Спросите любого профессионального садовника о растениях, c которыми он познакомился в первые дни обучения, и, как правило, в списке будет указан вейник остроцветковый (Calamagrostis x acutiflora) 'Karl Foerster'.
Благодаря выигрышному сочетанию строго вертикального роста и исключительно продолжительного сезона цветения, Нил Лукас, мировой специалист по декоративным травам из питомника при саде Knoll Gardens, считает это многолетнее растение "совершенно удивительным злаком, который узнают почти все". Он говорит: "Я видел, как этот вейник успешно растет в самых разных и сложных климатических условиях - от Лондона до Нью-Йорка, от Чикаго до пустынных районов Лас-Вегаса. Во всех этих местах его стойкая вертикаль никогда не меняется, и, похоже, он везде верен своему спартанскому характеру".
Это растение стало обязательным для всех, кто стремится к натуралистичному образу жизни, и его можно увидеть в эффектном облике во многих садах по всему миру. Он широко используется в зимнем саду в Уэйкхерсте, в Королевских ботанических садах Кью в роще березы полезной 'Jacquemontii'. И его сразу же можно узнать в Le Jardin Plume, саду в Нормандии, получившем название и известность благодаря своим впечатляющим декоративным травам. Это самобытное и вездесущее растение является одним из величайших достижений садоводства, хотя без зоркого глаза страстного садовода в Германии XIX века его почти наверняка не было бы в наших садах сегодня.
Карл Фёрстер родился в Берлине в 1874 году и был вторым по старшинству из пяти детей Ины Пашен, талантливой художницы, и профессора Вильгельма Фёрстера, астронома и директора Берлинской королевской обсерватории. Дети росли в прогрессивной среде. Их отец был членом Немецкого общества мира и помог основать Немецкое общество этической культуры. Знакомство с садоводством состоялось, когда мать Фёрстера выделила каждому из детей по участку земли вокруг обсерватории, убедив их в важности индивидуальности при создании своих садов.
Это наложило свой отпечаток, и в 1889 году в возрасте 15 лет Фёрстер начал обучаться садоводству. В течение десяти лет он обучался и работал в садах и питомниках Германии и Италии, а затем во время поездки в долину Гларус в Швейцарских Альпах в 1895 году впервые ощутил искру того, что впоследствии стало его страстью к садоводству, сказав: "Это возникло после часа, проведенного на лесной поляне, наблюдая за лугами безвременника осеннего в лучах удивительно бледного октябрьского солнца. Для меня растения были на первом плане... они идеально сочетались с сезоном и ландшафтом".
До этого момента немецкое садоводство считало травянистые многолетники слишком простыми и бесхитростными растениями, но Фёрстер был убежден, что это необходимо изменить. В 1903 году он основал в Берлине питомник многолетних растений под своим именем с целью выращивания и размножения выносливых и долговечных травянистых растений. В 1910-11 годах он перенес питомник на более просторную территорию в сельский Борним в Потсдаме - там располагалась Королевскую школа садоводства, где он учился в 1892 году. Он построил дом и разбил сад, в котором можно было наблюдать за взаимодействием его растений друг с другом и с природой.
В период затишья между двумя мировыми войнами Фёрстер начал совершать ежегодные поездки по Германии в поисках растений. В 1930-х годах он регулярно посещал Ботанический сад Гамбурга, где его наметанный глаз выделил среди других необычное многолетнее растение - вейник остроцветковый 'Karl Foerster'. Знала ли команда в Гамбурге в то время, что у них есть нечто уникальное, осталось неизвестным, но с уверенностью можно сказать, что Фёрстер почувствовал потенциал такого мощного злака и продолжил знакомить с ним садоводческую общественность.
Он установил, что уникальность этой формы заключается в том, что она представляет собой естественный стерильный гибрид вейника наземного (C. epigejos), от которого он унаследовал мощные прямостоячие стебли, и вейника тростникового (C. arundinacea), от которого ему досталась аккуратная форма кочки. Работа Фёрстера по изучению этого многообещающего декоративного злака была неизбежно отодвинута на второй план, поскольку с началом Второй мировой войны он перевел значительную часть своего питомника под выращивание овощей. В 1945 году питомник был конфискован советской военной администрацией Восточной Германии. Но, зная о его опыте, Академия наук СССР поручила ему написать статью о селекции выносливых многолетних растений и разрешила его питомнику продолжать производство.
В 1948 году Фёрстер восстановил контроль над своим питомником и вернулся к продаже растений, публичным выступлениям, писательству и радиовещанию. Энтузиазм Фёрстера по поводу вейника остроцветкового был заразителен, он писал об этом гибриде как о "найденном сокровище, заслуживающем самого широкого распространения". В своей книге "Интродукция злаков и папоротников в сад", опубликованной в 1957 году, он удивлялся: "Как эти жемчужины сада могли так долго оставаться практически незамеченными?" Считается, что книга оказала глубокое влияние на целое поколение ландшафтных дизайнеров и садоводов, которые в дальнейшем распространяли идеи Фёрстера по всей Европе и Америке. Среди них была выдающийся ландшафтный архитектор Герта Хаммербахер, которая, работая с Фёрстером в начале своей карьеры, продолжала формировать западногерманский ландшафтный дизайн на протяжении 1950-х и 60-х годов, став первой женщиной-профессором этого предмета.
Неудивительно, что вейник Фёрстера, который так горячо приветствовали дизайнеры по всему миру, получил широкое распространение. Отчасти своей популярностью он обязан раннему отрастанию - это одна из первых трав, которая трогается в рост ранней весной и цветет уже в июне. Плотная колонна крепких вертикальных стеблей увенчана тонкими перистыми метелками, сначала зелеными, затем бронзовыми. К осени растение приобретает бледно-пшеничный оттенок, который в бесснежных регионах сохраняется до следующей весны.
Ландшафтный архитектор Карл Пломин широко использовал его в своих послевоенных садах в Planten un Blomen в Гамбурге, вдохновив молодого Вольфганга Эме, который впоследствии использовал его во многих своих проектах. Эти дизайнеры были пионерами того, что стало движением "Новые многолетники", которое сегодня распространено по всему миру. Кульминацией этого стало изысканное сочетание натуралистичных многолетников и декоративных трав в садах работы голландского дизайнера Пита Удольфа, где вейник 'Karl Foerster' является фирменным растением.
Широко распространено мнение, что таланты Фёрстера привели к кардинальным изменениям, которые повлияли на создание самых любимых и уважаемых садов современности. Для Нила Лукаса он - фигура, заслуживающая глубочайшего уважения. "Карл Ферстер был одним из первых, кто донес ценность трав до гораздо более широкой аудитории, продемонстрировав нам красоту, полезность и экологические преимущества этой декоративных злаков. Вполне заслуженно его называют одним из наиболее широко используемых, неприхотливых и эффектных злаков для наших садов".
Перевод статьи Кэти Элтон из журнала "The Garden"
Еще по теме:
Анонсы канала в мессенджере Telegram, группе "Сады и цветы" вКонтакте и на Одноклассниках, канал Ютуб, профиль в фотобанке Shutterstock.