Фламандский натюрморт XVII века по праву принадлежит к числу выдающихся достижений мировой художественной культуры. В России хранятся первоклассные образцы творчества мастеров этого жанра во главе с Франсом Снейдерсом.
Это и дало возможность организовать выставку в ГМИИ им.А.С.Пушкина. Вот ведь какие дела -за время после пандемии и далее последовавших событий, когда привоз картин из-за рубежа стал невозможен, в наших главных музеях ежегодно проходят по 2-3 выставки. Богатство музейных фондов по всей стране позволяет нам открывать для себя художественное наследие человечества.
В этот раз приехали вкусные натюрморты из Эрмитажа и региональных музеев.Впервые собранные вместе в едином экспозиционном пространстве, они позволяют оценить неповторимые живописные решения фламандцев, эволюцию представителей этой школы и композиционно-типологическую вариативность ее произведений, многозначность их смыслов.
Эту картину я хорошо знаю-она находится в постоянной экспозиции Пушкинского, а на выставке ей уделено главное место:
Не удержалась и попросила девушку с верхнего фото запечатлеть меня на фоне:
В основе этого проекта-«знаковые» работы Снейдерса, его предшественников, современников и последователей, начиная с прославленных (Яна Брейгеля Бархатного, Яна Фейта, Даниеля Сегерса, Яна Давидса де Хема) и заканчивая менее известными (Николасом Каве, Петером ван ден Бемденом, Яном Баптистом ван Муркерке), от наследия которых сохранились лишь единичные памятники.
Самая первая картина на выставке это совместная работы Питера Паувела ( сейчас так пишут, в отличии от упрощенного Пауля) Рубенса и Снейдерса:
Для меня было откровением, что эти два мастера творили в совместных проектах. Гениальный фламандец не раз привлекал своего друга к соавторству. В картине «Статуя Цереры» единство взглядов и мироощущения обоих мастеров особенно заметно. Подобно тому как Рубенс стремится ощутить живую модель в мраморной скульптуре, Снейдерс в гирлянде плодов, украшающих нишу со статуей античной богини, прославляет пышное цветение живой природы. Он следует по тому же пути героизации натуры: в изображенной им гирлянде нет ни одного незрелого или увядшего фрукта. Выбранные Снейдерсом плоды- совершенные творения природы, принадлежащие к тому же возвышенному миру красоты, что и изваяние- совершенное создание человеческих рук.
Лучшие черты искусства Снейдерса проявились в изображениях лавок, кухонь и богато накрытых праздничных столов:
Эта ранняя работа художника , она отливает сероватым колоритом, нет сочности цветов, они появятся позже. И здесь главным героем является не натюрморт, на мой взгляд, а мама с ребенком. Белый воротник платья женщины ( веяние испанской моды, ведь Фландрия была под испанской короной) притягивает взгляд к ее лицу, исполненному нежности и любви.
Обратите внимание на красные туфельки , лежащие в корзине. Они стали своеобразной эмблемой выставки- на всех этикетках к картинам их можно найти:
Также многие картины можно увидеть в дополненной реальности. Я ленилась , но на одной попробовала - цветы на натюрморте стали распускаться. Такие программы теперь почти на каждой выставке есть и в Пушкинском, и в Третьяковке.
И рядом с рыбной лавкой висит вот такой овощной рынок в Венеции, и вы сразу отметите , что это явно не кисти Снейдерса:
Эта картина из Эрмитажа, который очень ею гордится и относит к шедеврам. Видимо потому, что она является единственным произведением Дирка де Вриса в нашей стране, которое находится в музее (остальные находятся в частных собраниях и зарубежных музеях). Долгое время эта картина была обозначена как работа неизвестного художника. И только в 2010-х годах удалось установить ее авторство. Этот художник малоизвестен. Установлено, что он родился на севере Нидерландов, в провинции Фрисландия в конце XVI века. В то время рисовальщики и живописцы обучались в Италии. Де Врис не стал исключением. Он приехал в Венецию в 1587 году и 25 лет прожил в этом городе, освоив местную школу рисования.
На картине – место, именуемое Эрберией, – овощной рынок в центре Венеции. Здесь мастерски построена композиция. В ней множество деталей, сцен, которые представляют игру удаленных фигур и приближенных к первому плану, с чисто итальянскими, экспрессивными жестами и позами людей.Мне показалось странным, что на ней изображены только мужчины ( одна женская фигурка на заднем плане). Обычно это привилегия итальянок ходить по рынкам.
Далее прекрасный натюрморт с белкой Франса Снейдерса:
Картина находится в частной коллекции, поэтому особенно интересно ее посмотреть вживую.А здесь есть что порассматривать. Стол , на котором разместился натюрморт, покрыт красной скатертью и белой льняной салфеткой. Последняя откинута и стол получается разделенным на красную и белую часть.На красной размещаются трофеи охоты ( неживые понятно), а милая пушистая белка суетится на белой части. Там же и корзина с фруктами. Все построено на контрасте.
Ниже картина Снейдерса из Эрмитажа:
Повара писал Ян Букхорст, поскольку Снейдерсу не очень удавались люди.Дяденька получился очень кровожадным прямо.
И мясная лавка Снейдерса:
Я не веган, но и мне странно и жутковато смотреть на эти картины , где настолько натуралистично все изображено. Обычно мы делаем вид, что это нас не интересует. Но в 16-17 веках, здесь , во Фландрии ( современная Бельгия), которая находилась в составе испанской королевства, было принято демонстрировать изобилие в еде. Это еще и политический момент был, поскольку северная часть Нидерландов после буржуазной революции стала протестанской. Типа у нас в Испании вот как хорошо, а вы с вашей протестантской этикой что там вкушаете ?
Пауль (Паувел) де Вос- шурин, последователь и своеобразный творческий «двойник» Снейдерса:
Его главной специализацией были сцены охоты,а также он известен как мастер крупноформатных натюрмортов, изображающих лавки и кухни. Повар тут благожелателен , наверное потому , что не видит шкодливого кота,
Для того, чтобы вы не забывали про размеры этих картин, я выкладываю фото с посетителями:
То был повар на картине де Воса, а здесь у него охотник , демонстрирующий свой успех:
Сцены с охотой и охотничьи натюрморты часто были предметом живописи во Фландрии, ведь испанские короли обожали охоту . А впрочем и наши цари тоже.Видно это наследственное в голубой крови.
Последователь Франса Снейдерса Адриан ван Утрехт:
На натюрмортах фламандцев и голландцев изображаемые цветы, птицы, животные несли особый смысл, понятный их современникам и непонятный нам.Мы просто любуемся , например, этим красным попугаем или маленькой обезьянкой, а бюргеры тут же считывали назидательный смысл. И даже расположение этих маленьких героев на полотне тоже должно сказать о чем-то. Обратите внимание, как диаметрально противоположны на картине обезьянка и попугай. В Голландии, например , больше ценилась книга , чем живопись.Поэтому художники старались максимально наполнить смыслом свои картины , чтобы люди их могли читать, как книгу.
Натюрморт как автономный жанр окончательно сложился в искусстве мастеров Южных Нидерландов в конце XVI века и стремительно достиг расцвета на протяжении следующего столетия, поистине «золотого» для фламандского искусства.
Если у Снейдерса и его последователей формат картин был большой, то приведенные ниже работы различных художников значительно более скромного масштаба.
В таких форматах уже не уместишь рыбную или мясную лавку, зато покорить сердце покупателя можно нежными цветами, узором на фарфоровой посуде:
Но все-таки трофеи охоты и ловли птиц сохраняют свои позиции, пусть и в камерном варианте, ниже размещены охотничьи натюрморты.Они разных авторов:
Удивляюсь, как можно пить из такого высокого и узкого бокала:
Часто на охотничьих натюрмортах присутствуют собаки. Их эмоциональные морды очень украшают полотна:
Ну и прочая живность типа петухов голландской породы, кроликов.
А вот зайцы только в виде добычи:
Небольшого формата картины стоили дешевле, поэтому их могли приобрести обычные горожане, которым были не по карману огромные полотна мастеров. Большие голландцы Рубенс и Снейдерс обслуживали королевские семьи Европы.
На скромного размера картинах художники представляли предметы с близкой точки зрения, что позволяло зрителям получить удовольствие от разглядывания мельчайших деталей:
Число и состав предметов тщательно продумывались. Показательны подробный рисунок деталей. высокая линия горизонта и строгая «иератичность» объектов, расставленных вдоль переднего плана и как бы изолированных друг от друга.
В центре внимания художников оказались уже не внешние свойства плодов, не текстура их поверхностей, а «внутренние» качества - свежесть и сочность. Спелые, переполненные соками фрукты в трактовке художника воспринимаются уже как плоть живой природы, а не просто «мертвая натура».
Кстати, необходимо помнить, что сам термин «натюрморт» появился во Франции эпохи Просвещения, тогда как во Фландрии в предыдущем столетии не имели понятия о жанровой принадлежности такого рода изображений. В старинных инвентарях коллекций и аукционов речь обычно шла, например, просто о «вазе с цветами» (een blompor), «завтраке» (ontbijtje), «Фруктах» (fruitje), «охотничьих трофеях» (jachtje) или об «атрибутах мирской суеты» (vanitas vanitatum). Кроме того, в пределах каждого из «микрожанров» встречаются разные обозначения, по сути, однотипных картин.
Изобилие различных заморских яств, представленных в натюрмортах живописцев, было призвано демонстрировать обширные международные торговые связи Антверпена и имело явный пропагандистский подтекст- прославляло испанских властителей Фландрии. продолжавших войну с протестантской Голландией:
На ниже приведенном натюрморте Франса Снейдерса трудно поддается идентификации подозрительный предмет, похожий на глиняный сосуд, непонятно для чего предназначенный. Оказывается, это пирог!
В Южных Нидерландах каждая гильдия булочников имела свою форму пирогов и упаси вас боже использовать чужой вариант. Здесь пирог сложной трехчастной формы , а начинка может быть любая.
Я у голландцев люблю рассматривать посуду , от тонкого, почти прозрачного стекла до плотного фарфора.Вот несколько фрагментов:
Особая тема это натюрморты с цветами и гирляндами.Со времен Средневековья изображения цветов привносили символический смысл в сцены Благовещения: ирисы и белые лилии говорили о непорочности Девы Марии. На протяжении XVII столетия букеты в картинах воплощали красоту и недолговечность всего земного.
Могли они быть и атрибутом аллегории обоняния, одного из пяти чувств, либо олицетворять периоды жизни человека: бутон -детство, распустившийся цветок- зрелость, увядающий - старость, а сбросивший лепестки -смерть.
Создание эстетически самодостаточных изображений букетов в глиняных или стеклянных вазах - творческое изобретение Яна Брейгеля Бархатного. Хотя эти его работы были исполнены в Антверпене через несколько лет после возвращения мастера из Италии, непосредственным вдохновителем их создания был его заказчик Федерико Борромео, архиепископ Милана:
В переписке художник объяснял кардиналу, что букет, при всей его жизненной достоверности, составлен из множества весенних, летних и осенних цветов, в живой природе никогда не цветущих одновременно: «В написанные с натуры изображения цветов… . я вложил все мое искусство. Я не могу поверить, что такое великое множество столь редких и разнообразных цветов кто-нибудь прежде смог изобразить, к тому же со столь высокой тщательностью и изяществом. Любование ими сможет доставить ни с чем не сравнимое удовольствие зимой».
Практически одновременно сложилась типология "гирлянд".Эти тонко написанные картины имитировали живые цветы, которыми украшали в дни религиозных праздников мраморные или керамические рельефы с изображениями Христа, Мадонны или святых:
Здесь просто гирлянда без святых:
Происхождение этого типа композиций связано со средневековой иконографией hortus conclusus (запертый сад») отсылающей к стиху из«Песни песней« «Запертый сад - сестра моя, невеста, зая заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4:12).
Наибольшей виртуозностью отличались произведения Антверпенского художника - монаха иезуитского ордена Даниеля Сегерса, ученика Брейгеля Бархатного, оказавшего заметное влияние на других мастеров цветочного натюрморта по всей Европе:
В процессе создания таких работ наметилось четкое разделение труда живописцев: сначала натюрмортист писал гирлянду, а затем мастер "фигурного" жанра изображения евангельских персонажей.
Мне нравится вот эта гирлянда с мадонной.Лик Богоматери словно проступает из небытия:
И контраст печального образа с цветущей гирляндой мощный.
Даже оплакивание Христа есть.Но фрукты конечно затмевают печальную сцену.Наверное в этом сказывается практичная протестантская этика , которая на первое место ставит прежде всего зов жизни:
Есть и просто картуш без картинки внутри.Я любуюсь налитыми плодами, в них столько человеческого труда- поэтому я рассматриваю картину как воспевание человека и жизни вообще:
Работавший попеременно в Южных и Северных Нидерландах Ян Давидс де Хем, а также его многочисленные ученики и последователи создавали натюрморты различных типов, меняя в зависимости от творческой задачи как стилистику, так и выбор тем и мотивов. В их наследии можно встретить изящные букеты, «ученые натюрморты» с музыкальными инструментами и книгами, но наибольшую славу снискали «роскошные натюрморты» (pronkstilleven).
Этот термин принято применять к нарочито изобильным композициям, наполненным предметами, демонстрировавшими статус их владельца:
На натюрморте выше изображен замок владельца, прекрасный парк с фонтаном и продемонстрированы птицы , населяющие это райское место.
Или вот этот живописно накрытый стол , на котором нет свободного места .
И еще конечно же звучит на натюрмортах фламандцев тема земной суеты типа vanitas (от лат. vanitas vanitatis отсылка к словам Екклесиаста о «суете сует», Еккл. 1:2). Нередко такие картины обретали форму «обмана зрения»:
Такие живописцы, как Петер ван дер Виллиге или Себастьян Боннекруа, намеренно создавали иллюзию связи двух пространств (художественного и зрительского), не только демонстрируя свое виртуозное мастерство, но и подводя зрителя к мысли о неумолимости смерти, о ее присутствии.
Обратите внимание на этот натюрморт из серии vanitas - здесь все классические атрибуты этого вида живописи. Медные трубы славы, венок победителя на черепе и улетающие мыльные пузыри:
А здесь пузырями играют два очаровательных и шаловливых путти:
Но чтобы не заканчивать на такой печальной ноте , приведу еще пару оптимистически сюжетов.
В последней четверти XVII столетия во фламандском натюрморте стали преобладать отчетливо выраженные декоративные тенденции. Сформировался велеречиво-помпезный стиль произведений, создававшихся для украшения дворцов и замков. Назначение таких работ радовать взор зрителя, а также демонстрировать благополучие и процветание владельца: экзотические цветы, плоды, животные и птицы олицетворяли роскошь и богатство:
На следующем натюрморте мне очень нравится , как лимон светится изнутри:
В этой статье я где-то 75% картин вам показала, не стала сильно злоупотреблять убитыми зайцами, их великое множество. Надеюсь, те , у кого есть возможность сходить в Пушкинский это сделают, а у кого не получится - посмотрят эти шедевры большие и малые у меня на канале.