В стремительном полете современного мира куда-то в дебри неблагоустроенного постиндустриального мета-урбанизма все больше людей начинают внезапно переосмысливать логическую цепочку жизненных этапов и менять стратегии социального профицита, и особенно - начинают задумываться о ценности личного (еще говорят свободного) времени, как противоположности рабскому (еще говорят коллективному бессознательному) труду за жалкое материальное вознаграждение.
Заложенное еще в "Бойцовском клубе" Чака Паланика яростное переосмысление общества потребления с его низменной моралью и абсурдными догмами сменяет более хладнокровная оценка общей бесперспективности созидания общества, главной идеологией которого является безудержное потребление и как следствие - гонка за материальными ресурсами и бесконечная работа "на дядю". А что это за дядя такой, давайте разбираться, почему вообще люди сознательно готовы лишать себя радости общения с близкими и времени для саморазвития и личностного роста ради эфемерной цели следования путем адептов секты "золотого тельца".
Откуда на самом деле, из какого глубинного пространства материального опыта и жизненных ситуаций вырастает тот самый "дядя", на которого всем надо работать, и почему это так хорошо работает даже сегодня, когда для удовлетворения нижних этажей пирамиды Маслоу уже не надо затрачивать такие уж внушительные силы и средства, как целая человеческая жизнь?
Ведь люди практически добровольно идут на жёсткое подчинение корпоративным структурам, выполнение задач, которые определяют другие люди, и работу по чужим правилам, не пытаясь их оспорить или видоизменить себе на пользу (или пытаясь, но оставаясь в рамках системы, т.е. фактически, работая так или иначе на систему). Подобная ситуация всё больше вызывает вопросы и сомнения у нового поколения думающих людей, которое ищет свободу и самореализацию, творчество и поиск смыслов вместо бессознательной коллективной кабаллы на эгрегор общемирового потребления.
Школа как первый звоночек (не тот, про который вы сначала подумали, а первый предвестник работы «на дядю»)
На самом деле, для абсолютного большинства человеков (биоработов) работа «на дядю» начинается ещё в школьные годы. Система школьного образования очень сильно напоминает со стороны затянувшуюся на долгие 10 лет тренировку-подготовку к жизни офисного планктона: строгие правила, подчинение дисциплине, иерархия и субординация, самопожертвование (сгореть на работе), выполнение установленных свыше задач и ориентация на «правильные» (угодные начальству) ответы и действия.
Для начала школьников учат, что существует неоспоримый авторитет - учитель или система — которая диктует им, как и что нужно делать, и что от их действий на самом деле ничего не зависит (хотят они или нет - система их проглотит и заставит играть по своим правилам).
Этот подход не развивает креативность и не поощряет самостоятельные решения, не учит мыслить критически и занимать неудобную но правильную позицию, наоборот он жестко подавляет любые положительные личные качества и готовит к работе в иерархической системе, где человек лишь исполняет приказы сверху, ничего лишнего, учит приспосабливаться к тому что уже есть, вместо того, чтобы создать что-то свое, принципиально новое.
Также с детства дается понятие об иерархии, и внушается ложная идея о том, что достижение успехов в школе (будущей корпорации) это и есть ключ к дальнейшему успеху в жизни и продвижению по социальной лестнице (которая подменяется карьерной), что естественно вранье. Социальная иерархия в отличие от школьной работает совсем по другим правилам, но также как и школа - социум будет пытаться направить в нужное русло индивидуум, пусть даже ценой самого индивидуума.
При этом ранее влияние школы не ограничивается только архетипами и паттернами поведения, она сперва воздействует непосредственно на физиологическом уровне, на тело ребенка.
Ребенка зачем то учат сидеть сложив руки на парте определенным образом (абсолютно точно это не способствует улучшению учебы, но хорошо дрессирует и подавляет волю). Постоянное напряжение от неудобной позы формирует в теле мышечные зажимы, которые потом расцветут возрастными болячками. У девочек дополнительно за счет длительного сидения за партой - ухудшается кровоток органов малого таза и уплощается сам таз, что может быть причиной нарушения детородных функций во взрослом возрасте (корпорации не заинтересованы в больших семьях). Школьника также лишают возможности спать утром, вводя в его режим дня раннее насильственное пробуждение, а ведь именно во время сна организм человека восстанавливает поврежденные клетки и проводит диагностику всех систем и органов.
Также с раннего возраста прививается опыт унижения - нельзя уйти с урока в туалет по своей воле, нужно попросить учителя и под гогот сверстников уйти униженным. Также нельзя ничего сказать самому, только подняв руку и ждать пока тебе разрешат. Это создает базу, физиологический фундамент для будущего винтика в корпоративном механизме. Нельзя уйти с работы не отпросившись, нельзя взять отпуск когда нужно и так далее.
Школа как и работа на дядю изобилует ненужной, зачастую абсолютно бессмысленной работой. Ребенка специально дрессируют не только учиться в школе (работать на работе), но и тратить все свое время на бесконечные домашние задания (сверхурочная работа, постоянные звонки после работы, переработки и т.д.), причем никакой нужны в домашке нет, если ребенок усвоил урок - он его усвоил, зачем повторять бесконечно одно и тоже, кроме как для того, чтобы полностью лишить ребенка (будущего работника) возможности тратить это время на релевантное образование (развитие новых навыков и компетенций) и саморазвитие (личностный рост)? То самое сгореть на работе (сгореть на домашках).
Все это в совокупности формирует опыт выученной беспомощности, с которым человек дальше вступает во взрослую жизнь, уже сознательно отказываясь от любых попыток что-то поменять в своей жизни.
А в дальнейшем, насмотревшись на других таких же бедолаг формируется уже хорошо известный всем "крабовый менталитет", когда все вокруг попадают в общую экзистенциальную ловушку, из которой никто не может выбраться.
Ну и конечно, преданные таким образом своими родителями дети в будущем формируют такой же паттерн поведения. Их "запарковали" в школу когда родителям нужно было работать на дядю, поэтому вырастая они также "паркуют" своих родителей в изоляции или в доме престарелых, чтобы они не мешали им делать уже свою карьеру. Так и происходит круговорот несчастных существ в природе.
Почему работа «на дядю» сейчас теряет популярность?
Во-первых появляются альтернативы, благодаря новаторским идеям и нестандартным подходам к обучению и раннему развитию детей. Затем люди наконец начинают понимать истинную ценность свободного времени и общения с близкими. Люди начинают все больше ценить свободу и возможность самому решать, как именно потратить свой потенциал, ведь обеспечение физиологических потребностей и необходимых жизненных благ теперь не требует таких усилий как раньше. Ценностная структура таких людей постепенно перестраивается, освобождая их от рабства потребления.
Сейчас стало возможным совмещать заботу и развитие своих детей с удаленной работой, или вообще работой на себя. Такие примеры конечно есть и вы все их хорошо знаете, так что же мешает другим?
Эта идея манит, т.к. сулит совершенно иное качество жизни и творческой реализации. Вместе со свободой человек получает возможность творить, что меняет его собственную траекторию развития и траектории развития его детей.
Человек становится мобильным, не привязанным к конкретной работе, месту, а значит способным быстро реагировать на быстрорастущие вызовы нового дивного мира.
В следующих статьях мы будем возвращаться к теме важности работы на самого себя и переосмыслении архаичных ценностных структур еще не раз, рассматривая подробнее, как уже сейчас встать на исключительно новый путь развития, позволив раскрыть свой потенциал и не потерять своих детей в погоне за призрачными материальными благами.