Не вся Чукотка заброшена и забыта, как я показывал в прошлых сюжетах. Да, после распада СССР многие рабочие поселки стали призраками вместе с закрытыми шахтами и рудниками, но есть и противоположный пример — совершенно новые очаги жизни, которые возникают далеко в безлюдной тундре.
Их возводят золотодобытчики, так же, как и в 30-40-х годах XX века, когда впервые осваивалась Чукотка. Одни осваивают новые месторождения и строят поселения с нуля в отдаленной тундре, а другие сносят заброшенные поселки и на их месте обустраивают современные населенные пункты.
Кажется, что тут такого — ну строят, ну живут. Здесь важно то, что это происходит не в Брянской области и не в Омске, а на самом краю земли — на Чукотке. Здесь даже летом приходится заливать в бачок омывателя незамерзайку, на пикник обязательно брать пуховик с теплой обувью, а зимой температура запросто опускается ниже -40°C. И сама зима длится не менее восьми месяцев.
Однако Чукотка богата золотом, и это очень многое меняет.
Так почему же, несмотря на огромные природные богатства, Чукотка чуть не стала полностью заброшенной? Виной тому несколько факторов: суровый климат, сложность с добычей, тяжелая логистика и высокие затраты, что делало золотодобычу либо совершенно нерентабельной, либо с очень низкой доходностью. Как бы это странно не звучало.
Но в последние годы современные технологии в сфере добычи, обогащения руды, организации работы рудников и строительства вахтовых поселков вновь сделали Чукотку привлекательной для добытчиков. И вот, одна за другой сюда начали приходить крупные золотодобывающие компании, которые буквально за считанные месяцы возводят целые жилые колонии и за несколько лет строят масштабные рудники и обогатительные фабрики.
На фото выше — вахтовый поселок на 1000 человек, расположенный на золотом месте рождения Майское. Это месторождение было разведано еще в советские времена, но после осознания СССР рудник закрыли и забросили. В 2011 году компания «Полиметалл» получила лицензию на его разработку, снесла старый старые заброшенные постройки и построила полностью автономный огромный жилой модуль по самым современным технологиям.
Здесь рабочие не как-то там теснятся в теплушках или бараках, а живут полноценной жизнью в комфортабельных условиях. У них есть горячая вода, полноценное питание, спортивный зал, баня, интернет и все удобства современной цивилизации.
Телевизор, PlayStation... И это, напомню, Чукотка, арктическая тундра. До ближайшего города, Певека, 187 километров по грунтовым дорогам — летом дорога будет около 6 часов, а зимой может растянуться до 12 часов (если вообще удастся проехать, что бывает не всегда).
Все жилые модели установлены на специальных опорах и не касаются земли. Это помогает экономить тепло зимой, так как между помещениями и промерзшей землей создается воздушная подушка, защищающая снизу от промерзлого грунта.
Все жилые и хозяйственные дома соединены галереями, что позволяет перемещаться из одного помещения в другое, не выходя на улицу. Это особенно важно зимой, когда температура опускается и до -50 градусов.
Благодаря такой системе людям не нужно каждый раз одеваться, чтобы выйти на улицу. Это очень экономит тепло, т.к. двери открываются и закрываются примерно в 10 раз реже, чем было бы без этих галерей.
Наибольшая часть этого модульного комплекса отведена под общежитие для рабочих и инженерно-технических специалистов. В комплексе также находятся административные офисы компании, служба безопасности, прачечная, медпункт, библиотека, столовая, магазин, душевые и туалеты, раздевалки, швейная мастерская, сауна, спортивный зал, а также комната отдыха с бильярдным столом и компьютерами.
Меню в столовой меняется каждый день.
С едой в вахтовых поселках вообще все хорошо, особенно по сравнению с тем, как было 20-30 лет назад. Можете себе представить какими были столовые в тех глухих вахтовых поселках. Например, посмотрев фильм «Девчата».
А здесь рабочие даже шашлыки жарят, когда не рабочая смена.
Так выглядит прачечная.
Это спортзал для всех
Библиотека
Медпункт с больничным боксом
Сауна для работников.
В вахтовом поселке на месторождении Майское я прожил три дня и, возвращаясь обратно в Певек, вспоминал то, как представлял предстоящий поселок по дороге сюда.
Ожидал какие-то теплушки-вагончики, фирменный аромат столовой с алюминиевой посудой, затоптанный сапогами пол, продавленные сетчатые кровати... Но ничего подобного не встретил и близко.
Те горняки 80-90-х, которые бежали с Чукотки сломя голову во время упадка края, наверное, очень позавидовали бы нынешним условиям жизни их коллег...