировали еще в январе 2024 г. по время первого общественного обсуждения проекта концепции. По сравнению с первоначальной редакцией текущая версия существенно доработана во взаимодействии с госорганами и представителями экспертного сообщества.
Реиндустриализация, новые технологии и развитие сферы услуг
Одна из ключевых задач, на которые будет нацелено правительство, – нарастить потенциал белорусской экономики и войти в 2040 г. в число 50 государств в мировом рейтинге ВВП на душу населения. В количественном выражении это означает увеличение ВВП за 2026–2040 гг. не менее чем в 2 раза. При этом в первую пятилетку показатель должен вырасти не менее чем в 1,2 раза (среднегодовые темпы роста +3,7%), а в период с 2030 по 2040 гг. – в 1,6 раза (среднегодовые темпы роста +4,8%).
Проект концепции содержит развернутое описание способов достижения поставленной цели. Ожидается, что в период 2026–2030 гг. главным драйвером роста станет промышленность, ориентированная на переход промышленного производства к новому технологическому укладу, реализацию прорывных высокотехнологичных проектов, ускоренное развитие производств, формирующих специализацию белорусской экономики и основанных на глубокой переработке местного сырья. В итоге планируется, что валовая добавленная стоимость (ВДС) в промышленности за 2026–2030 гг. вырастет в 1,3 раза.
Другим значимым драйвером экономики станет ускоренное развитие сферы услуг: IТ-индустрии (до 8% к ВВП в 2030 г.), туристических, деловых и иных услуг с высокой добавленной стоимостью, а также инфраструктурных секторов, обеспечивающих повышение качества человеческой жизни (образование, здравоохранение, транспорт, цифровая инфраструктура и т.д.). Намечено повысить долю сферы услуг в ВВП до 53% в 2030 г. и до 58% в 2040 г.
В следующие две пятилетки (2031–2040 гг.) стратегия развития будет нацелена на достижение нового качества экономики посредством автоматизации производств, внедрения интеллектуальных систем и формирования рынка цифровых продуктов. Целевая задача, как сообщалось выше, – нарастить ВВП в 1,6 раза и выйти на уровень международной конкурентоспособности. Целевой ориентир в промышленности – рост ВДС не менее чем в 1,8 раза за 2031–2040 гг. Ожидается повышение вклада цифровой экономики в ВВП на уровне не менее 20% в 2040 г. посредством формирования цифровой индустрии и рынка цифровых продуктов, в т.ч. IТ-сектора – 15%.
Планируется, что за 2026–2040 гг. производительность труда по ВДС в промышленности увеличится в 2,1 раза, в сельском хозяйстве – в 1,8 раза. Еще одним показателем повышения эффективности труда станет увеличение удельного веса среднетехнологичных высокого уровня и высокотехнологичных производств в ВДС обрабатывающей промышленности до 50% к 2040 г., а количество роботов на 10 тыс. среднесписочных работников в промышленности должно быть не менее 150 единиц в 2040 г.
Рост объема экспорта товаров и услуг за 2026–2040 гг. должен будет увеличиться в 1,9 раза, доля экспорта высокотехнологичной, среднетехнологичной высокого уровня и наукоемкой продукции в общем объеме экспорта товаров и услуг вырастет до 50% в 2040 г. (36,5% в 2021 г.). Диверсификация экспорта запланирована за счет увеличения доли стран Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки до 35%.
Среди прочих важных целевых индикаторов будущего развития отметим ожидаемый в 2026–2040 гг. рост инвестиций в основной капитал, опережающий динамику ВВП в 2,1 раза. Доля валового накопления основного капитала в ВВП – к 2040 г. составит не менее 23–25%. Удельный вес ВДС, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в составе ВВП должен увеличиться до 40% в 2040 г. (в 2023 г. – 25,2%).
Отметим и намерения по развитию туризма. К 2040 г. ожидается повышение вклада сферы туризма до 5% от ВВП, рост числа туристических поездок иностранных граждан в РБ должен вырасти с 5,7 млн человек в 2023 г. до не менее 18 млн человек в 2040 г. Ожидается увеличение числа внутренних туристических поездок граждан Беларуси с 19,8 млн в 2023 г. до 47 млн в 2040 г. В итоге РБ должна будет войти в топ-50 стран мирового рейтинга развития сферы путешествий и туризма.
Повышение рождаемости, продолжительность жизни, контроль над миграцией
Стратегической целью социальной политики объявлено достижение высоких стандартов жизни путем развития новых профессиональных компетенций и обеспечения достойных доходов населения.
Это означает преодоление тенденций сокращения демографического потенциала страны и стабилизация численности населения на уровне не менее 9,1 млн человек (в первоначальной версии проекта – 9,2 млн чел.). Для достижения показателя планируется повысить рождаемость населения посредством укрепления института семьи и пропаганды традиционных семейных ценностей (1,3 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста в 2030 г.), увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении до 76,5 лет в 2030 г., оптимизировать миграционные процессы, в т.ч. посредством стимулирования притока квалифицированных кадров в страну. В области занятости и доходов населения текущая цель – обеспечить устойчивый рост доходов населения – в 1,2 раза за пятилетие (среднегодовые темпы роста +3,7%) на основе внедрения новых рабочих мест с достойной оплатой труда.
В период 2031–2040 гг. (вторая и третья пятилетки) стратегия социального развития будет нацелена на повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 80,4 лет в 2040 г., повышение уровня занятости населения до не менее 70% в 2040 г. Планируется, что суммарный коэффициент рождаемости в 2040 г. составит 1,47 ребенка на одну женщину, смертность снизится в 1,2 раза, положительного сальдо миграции населения увеличится к 2040 г. не менее чем в 3 раза.
Поставлена задача сократить необоснованную региональную дифференциацию по уровню и качеству жизни населения, уменьшить разрыв между максимальной и минимальной номинальной среднемесячной заработной платой в регионах до 1,5 раза в 2040 г.
Как отмечают разработчики концепции НСУР 2040, особо значимым детерминантом демографической устойчивости выступает миграция населения. В частности, в 2026–2030 гг. будет продолжена работа по совершенствованию законодательства в сфере миграции и гражданства, будет изменен порядок въезда в РБ и выезда из страны. Предлагается расширить «миграционный пакет», разработать концепцию системы идентификации личности «Карта белоруса», предусматривающую диверсификацию стоимости предоставляемых услуг в здравоохранении, образовании, ЖКХ и других сферах в зависимости от статуса пребывания на территории РБ.
Миграционную политику на региональном уровне (внутренняя миграция) будут выстраивать исходя из наличия демографического потенциала и обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, прежде всего требуемых для регионального развития профессиональных компетенций и навыков.
Для стимулирования выбора иностранными гражданами Беларуси в качестве страны для переезда, трудоустройства и жизни предусматривается реализация комплекса мер по адаптации иммигрантов к новым условиям и их интеграции в белорусское сообщество. Важный вектор – развитие образовательной миграции за счет обменных образовательных программ, учебных грантов, обучения и стажировки молодежи из других стран с целью их последующего закрепления в РБ.
Для обеспечения роста заработных плат планируют снижение численности работников с низким уровнем оплаты труда, повышение заработной платы работников коммерческих организаций, в которых она складывается ниже среднего ее уровня по соответствующему виду экономической деятельности. Предполагается обеспечить соотношение заработной платы в бюджетных организациях со среднереспубликанским уровнем к 2040 г. в размере не менее 82%. Рост реальной пенсии по возрасту неработающего пенсионера к 2040 г. должен вырасти не менее чем в 2 раза (с учетом дополнительного добровольного пенсионного страхования).
Авторы концепции ожидают уменьшения межрегиональной дифференциации по ВРП на душу населения с 1,96 раза в 2023 г. до 1,7 раза в 2040 г. Разрыв между максимальной и минимальной номинальной начисленной среднемесячной заработной платой в регионах должен сократиться до 1,5 раза в 2040 г.
Финансовая стабильность, низкая инфляция, рост вкладов и рынка ценных бумаг
Среди целей по обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности отметим сохранение низкого уровня инфляции – не выше 5% до 2030 г. и не выше 4% к 2040 г., рост активов банковской системы – до не менее 66% к ВВП в 2040 г. (59,1% – в 2023 г.); рост соотношения активов небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг к ВВП – в 2 раза, с 0,08% в 2025 г. до 0,155% в 2040 г., увеличение объемов выпуска облигаций на уровне роста ВВП; рост объемов выпуска акций акционерных обществ – не менее чем в 2 раза за 2026–2040 гг.; поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки, не превышающего 26%. Поставлена задача по поддержанию доли срочных и условных банковских вкладов (депозитов) физических лиц в национальной валюте на срок 1 год и более на уровне не менее 80% в общем объеме срочных и условных банковских вкладов (депозитов) физлиц в национальной валюте.
***
В НСУР 2040 заложены довольно оптимистичные показатели. При этом сами авторы концепции отмечают, что достигать поставленных целей придется в условиях вызовов, в числе которых санкционная политика и риск замедления мировой экономики. Не следует забывать и о растущем дефиците бюджета, увеличении отрицательного сальдо внешней торговли и возможного сворачивания мягкой монетарной политики. Однако показатели экономического развития РБ не раз превосходили ожидания аналитиков и международных экспертов. Посмотрим, что произойдет в этот раз.
Читайте также:
Нехватка инвестиций, кадровый голод и санкции признаны главными вызовами для устойчивого развития