Найти в Дзене

Выставка Франса Снейдерса и фламандского натюрморта.

Фламандский натюрморт XVII века по праву принадлежит к числу выдающихся достижений мировой художественной культуры. В России хранятся первоклассные образцы творчества мастеров этого жанра во главе с Франсом Снейдерсом.

Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России

Это и дало возможность организовать выставку в ГМИИ им.А.С.Пушкина. Вот ведь какие дела -за время после пандемии и далее последовавших событий, когда привоз картин из-за рубежа стал невозможен, в наших главных музеях ежегодно проходят по 2-3 выставки. Богатство музейных фондов по всей стране позволяет нам открывать для себя художественное наследие человечества.

В этот раз приехали вкусные натюрморты из Эрмитажа и региональных музеев.Впервые собранные вместе в едином экспозиционном пространстве, они позволяют оценить неповторимые живописные решения фламандцев, эволюцию представителей этой школы и композиционно-типологическую вариативность ее произведений, многозначность их смыслов.

Эту картину я хорошо знаю-она находится в постоянной экспозиции Пушкинского, а на выставке ей уделено главное место:

Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же .Натюрморт с лебедем
Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же .Натюрморт с лебедем Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
-3

Не удержалась и попросила девушку с верхнего фото запечатлеть меня на фоне:

Эту картину я хорошо знаю- она висит в постоянной экспозиции пушкинского.
Эту картину я хорошо знаю- она висит в постоянной экспозиции пушкинского.

В основе этого проекта-«знаковые» работы Снейдерса, его предшественников, современников и последователей, начиная с прославленных (Яна Брейгеля Бархатного, Яна Фейта, Даниеля Сегерса, Яна Давидса де Хема) и заканчивая менее известными (Николасом Каве, Петером ван ден Бемденом, Яном Баптистом ван Муркерке), от наследия которых сохранились лишь единичные памятники.

Самая первая картина на выставке это совместная работы Питера Паувела ( сейчас так пишут, в отличии от упрощенного Пауля) Рубенса и Снейдерса:

Питер Паувел Рубенс Pieter Pauwel Rubens 1577, Зиген-1640, Антверпен Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, Антверпен.Статуя Цереры. Дерево (доска паркетирована), масло Государственный Эрмитаж
Питер Паувел Рубенс Pieter Pauwel Rubens 1577, Зиген-1640, Антверпен Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, Антверпен.Статуя Цереры. Дерево (доска паркетирована), масло Государственный Эрмитаж

Для меня было откровением, что эти два мастера творили в совместных проектах. Гениальный фламандец не раз привлекал своего друга к соавторству. В картине «Статуя Цереры» единство взглядов и мироощущения обоих мастеров особенно заметно. Подобно тому как Рубенс стремится ощутить живую модель в мраморной скульптуре, Снейдерс в гирлянде плодов, украшающих нишу со статуей античной богини, прославляет пышное цветение живой природы. Он следует по тому же пути героизации натуры: в изображенной им гирлянде нет ни одного незрелого или увядшего фрукта. Выбранные Снейдерсом плоды- совершенные творения природы, принадлежащие к тому же возвышенному миру красоты, что и изваяние- совершенное создание человеческих рук.

Лучшие черты искусства Снейдерса проявились в изображениях лавок, кухонь и богато накрытых праздничных столов:

Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же
Рыбная лавка Холст, масло .ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же Рыбная лавка Холст, масло .ГМИИ им. А.С. Пушкина

Эта ранняя работа художника , она отливает сероватым колоритом, нет сочности цветов, они появятся позже. И здесь главным героем является не натюрморт, на мой взгляд, а мама с ребенком. Белый воротник платья женщины ( веяние испанской моды, ведь Фландрия была под испанской короной) притягивает взгляд к ее лицу, исполненному нежности и любви.

-7

Обратите внимание на красные туфельки , лежащие в корзине. Они стали своеобразной эмблемой выставки- на всех этикетках к картинам их можно найти:

-8

Также многие картины можно увидеть в дополненной реальности. Я ленилась , но на одной попробовала - цветы на натюрморте стали распускаться. Такие программы теперь почти на каждой выставке есть и в Пушкинском, и в Третьяковке.

И рядом с рыбной лавкой висит вот такой овощной рынок в Венеции, и вы сразу отметите , что это явно не кисти Снейдерса:

Дирк де Врис (Теодорус Фризиус) Dirk de Vries (Theodorus Frisius) Около 1554, Фрисландия1612, Венеция Овощной рынок в Венеции Холст (дублирован), масло Государственный Эрмитаж
Дирк де Врис (Теодорус Фризиус) Dirk de Vries (Theodorus Frisius) Около 1554, Фрисландия1612, Венеция Овощной рынок в Венеции Холст (дублирован), масло Государственный Эрмитаж

Эта картина из Эрмитажа, который очень ею гордится и относит к шедеврам. Видимо потому, что она является единственным произведением Дирка де Вриса в нашей стране, которое находится в музее (остальные находятся в частных собраниях и зарубежных музеях). Долгое время эта картина была обозначена как работа неизвестного художника. И только в 2010-х годах удалось установить ее авторство. Этот художник малоизвестен. Установлено, что он родился на севере Нидерландов, в провинции Фрисландия в конце XVI века. В то время рисовальщики и живописцы обучались в Италии. Де Врис не стал исключением. Он приехал в Венецию в 1587 году и 25 лет прожил в этом городе, освоив местную школу рисования.

На картине – место, именуемое Эрберией, – овощной рынок в центре Венеции. Здесь мастерски построена композиция. В ней множество деталей, сцен, которые представляют игру удаленных фигур и приближенных к первому плану, с чисто итальянскими, экспрессивными жестами и позами людей.Мне показалось странным, что на ней изображены только мужчины ( одна женская фигурка на заднем плане). Обычно это привилегия итальянок ходить по рынкам.

Далее прекрасный натюрморт с белкой Франса Снейдерса:

Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же
Натюрморт с лобстером, битой дичью, корзиной фруктов и белкой.Холст, масло Собрание Валерии и Константина Мауергауз, Москва
Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же Натюрморт с лобстером, битой дичью, корзиной фруктов и белкой.Холст, масло Собрание Валерии и Константина Мауергауз, Москва

Картина находится в частной коллекции, поэтому особенно интересно ее посмотреть вживую.А здесь есть что порассматривать. Стол , на котором разместился натюрморт, покрыт красной скатертью и белой льняной салфеткой. Последняя откинута и стол получается разделенным на красную и белую часть.На красной размещаются трофеи охоты ( неживые понятно), а милая пушистая белка суетится на белой части. Там же и корзина с фруктами. Все построено на контрасте.

Ниже картина Снейдерса из Эрмитажа:

Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, тамже
Ян Букхорст Jan Boeckhorst 1604, Мюнстер-1668, там же
Повар у стола с дичью Холст, масло Государственный Эрмитаж
Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, тамже Ян Букхорст Jan Boeckhorst 1604, Мюнстер-1668, там же Повар у стола с дичью Холст, масло Государственный Эрмитаж

Повара писал Ян Букхорст, поскольку Снейдерсу не очень удавались люди.Дяденька получился очень кровожадным прямо.

И мясная лавка Снейдерса:

Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же
Мясная лавка Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же Мясная лавка Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

Я не веган, но и мне странно и жутковато смотреть на эти картины , где настолько натуралистично все изображено. Обычно мы делаем вид, что это нас не интересует. Но в 16-17 веках, здесь , во Фландрии ( современная Бельгия), которая находилась в составе испанской королевства, было принято демонстрировать изобилие в еде. Это еще и политический момент был, поскольку северная часть Нидерландов после буржуазной революции стала протестанской. Типа у нас в Испании вот как хорошо, а вы с вашей протестантской этикой что там вкушаете ?

Пауль (Паувел) де Вос- шурин, последователь и своеобразный творческий «двойник» Снейдерса:

Пауль (Паувел) де Вос Paul (Pauwel) de Vos Около 1596, Хюлст-1678, Антверпен
Якоб Йорданс Jacob Jordaens 1593, Антверпен-1678, там же Повар у стола с дичью
Холст, масло Государственный Эрмитаж
Пауль (Паувел) де Вос Paul (Pauwel) de Vos Около 1596, Хюлст-1678, Антверпен Якоб Йорданс Jacob Jordaens 1593, Антверпен-1678, там же Повар у стола с дичью Холст, масло Государственный Эрмитаж

Его главной специализацией были сцены охоты,а также он известен как мастер крупноформатных натюрмортов, изображающих лавки и кухни. Повар тут благожелателен , наверное потому , что не видит шкодливого кота,

Для того, чтобы вы не забывали про размеры этих картин, я выкладываю фото с посетителями:

-14

То был повар на картине де Воса, а здесь у него охотник , демонстрирующий свой успех:

Пауль (Паувел) де Вос Paul (Pauwel) de Vos Около 1596, Хюлст-1678, Антверпен
Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами Холст, масло Государственный Эрмитаж
Пауль (Паувел) де Вос Paul (Pauwel) de Vos Около 1596, Хюлст-1678, Антверпен Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами Холст, масло Государственный Эрмитаж

Сцены с охотой и охотничьи натюрморты часто были предметом живописи во Фландрии, ведь испанские короли обожали охоту . А впрочем и наши цари тоже.Видно это наследственное в голубой крови.

Последователь Франса Снейдерса Адриан ван Утрехт:

Адриан ван Утрехт, мастерская Adriaen van Utrecht, workshop Натюрморт с обезьяной и красным попугаем Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адриан ван Утрехт, мастерская Adriaen van Utrecht, workshop Натюрморт с обезьяной и красным попугаем Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

На натюрмортах фламандцев и голландцев изображаемые цветы, птицы, животные несли особый смысл, понятный их современникам и непонятный нам.Мы просто любуемся , например, этим красным попугаем или маленькой обезьянкой, а бюргеры тут же считывали назидательный смысл. И даже расположение этих маленьких героев на полотне тоже должно сказать о чем-то. Обратите внимание, как диаметрально противоположны на картине обезьянка и попугай. В Голландии, например , больше ценилась книга , чем живопись.Поэтому художники старались максимально наполнить смыслом свои картины , чтобы люди их могли читать, как книгу.

Натюрморт как автономный жанр окончательно сложился в искусстве мастеров Южных Нидерландов в конце XVI века и стремительно достиг расцвета на протяжении следующего столетия, поистине «золотого» для фламандского искусства.

Если у Снейдерса и его последователей формат картин был большой, то приведенные ниже работы различных художников значительно более скромного масштаба.

В таких форматах уже не уместишь рыбную или мясную лавку, зато покорить сердце покупателя можно нежными цветами, узором на фарфоровой посуде:

Изак Соро Isaak Soreau 1604, Франкфурт-1644, там же Натюрморт с виноградом, ягодами и букетом цветов Дерево (дуб), масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Изак Соро Isaak Soreau 1604, Франкфурт-1644, там же Натюрморт с виноградом, ягодами и букетом цветов Дерево (дуб), масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Осиас Берт Старший, круг Osias Beert the Elder, circle Блюдо с виноградом (Плоды)
Дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Осиас Берт Старший, круг Osias Beert the Elder, circle Блюдо с виноградом (Плоды) Дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франс Эйкенс Frans Ykens
1601, Антверпен-1693, там же Натюрморт с фруктами и битой птицей
Холст, масло Собрание Валерии и Константина Мауергауз, Москва
Франс Эйкенс Frans Ykens 1601, Антверпен-1693, там же Натюрморт с фруктами и битой птицей Холст, масло Собрание Валерии и Константина Мауергауз, Москва
Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен - 1661, там же Фрукты и попугай
Холст, масло (перевод с дерева, 1894) Государственный Эрмитаж
Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен - 1661, там же Фрукты и попугай Холст, масло (перевод с дерева, 1894) Государственный Эрмитаж

Но все-таки трофеи охоты и ловли птиц сохраняют свои позиции, пусть и в камерном варианте, ниже размещены охотничьи натюрморты.Они разных авторов:

Николас Каве Nicolaes Cave До 1600, Антверпен (?) - 1651, там же
Сокол и битая птица Дерево (дуб), масло.Серпуховский историко-художественный музей
Николас Каве Nicolaes Cave До 1600, Антверпен (?) - 1651, там же Сокол и битая птица Дерево (дуб), масло.Серпуховский историко-художественный музей

Удивляюсь, как можно пить из такого высокого и узкого бокала:

Петер ван ден Бемден Pecter van den Bemden ?-1654, Антверпен Натюрморт с охотничьими трофеями Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Петер ван ден Бемден Pecter van den Bemden ?-1654, Антверпен Натюрморт с охотничьими трофеями Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

Часто на охотничьих натюрмортах присутствуют собаки. Их эмоциональные морды очень украшают полотна:

Карстиан (Керстиан) Лёйкс Carstian (Kerstiaen) Luykx 1623, Антверпен-около 1675, там же (7)
Собака и битая дичь Холст, масло ГМИИ им.А.С. Пушкина
Карстиан (Керстиан) Лёйкс Carstian (Kerstiaen) Luykx 1623, Антверпен-около 1675, там же (7) Собака и битая дичь Холст, масло ГМИИ им.А.С. Пушкина

Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен - 1661, там же. Битая дичь и охотничья собака Холст, масло Государственный Эрмитаж
Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен - 1661, там же. Битая дичь и охотничья собака Холст, масло Государственный Эрмитаж

Ну и прочая живность типа петухов голландской породы, кроликов.

Ян Баптист Буль Jan Baptist Boel 1645, Антверпен-1689, Париж Натюрморт с петухами и кроликами
Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ян Баптист Буль Jan Baptist Boel 1645, Антверпен-1689, Париж Натюрморт с петухами и кроликами Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

А вот зайцы только в виде добычи:

Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен -1661, там же
Битая дичь Холст, масло ГМИИ нм. А.С. Пушкина
Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен -1661, там же Битая дичь Холст, масло ГМИИ нм. А.С. Пушкина
Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен -1661, там же
Заяц, фрукты и попугай 1647 Холст, масло
Государственный Эрмитаж
Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен -1661, там же Заяц, фрукты и попугай 1647 Холст, масло Государственный Эрмитаж

Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен-1661, там же
Охотничья добыча Холст, масло Государственный Эрмитаж
Ян (Иоханнес) Фейт Joannes (Jan) Fijt (Fyt) 1611, Антверпен-1661, там же Охотничья добыча Холст, масло Государственный Эрмитаж

Петер Гейсельс Peeter Gysels (Gheljsels) 1621, Антверпен-1690,там же. Собака и битая дичь
Дерево (дуб), масло ГМИИни.А.С.Пушкина
Петер Гейсельс Peeter Gysels (Gheljsels) 1621, Антверпен-1690,там же. Собака и битая дичь Дерево (дуб), масло ГМИИни.А.С.Пушкина

Небольшого формата картины стоили дешевле, поэтому их могли приобрести обычные горожане, которым были не по карману огромные полотна мастеров. Большие голландцы Рубенс и Снейдерс обслуживали королевские семьи Европы.

На скромного размера картинах художники представляли предметы с близкой точки зрения, что позволяло зрителям получить удовольствие от разглядывания мельчайших деталей:

Артус Классенс Artus Claessens Работал в 1625-1644 Большой банкетный стол слобстером, фруктами, бокалом с вином, фарфоровыми и оловянными блюдами, птицами, обезьяной, белкой и кошкой.Холст, масло Собрание Мирослава Мельника, Москва
Артус Классенс Artus Claessens Работал в 1625-1644 Большой банкетный стол слобстером, фруктами, бокалом с вином, фарфоровыми и оловянными блюдами, птицами, обезьяной, белкой и кошкой.Холст, масло Собрание Мирослава Мельника, Москва

Число и состав предметов тщательно продумывались. Показательны подробный рисунок деталей. высокая линия горизонта и строгая «иератичность» объектов, расставленных вдоль переднего плана и как бы изолированных друг от друга.

Петер Бинуа Peter Binoit Около 1590, Кёльн (?) - 1632, Ханау.Натюрморт с виноградом, яблоками, кувшином и двумя воробьями Дерево (дуб), масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Петер Бинуа Peter Binoit Около 1590, Кёльн (?) - 1632, Ханау.Натюрморт с виноградом, яблоками, кувшином и двумя воробьями Дерево (дуб), масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

В центре внимания художников оказались уже не внешние свойства плодов, не текстура их поверхностей, а «внутренние» качества - свежесть и сочность. Спелые, переполненные соками фрукты в трактовке художника воспринимаются уже как плоть живой природы, а не просто «мертвая натура».

Кстати, необходимо помнить, что сам термин «натюрморт» появился во Франции эпохи Просвещения, тогда как во Фландрии в предыдущем столетии не имели понятия о жанровой принадлежности такого рода изображений. В старинных инвентарях коллекций и аукционов речь обычно шла, например, просто о «вазе с цветами» (een blompor), «завтраке» (ontbijtje), «Фруктах» (fruitje), «охотничьих трофеях» (jachtje) или об «атрибутах мирской суеты» (vanitas vanitatum). Кроме того, в пределах каждого из «микрожанров» встречаются разные обозначения, по сути, однотипных картин.

Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен - 1657, там же
Фрукты в чаше на красной скатерти.Холст, масло (перевод с дерева, 1867) Государственный Эрмитаж
Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен - 1657, там же Фрукты в чаше на красной скатерти.Холст, масло (перевод с дерева, 1867) Государственный Эрмитаж

Изобилие различных заморских яств, представленных в натюрмортах живописцев, было призвано демонстрировать обширные международные торговые связи Антверпена и имело явный пропагандистский подтекст- прославляло испанских властителей Фландрии. продолжавших войну с протестантской Голландией:

Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же.Фрукты в чаше и разрезанная дыня.Дерево, масло
Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же.Фрукты в чаше и разрезанная дыня.Дерево, масло
Абрахам Брейгель Abraham Brueghel 1631, Антверпен-1697, Неаполь
Фрукты Холст, масло Государственный Эрмитаж
Абрахам Брейгель Abraham Brueghel 1631, Антверпен-1697, Неаполь Фрукты Холст, масло Государственный Эрмитаж

На ниже приведенном натюрморте Франса Снейдерса трудно поддается идентификации подозрительный предмет, похожий на глиняный сосуд, непонятно для чего предназначенный. Оказывается, это пирог!

Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же
Натюрморт с устрицами и куропатками Дерево, масло.Международный Институт Культурного Наследия
Франс Снейдерс Frans Snyders (Snijders) 1579, Антверпен-1657, там же Натюрморт с устрицами и куропатками Дерево, масло.Международный Институт Культурного Наследия

В Южных Нидерландах каждая гильдия булочников имела свою форму пирогов и упаси вас боже использовать чужой вариант. Здесь пирог сложной трехчастной формы , а начинка может быть любая.

Я у голландцев люблю рассматривать посуду , от тонкого, почти прозрачного стекла до плотного фарфора.Вот несколько фрагментов:

-36
-37

-38
Ян ван ден Хекке Старший Jan van den Hecke the Elder 1620, Кваремонде -1684, Антверпен Натюрморт с ветчиной 1673 Дерево (дуб), масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ян ван ден Хекке Старший Jan van den Hecke the Elder 1620, Кваремонде -1684, Антверпен Натюрморт с ветчиной 1673 Дерево (дуб), масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

Особая тема это натюрморты с цветами и гирляндами.Со времен Средневековья изображения цветов привносили символический смысл в сцены Благовещения: ирисы и белые лилии говорили о непорочности Девы Марии. На протяжении XVII столетия букеты в картинах воплощали красоту и недолговечность всего земного.

Ян Брейгель Младший (при участии мастерской) Jan Brueghel the Younger (with workshop) 1601, Брюссель-1678, Антверпен Корзина с цветами и букет в вазе Дерево (дуб, доска паркетирована), масло Собрание Валерии и Константина
Мауергауз, Москва
Ян Брейгель Младший (при участии мастерской) Jan Brueghel the Younger (with workshop) 1601, Брюссель-1678, Антверпен Корзина с цветами и букет в вазе Дерево (дуб, доска паркетирована), масло Собрание Валерии и Константина Мауергауз, Москва

Могли они быть и атрибутом аллегории обоняния, одного из пяти чувств, либо олицетворять периоды жизни человека: бутон -детство, распустившийся цветок- зрелость, увядающий - старость, а сбросивший лепестки -смерть.

Гаспар Петер Вербрюгтен Младший Gaspard Peeter (Pedro) II Verbruggen 1664, Антверпен-1730, там же.Цветы в каменной вазе.Холст, масло.ГМИИ им. А.С. Пушкина
Гаспар Петер Вербрюгтен Младший Gaspard Peeter (Pedro) II Verbruggen 1664, Антверпен-1730, там же.Цветы в каменной вазе.Холст, масло.ГМИИ им. А.С. Пушкина

Создание эстетически самодостаточных изображений букетов в глиняных или стеклянных вазах - творческое изобретение Яна Брейгеля Бархатного. Хотя эти его работы были исполнены в Антверпене через несколько лет после возвращения мастера из Италии, непосредственным вдохновителем их создания был его заказчик Федерико Борромео, архиепископ Милана:

Ян Брейгель Старший (по прозвищу «Бархатный») Jan Brueghel the Elder (called de Fluwelen-Brueghel) 1568, Брюссель - 1625, Антверпен Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе Дерево (дуб, доска паркетирована), масло
Собрание Валерии и Константина Мауергауз,
Ян Брейгель Старший (по прозвищу «Бархатный») Jan Brueghel the Elder (called de Fluwelen-Brueghel) 1568, Брюссель - 1625, Антверпен Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе Дерево (дуб, доска паркетирована), масло Собрание Валерии и Константина Мауергауз,

В переписке художник объяснял кардиналу, что букет, при всей его жизненной достоверности, составлен из множества весенних, летних и осенних цветов, в живой природе никогда не цветущих одновременно: «В написанные с натуры изображения цветов… . я вложил все мое искусство. Я не могу поверить, что такое великое множество столь редких и разнообразных цветов кто-нибудь прежде смог изобразить, к тому же со столь высокой тщательностью и изяществом. Любование ими сможет доставить ни с чем не сравнимое удовольствие зимой».

-43

Практически одновременно сложилась типология "гирлянд".Эти тонко написанные картины имитировали живые цветы, которыми украшали в дни религиозных праздников мраморные или керамические рельефы с изображениями Христа, Мадонны или святых:

Франс Эйкенс Frans Ykens 1601, Антверпен-1693, там же Эразм Квеллин Младший Erasmus II Quellinus 1607, Антверпен-1678, там же Святое Семейство в венке из цветов
Дерево, масло Государственный Эрмитаж
Франс Эйкенс Frans Ykens 1601, Антверпен-1693, там же Эразм Квеллин Младший Erasmus II Quellinus 1607, Антверпен-1678, там же Святое Семейство в венке из цветов Дерево, масло Государственный Эрмитаж
Андрис Даниэлс Andries Daniels
Около 1580, Антверпен после 1640, там же (?) Якоб Йорданс Jacob Jordaens
1593, Антверпен-1678, там же Мадонна с Младенцем в венке из цветов
Дерево, масло Государственный Эрмитаж
Андрис Даниэлс Andries Daniels Около 1580, Антверпен после 1640, там же (?) Якоб Йорданс Jacob Jordaens 1593, Антверпен-1678, там же Мадонна с Младенцем в венке из цветов Дерево, масло Государственный Эрмитаж

Здесь просто гирлянда без святых:

Адриан ван Утрехт Adriaen van Utrecht 1599, Антверпен-1652, там же
Гирлянда фруктов и овощей.Холст, масло.Государственный Эрмитаж
Адриан ван Утрехт Adriaen van Utrecht 1599, Антверпен-1652, там же Гирлянда фруктов и овощей.Холст, масло.Государственный Эрмитаж

Происхождение этого типа композиций связано со средневековой иконографией hortus conclusus (запертый сад») отсылающей к стиху из«Песни песней« «Запертый сад - сестра моя, невеста, зая заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4:12).

Андрис Даниэлс (?) Andries Daniels (?) Около 1580, Антверпенпосле 1640, там же (?)
Франс II Франкен (?) Frans II Francken (?) 1581, Антверпен-1642, там же
Мистический розарий со сценами из жизни Богоматери Дерево, масло
Центр Искусств. Москва
Андрис Даниэлс (?) Andries Daniels (?) Около 1580, Антверпенпосле 1640, там же (?) Франс II Франкен (?) Frans II Francken (?) 1581, Антверпен-1642, там же Мистический розарий со сценами из жизни Богоматери Дерево, масло Центр Искусств. Москва

Наибольшей виртуозностью отличались произведения Антверпенского художника - монаха иезуитского ордена Даниеля Сегерса, ученика Брейгеля Бархатного, оказавшего заметное влияние на других мастеров цветочного натюрморта по всей Европе:

Даниель Сегерс Daniel Seghers 1590, Антверпен-1661, там же Томас Виллебойртс Боссхарт Thomas Willeboirts Bosschaert 1613, Берген-оп-Зом-1654, Антверпен Гирлянда цветов вокруг изображения младенцев Христа и Иоанна Холст, масло Государственный Эрмитаж
Даниель Сегерс Daniel Seghers 1590, Антверпен-1661, там же Томас Виллебойртс Боссхарт Thomas Willeboirts Bosschaert 1613, Берген-оп-Зом-1654, Антверпен Гирлянда цветов вокруг изображения младенцев Христа и Иоанна Холст, масло Государственный Эрмитаж

В процессе создания таких работ наметилось четкое разделение труда живописцев: сначала натюрмортист писал гирлянду, а затем мастер "фигурного" жанра изображения евангельских персонажей.

Мне нравится вот эта гирлянда с мадонной.Лик Богоматери словно проступает из небытия:

Ян ван ден Хекке Старший Jan van den Hecke the Elder 1620, Кваремонде-1684, Антверпен Бюст Девы Марии в венке из цветов Холст, масло Государственный Эрмитаж
Ян ван ден Хекке Старший Jan van den Hecke the Elder 1620, Кваремонде-1684, Антверпен Бюст Девы Марии в венке из цветов Холст, масло Государственный Эрмитаж

И контраст печального образа с цветущей гирляндой мощный.

Даже оплакивание Христа есть.Но фрукты конечно затмевают печальную сцену.Наверное в этом сказывается практичная протестантская этика , которая на первое место ставит прежде всего зов жизни:

Йорисван Сон Joris van Son 1623, Антверпен-1667, там же
Гирлянда фруктов,обрамляющая картуш с изображением оплакивания Христа
Дерево, масло Государственный Эрмитаж
Йорисван Сон Joris van Son 1623, Антверпен-1667, там же Гирлянда фруктов,обрамляющая картуш с изображением оплакивания Христа Дерево, масло Государственный Эрмитаж

Есть и просто картуш без картинки внутри.Я любуюсь налитыми плодами, в них столько человеческого труда- поэтому я рассматриваю картину как воспевание человека и жизни вообще:

Йорис ван Сон Joris van Son 1623, Антверпен-1667, там же
Скульптурный картуш, декорированный фруктами иовощами.1654.Холст, масло
Государственный Эрмитаж
Йорис ван Сон Joris van Son 1623, Антверпен-1667, там же Скульптурный картуш, декорированный фруктами иовощами.1654.Холст, масло Государственный Эрмитаж

Работавший попеременно в Южных и Северных Нидерландах Ян Давидс де Хем, а также его многочисленные ученики и последователи создавали натюрморты различных типов, меняя в зависимости от творческой задачи как стилистику, так и выбор тем и мотивов. В их наследии можно встретить изящные букеты, «ученые натюрморты» с музыкальными инструментами и книгами, но наибольшую славу снискали «роскошные натюрморты» (pronkstilleven).

Этот термин принято применять к нарочито изобильным композициям, наполненным предметами, демонстрировавшими статус их владельца:

Давидде Конинк (по прозвищу «Раммелар») David de Coninck (called Rammelaar) Около 1645, Антверпен,после 1701, Брюссель (7) Павлин и кролики среди цветов мальвы
Холст, масло ГМИИ им.А.С.Пушкина
Давидде Конинк (по прозвищу «Раммелар») David de Coninck (called Rammelaar) Около 1645, Антверпен,после 1701, Брюссель (7) Павлин и кролики среди цветов мальвы Холст, масло ГМИИ им.А.С.Пушкина

На натюрморте выше изображен замок владельца, прекрасный парк с фонтаном и продемонстрированы птицы , населяющие это райское место.

Или вот этот живописно накрытый стол , на котором нет свободного места .

Йорис ван Сон Joris van Son 1623, Антверпен-1667, там же
Омар, устрицы и фрукты на столе Холст, масло Государственный Эрмитаж
Йорис ван Сон Joris van Son 1623, Антверпен-1667, там же Омар, устрицы и фрукты на столе Холст, масло Государственный Эрмитаж

И еще конечно же звучит на натюрмортах фламандцев тема земной суеты типа vanitas (от лат. vanitas vanitatis отсылка к словам Екклесиаста о «суете сует», Еккл. 1:2). Нередко такие картины обретали форму «обмана зрения»:

Себастьян Боннекруа Sebastiaen Bonecroy 1618,?-1676,? Натюрморт с черепом (Стена в мастерской художника) 1668 Холст, масло Государственный Эрмитаж
Себастьян Боннекруа Sebastiaen Bonecroy 1618,?-1676,? Натюрморт с черепом (Стена в мастерской художника) 1668 Холст, масло Государственный Эрмитаж

Такие живописцы, как Петер ван дер Виллиге или Себастьян Боннекруа, намеренно создавали иллюзию связи двух пространств (художественного и зрительского), не только демонстрируя свое виртуозное мастерство, но и подводя зрителя к мысли о неумолимости смерти, о ее присутствии.

Обратите внимание на этот натюрморт из серии vanitas - здесь все классические атрибуты этого вида живописи. Медные трубы славы, венок победителя на черепе и улетающие мыльные пузыри:

Петер ван дер Виллиге (Виллиген) Peeter van der Willige (Willigen) Около 1635, Берген-оп-Зом1694, Антверпен Аллегория бренности Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Петер ван дер Виллиге (Виллиген) Peeter van der Willige (Willigen) Около 1635, Берген-оп-Зом1694, Антверпен Аллегория бренности Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

А здесь пузырями играют два очаровательных и шаловливых путти:

Николас ван Верендаль Nicolaes van Veerendael (Verendael) 1640, Антверпен-1691, там же
Аллегория бренности. Холст, масло.Государственный Эрмитаж
Николас ван Верендаль Nicolaes van Veerendael (Verendael) 1640, Антверпен-1691, там же Аллегория бренности. Холст, масло.Государственный Эрмитаж

Но чтобы не заканчивать на такой печальной ноте , приведу еще пару оптимистически сюжетов.

В последней четверти XVII столетия во фламандском натюрморте стали преобладать отчетливо выраженные декоративные тенденции. Сформировался велеречиво-помпезный стиль произведений, создававшихся для украшения дворцов и замков. Назначение таких работ радовать взор зрителя, а также демонстрировать благополучие и процветание владельца: экзотические цветы, плоды, животные и птицы олицетворяли роскошь и богатство:

Ян Давидс де Хем, мастерская Jan Davidsz. de Heem, workshop Натюрморт с розами, омаром и стеклянными бокалами Холст, масло ГМИИим. А.С. Пушкина
Ян Давидс де Хем, мастерская Jan Davidsz. de Heem, workshop Натюрморт с розами, омаром и стеклянными бокалами Холст, масло ГМИИим. А.С. Пушкина

Гаспар Петер Вербрюгтен Младший Gaspard Peeter (Pedro) II Verbruggen 1664, Антверпен -1730, там же Питер Эйкенс, приписывается Attributed to Pleter Ykens 1648, Антверпен-1695/1696, там же
Флора 1695 Холст, масло Саратовский государственный художественный музей им А.Н. Радищева
Гаспар Петер Вербрюгтен Младший Gaspard Peeter (Pedro) II Verbruggen 1664, Антверпен -1730, там же Питер Эйкенс, приписывается Attributed to Pleter Ykens 1648, Антверпен-1695/1696, там же Флора 1695 Холст, масло Саратовский государственный художественный музей им А.Н. Радищева
Йорис ван Сон Joris van Son 1623, Антверпен-1667, там же
Натюрморт с посудой 1659 Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Йорис ван Сон Joris van Son 1623, Антверпен-1667, там же Натюрморт с посудой 1659 Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

На следующем натюрморте мне очень нравится , как лимон светится изнутри:

Гиллис ван Хюлсдонк Gillis van Hulsdonck 1625/1626, Антверпен-1676, там же
Натюрморт. Фрукты, хлеб ивино Дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина
Гиллис ван Хюлсдонк Gillis van Hulsdonck 1625/1626, Антверпен-1676, там же Натюрморт. Фрукты, хлеб ивино Дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

В этой статье я где-то 75% картин вам показала, не стала сильно злоупотреблять убитыми зайцами, их великое множество. Надеюсь, те , у кого есть возможность сходить в Пушкинский это сделают, а у кого не получится - посмотрят эти шедевры большие и малые у меня на канале.