Все слышали о феномене Пруста. Очень часто исследователи пишут о прустовских печеньях "мадлен" применительно к ароматам. Здесь речь идет о непроизвольной памяти, о том, как запахи могут мгновенно и спонтанно переносить нас в прошлое. И все вспоминают знаменитую сцену, когда герой Пруста, окунув бисквитное печенье-раковинку "мадлен" в липовый чай, стремительно погружается в воспоминания детства.
Воскресным утром, до мессы, он заходил в комнату к тёте Леонии поздороваться, и та угощала его этой мадленкой, которую обмакивала в настойку липы.
И все писатели, культурологи, деятели массовой культуры уже давно и крепко связали "феномен Пруста" с запахами. В русской Википедии так и написано: «Феномен Пруста – способность запахов провоцировать воспоминания». Во множестве иноязычных источников тоже.
Так вот. У Пруста в этой знаменитой сцене нет ничего о запахах.
«Мама велела подать мне одно из тех кругленьких и пузатеньких пирожных, называемых Petites Madeleines, формочками для которых как будто служат желобчатые раковины моллюсков из вида морских гребешков. И тотчас же, удрученный унылым днем и перспективой печального завтра, я машинально поднес к своим губам ложечку чаю, в котором намочил кусочек мадлены. Но в то самое мгновение, когда: глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне. Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось, без всякой причины».
(Классический перевод Адриана Франковского, в остальных и в оригинале то же самое).
Конечно, можно сказать, что вкус мы во многом распознаем с помощью обоняния, но всё же это будет натяжкой. В случае вкуса включается ретроназальное обоняние. О запахе же мы говорим, когда воспринимаем его ортоназально, непосредственно носом.
И в книге важен момент инсайта. Пока автор нес ко рту чай с печеньем и обонял его, ничего в нем не всколыхнулось. А вот когда чай и крошки мадленки достигли нёба, тогда и случилось озарение. Триггером послужили вкус и текстура печенья.
Потом, когда Пруст анализирует то, что случилось, рассуждает, как сенсорные стимулы способны пробудить воспоминания, он уже упоминает и запах, но именно здесь, в магической мадленке и чашке чая, сыграл роль именно вкус.
Эффект мадленки здесь, кстати созвучен «эффекту Манделы». Именно так называют феномен коллективной памяти, заключающийся в совпадении у нескольких людей воспоминаний, противоречащих реальным фактам.
Зато вот факт. В этом чайном салоне гостиницы Ritz Пруст написал множество текстов. Салон теперь называется в его честь. И там, конечно, подают мадленки.