Введение
Которое сразу хочется начать с вопроса: как человек, который последние патчей 5 на ЛТ почти не играет, дошёл до жизни такой, что играет на лёгком танке в режиме для тяжей?
А знаете, спонтанно. Попытки были и в прошлых сезонах, но они быстро заканчивались. Причин было две:
1) ЛТ чисто исходя из классовой принадлежности имеют проблемы с огневой мощью;
2) тактическая ниша ЛТшного самолёта была частично занята расходником "разведка", который просто валялся на карте с быстрым КД.
Какой-то смысл в лёгком танке появлялся только на картах с большими открытыми пространствами, в первую очередь Малиновка, Карелия и немного Мурованка. А если хотелось побегать на чём-то быстром, то выбор широкий: Концерт, Батчат, ТВП, Леопард, поляк, да даже Е50М с турбиной.
Ну и конечно же команды. Я уже потерял счёт сезонам Натиска, но проблески командной игры начали появляться только в этом сезоне.
Нет, конечно, люди на ЛТ играли, и даже показывали результат. Но вот в чем дело: старый формат встречного боя оставлял не очень большую вариативность тактик даже в рамках открытых карт. Конечно, можно было и объехать, и где-то постоять пострелять, но основной замес творился в районе базы или точки интереса, как например в углу на Карелии. А любители альтернативных тактик могли быть обнаружены с помощью всё того же расходника или просто быстрым СТ с хорошей маскировкой.
И вот, случилась смена парадигмы, а именно формата режима. Собственно, правки этого сезона и стали катализатором для идеи катать Натиск почти исключительно на ЛТ. Благо опыт имелся ещё с прошлого сезона, но тогда это не было самоцелью, а скорее развлечением для карт типа Малиновки.
Ну а катализатором этой статьи стал факт выхода автора в золото таким макаром. При том, что играю я конкретно в Натиск 2-3 дня в неделю, а если исключить задачи, то вообще один.
Главным стимулом конечно же является новый польский турбо гопник-юморист, для получения которого в этом сезоне нужно выйти в чемпиона. Что будет не так просто, ведь есть реальная жизнь и другие игры.
Дисклеймер: я прекрасно понимаю, что для наибольшей объективности стоило бы выполнить челенж, который был показан одним человеком в первых сезонах: взять чемпиона/легенду, не притрагиваясь к другим танкам, кроме ЛТ. Но тут есть подводный камень: чем выше по рейтингу, тем более возрастает значимость ЛТ в команде, особенно в этом запуске, ведь ока Саурона на карте больше не валяется. Тут как раз интересная часть - это пройти все нижние лиги, где играет основная часть ЦА ради бонового оборудования и голды. А так как я как раз оттуда, то лучше написать сейчас, пока впечатления свежи.
Впрочем, должен отметить подгон от с Лесты, которая запустила ивент на фраги исключительно в рандоме, из-за чего все из Натиска сбежали и конец пути был пройден относительно комфортно.
Дисклеймер 2: играть на ЛТ в Натиске нужно только и только в том случае, если Вы на 146, 292 и 438% уверены, что сможете приносить пользу команде. Для этого нужно уметь играть на ЛТ в целом и знать, как устроены карты и механика обзора и маскировки в Мире Канистр, несмотря на то, что карты в Натиске отличаются и задачи лёгкого танка тоже немного иные.
Изменения в режиме
Новый Натиск представляет из себя этакий киберспорт для самых маленьких. Баз теперь две, расходники поменялись с арты и разведки на мины и дымы.
И тут появились варианты по тактике. Команда защиты может забуриться в глухую оборону, сама поехать вперёд или в объезд; команда атаки имеет два варианта, куда ей поехать, которыми может воспользоваться в разной степени; око Саурона с карты исчезло, а из набора карт пропал тот же Энск, игравшийся чаще всего через "железо"; критическая масса танков на единицу площади теперь собирается реже, ведь баз две.
Плюс новый формат отпугнул приличную часть тех, для кого Натиск был просто командным боем 7х7 без арты с кучей плюшек, отправив их ныть на все возможные ресурсы. Туда им и дорога.
То есть, появилось окно возможностей.
А значит, можно переходить к реализации...
Техника
У нас в игре есть 6 классических лёгких танков и 1 колесник, которого мы пока пропустим.
И здесь работает практически обратная от рандома ситуация: от ЛТ (как и от всех) требуется наносить урон, шанс встретить противную Мантикору низкий (да и она повлиять на бой не сможет), маскировка вследствие особенности режима не играет большой роли... И одним из лучших вариантов становится... Шеридан.
Ну ладно, насчет лучшего варианта я перегнул, ведь это все еще сарайный танк, который из-за своих размеров ощущается довольно валким. К тому же, качать ветку американских ЛТ исключительно ради Натиска - решение спорное. Но у него все еще есть отличная динамика и лучшая среди ЛТ-10 пушка, так что если у кого-то пухляш стоит в ангаре - можно даже попробовать.
А вот лучший ЛТ рандома в Натиске чувствует себя некомфортно. В случайных боях Мантикора - это простой в реализации и довольно вонючий клоп, который за счет маскировки и габаритов вытаскивает свое довольно комфортное, но слабое орудие. А так как в Натиске нужно дамажить, то злодей британец как самый слабо вооруженный ЛТ-10 мало на что способен.
Однако моим любимчиком в режиме стал конечно же Панцерваген. Всего-то потребовалось трижды его апнуть, чтобы бывший "рахит" прошел путь от неуклюжего недоразумения до отличной универсальной машины, которая способна и пострелять, и посветить. Плюс это самый быстрый гусеничный ЛТ 10 уровня и третий по скорости во всей игре (после FV304 и Pz. I C). Пушечка немца может и не такая мощная, но скорострельная, точная и с очень смешными фугасами для ковыряния осточертевших Коней и Йохов. Пожалуй, именно мемец является лучшим выбором, к тому же, неплохо играющимся в рандоме.
Ну а если Вы - патриот и когда-то давно выбрали тернистый путь советских легких танков, то ничего страшного. Танк ВНИИ-100, он же Т-100 ЛТ - тоже вполне неплохой вариант для игры в Натиске. Его главными преимуществами перед немцем являются: очень низкий силуэт, отличная стабильность на скорости и шикарная стабилизация. Правда, другие ТТХ все же на стороне немецкой машины, но совет тоже отлично играется.
АМХ 13 105 после изменения ХП танков в Натиске перестал играться, ведь теперь его барабанчик на 1к урона ощущается как комариные укусы. Так что лучше оставить его для рандома, где он хорош.
Аналогично с WZ-132-1. Его пушка на данном этапе развития Натиска отлично играет роль зубочистки. Так что при всем уважении к китайцу играть на нем в Натиске не рекомендуется, он из-за своего низкого ДПМа не сможет настреливать.
А вот теперь возвращаемся к ЕБРу. После нескольких нерфов у француза остались только маскировка, пробивные фугасы и, конечно же, безумная подвижность. Первое нам без надобности, второе в условиях Натиска не всегда реализуемо, так что основным и единственным козырем остаётся третье. При этом пушка ЕБР вторая с конца по мощи, что делает игру на французе ещё сложнее и не на каждой карте он может реализоваться. К тому же, вместо самолёта у него перк, увеличивающий обзор, что конечно лучше подходит для ураганного темпа игры француза, но заставляет сильнее рисковать для засвета врага.
Важнее всего в данном случае оборудование. От базовой сборки всех ЛТ в виде КОП, выхлопа и оптики придётся отказаться в пользу сборки на урон, базой которой будет конечно же досылатель и вентиляция, но оптику лучше не убирать. У всех ЛТ на этом уровне шикарная стабилизация, так что стабилизатор может пригодиться только на АМХ 13 105.
А теперь самое главное...
Геймплей
Самое важное, ключевое и главное правило, которое нужно соблюдать - это
не выпендриваться, не выеживаться и не считать себя главным.
Это правило работает и на средних танках, и на ПТ поддержки вроде Фоша, 268/5 или 114СП2, но на лёгких танках это ещё сильнее выражено. Микроскопический шанс не получить урон есть только у Т-100 и ЕБРа, остальные получают всё, что в них залетит, а ХП у всех ЛТ 2000 ± 50.
Собственно, основная задача в бою - это кидать самолёт на противников, бегать по точкам интереса, светить и конечно же поддерживать огнём. Даже маленький ЛТшный ствол может оказаться тем рычагом, который перевернёт бой, а благодаря подвижности можно подбирать те же мины и делать вражеским ТТ некомфортно, а ещё можно сбивать захват с неожиданных позиций.
Нужно чутко отслеживать ход боя и смотреть, где требуется поддержка стволом или триплексом; знать места кемперов и периодически гонять их с позиции при помощи самолёта; можно кидать разведку на ключевые позиции, если их захватывает противник; в некоторых случаях даже светить разъезд в начале боя, но это уже тот самый выпендрёж, которого лучше избегать. Наградой станет интересный и крайне вариативный геймплей.
Панцерваген со всеми вышеописанными задачами справляется лучше всех благодаря точности и фугасам, которые пробивают филейные части многих популярных тяжёлых танков и штурмовых ПТ, а именно они чаще всего будут в прицеле, а получать каждые 6.5 секунд по 420 не хочет никто. У Т-100 с этим есть некоторые сложности из-за того, что его пушка периодически пашет землю, но он может это компенсировать возможностью подобраться поближе благодаря плоскому силуэту. Именно в Натиске я наконец-то распробовал бронебойные снаряды советского противня на гусеницах.
Кстати, интересный факт: самолет умеет заряжаться со временем и всегда накидывает 10 секунд засвета, этим надо пользоваться всегда.
Отдельно про ЕБРа. Так как у него огневой мощи еще меньше, то играть предстоит исключительно от его безумной динамики. Главным способом влиять на бой будет беготня по точкам интереса и периодические укусы по спинам вражеских танков. Практически как и в рандоме, главная задача французского колеса - это бесить вражескую команду, пока та не станет мягкой и податливой. Ну и конечно же карта должна быть максимально открытой.
Кстати о них.
Карты
Пока что карт в режиме я видел 10: Песчаная река, Утёс, Мурованка, Руинберг, Химкисдорф, Ласвилль, Степи, Карелия, Тихий берег и Затерянный город. Сразу скажу, что особо расписывать тактики не буду, потому что и бой может пойти по всякому, и ЛТ может отыграть по разному.
Из всего этого списка очевидно Химки - худшая карта для легкого танка. Чисто в теории, можно выстроить такую тактику, при которой ЛТ сможет себя реализовать даже в городских лабиринтах, но напоминаю - мы пока говорим про танковый аналог лоу-приорити, где каждый сам себе Паттон, Жуков и Роммель, так что на команду не надеемся, хоть и помогаем ей. Впрочем, разведывать на Химках откровенно нечего: вражеская команда окажется либо на одной базе, либо на другой.
Второй неудачной картой является Ласвилль. Расположение баз и общая архитектура карты сделали ее самой коридорной из всех, и даже длинный прострел с центра не позволяет на полную реализовать легкий танк. Функционал заканчивается на закрытии прострела с центра в защите и перехвате объездунов в атаке. Ну или самому занять этот самый прострел. Основные места кемперов на картинке:
Так же не очень приятно играть на Утесе, но там у ЛТ есть занятие, как минимум одно: сгонять народ с полочек у респов. Можно конечно заехать на гору, но эти места лучше оставить паре польских братьев-акробатов. Так же можно попробовать разыграть через проезд в тыл под маяком или помочь команде сыграть через нижнюю часть карты. Места для прокидки самолета на картинке:
На Затерянном городе план максимально простой: пересветить и немного перестрелять всё, что катается вокруг города, а дальше залетать в тыл тяжелым танкам противника. Проблема в том, что во время получения удовольствия союзные тяжи могут "кончиться". В таких ситуациях остается разве что проклинать судьбу и пытаться через мины и дистанцию набить хоть какой-то урон. Здесь неплохо может отыграть ЕБР. Места для разведки на картинке:
Несмотря на рельеф, на Песчаной реке играется даже менее вольготно, чем на Затертом городе. Полноценное направление для атаки всего одно - по южной части карты по барханам. По верху по горам слишком долго ехать и выезд с гор простреливается, так что этим маршрутом обычно пользуются объездуны из команды защиты. Центр тоже отлично простреливается со всех сторон. Поэтому в атаке задача ЛТ - это выхватывать тех, кто стоит на полке и на барханах, а в защите - периодически посматривать на тылы. Впрочем, как раз в защите ЛТ на этой карте не так важен. Позиции для разведки:
Несмотря на название, Тихий берег совсем не тихий. На этой карте сражения идут везде, в том числе на дальнем краю озера, где две пачки любителей зайти с фланга выясняют, кто лучший Штирлиц. Собственно, на дальнем берегу и предстоит играть. В защите - искать тех самых флангующих СТ и не давать им мешать союзникам, а также сбивать вторую базу и бегать по вражьим тылам, в атаке - мешать противникам заниматься тем же самым и тоже бегать по тылам. Да и вообще Тихий берег оказался крайне удачной и интересной локацией для режима. Позиции для просвета самолетом:
Руинберг, внезапно, тоже неплохо подходит для ЛТ, но из-за малых размеров карты самолёт используется исключительно по ситуации, например по ключевой позиции. Именно на этой карте я очень много светил сам, не полагаясь на перк. Основной зоной действия будет север карты, а именно смотреть, кто едет в северо-восточный угол. А дальше по ситуации, либо в малый город, либо в основной.
А вот на Карелии ЛТ нужен. Главное не сыграть в ящик на центре карты, случайно напоровшись на пробегавший мимо СТ. В обороне основной целью будет поиск тех, кто сидит на ПТ полке и тех, кто пытается заехать с западной стороны карты, потому что в основном давят базу на востоке. В атаке же главная задача - согнать тех, кто стоит в углу карты и смотрит проезды, а там они есть всегда. Ну и посматривать за тылом, чтобы не заехали на ту полку, которая со стороны "штанов". Здесь тоже можно попробовать сыграть на колеснике, но только аккуратно. Места для разведки самолётом:
Степи, попав в режим, особо не изменились. Игроки часто встают в те же позиции, что и в рандоме: северные занимает защита, южные - атака. Как-то расшевелить ситуацию пытается тот одинокий товарищ, который всегда едет в центральный проезд за минами. Собственно, задача ЛТ сводится к тому, чтобы просвечивать позиции вражеские и прикрывать свои. В идеале ещё и не отпустить товарища на центре. Основную часть времени придётся проводить в поле по центру карты. Просторная карта хорошо подходит колесному ЛТ, но предстоит быть аккуратным, потому что мест, откуда можно отхватить, немало. Места для самолёта:
Мурованка же как была, так и остаётся главным полигоном для использования лёгкой техники. Куча укрытий и кустов, прострелы, множество мест для скрытой разведки или настрела. ЛТ и СТ могут максимально разыграться на этой карте. И колёсные тоже. Места для самолёта:
А по итогу что?
А то, что я всё же недооценивал лёгкие танки. Можно сказать, что повёлся на общее мнение, что в этом режиме играются только тяжёлые танки. Но будем честны, это не так далеко от правды, но такой эпидемии, как в прошлом сезоне, когда команды состояли из 2 танков, уже нет. Да и как показывает практика, штурм тоннами железа срабатывает всё реже, а лёгкие сетапы потихоньку становятся актуальнее, и чем выше ранг, тем чаще удаётся хорошо сыграть средними танками и быстрыми тяжами с поддержкой ЛТшки.
Но есть нюанс: ЛТ должен уметь играть. Для этого нужны опыт и фантазия, чего у большинства танкистов нет. Так что могу спокойно понять тех, кто ругается на выбор ЛТ в начале боя. Неумелый лёгкий танк будет просто балластом, а вот хороший наоборот может спасти бой, а так как команды рандомные, то раз на раз не угадаешь. Исключая ситуации, когда человек берёт ЛТ на карту, где он не нужен.
Стоит ли самому пытаться играть на лёгком танке в Натиске? Только если есть хотя бы несколько ЛТ высоких уровней с 2-3 отметками, то есть имеется опыт игры на результат на этом классе техники. Геймплей за ЛТ откровенно балдежный, за счёт подвижности и вариативности, что резко отличается от игры на тяжёлой мазуте, которая в большинстве ситуаций играется "едь в круг, стреляй в НЛД". Так что если есть уверенность и достаточный уровень отмороженности, то можно попробовать. Может, даже понравится.