8-10 октября 1941 года в районе Петергофского шоссе состоялась попытка прорыва 124-й танковой бригады в тыл немецким частям в районе Урицка / Лигово.
Вот тот самый участок Петергофского шоссе, на котором остались танки этой бригады, которым изначально была поставлена, наверное, невыполнимая задача:
Район парка Новознаменка. С востока он ограничен улицами адмирала Трибуца (с севера от шоссе) и пограничника Гарькавого (с юга). С запада - это район знаменитой дачи Миниха, где шоссе пересекается тупиковой веткой железной дороги в район "Пишмаша".
Суть поставленной задачи была следующей. По Петергофскому шоссе танки должны пройти вплоть до пересечения с современным проспектом Буденного на западе. По нему повернуть на юг, и с запада зайти в тыл немецким войскам, которые базировались в Лигово. С одной стороны, операция явно запоздала: она могла бы принести эффект во время высадки десантов в Петергофе, тогда бы часть немецких сил возможно отвлеклась бы на новый участок, что и десанту бы облегчило задачу. Но во время высадки десанта тяжелые танки КВ-1, на которые затем и будет возложена эта миссия, базировались еще в районе современной станции метро "Московская", поскольку ожидали прорыв немцев именно на участке вдоль Киевского и Московского шоссе. В результате, в район Петергофского шоссе танки перешли в ночь на 8 октября. Причем из 32 танков к месту операции прибыл 31 танк. Еще один по основной версии свернул не на ту дорогу и оказался не с запада от Лигово, а с востока, в одиночку решая некие тактические задачи. Но в целом о его судьбе мало что известно.
Остальные танки еще под покровом темноты должны были преодолеть самый опасный участок вдоль Петергофского шоссе. Опасен он был тем, что отлично просматривался и простреливался с небольших (причем совсем небольших) высот, расположенных к югу от шоссе. Сама дорога была в годы войны еще достаточно узкой, и разъехаться на ней два танка элементарно просто не могли. Именно поэтому на фотографиях немцев, которые запечатлели последствия той попытки прорыва, танки стоят не только прямо на шоссе, но и находятся в кюветах. Они, видимо просто пытались объехать машины, которые оказались подбиты и недвижимы на самом Петергофском шоссе.
Еще одна трудность состояла в том, что в этом месте Петергофское шоссе пересекает множество небольших мостиков через водные преграды. Естественно, что вывод из строя хотя бы одного моста сулил большие проблемы. Это сегодня вдоль большей части идут дублеры вдоль жилых домов. А вот в 1941 году их просто не было. Еще одна дорога на запад была вдоль современной ветки железной дороги.в районе проспекта Народного Ополчения. В наши дни между шоссе и проспектом есть еще и проспект ветеранов, а в те годы это было весьма заболоченное пустынное место.
Никакой разведки перед маршем толком произведено не было, считалось, что дислокация немцев и так хорошо изучена во время десантов предшествующих дней. Разведку решили провести небольшой группой танков, которая выдвинулась примерно в 4 утра. 4 утра 8 октября - это еще темно. То ли танкисты первой группы действительно ничего не увидели. И немцы их не увидели в свою очередь. Хотя, даже если предположить, что они их не увидели, то услышать уж точно должно были. Возможно, что немцы специально пропустили головные танки, поджидая основные силы танковой бригады.
Следом двинулась еще одна группа из трех танков, которые благополучно достигли Троице-Сергиевой пустыни. То есть в общем-то крайняя западная точка маневра была достигнута:
Вот так выглядят эти места:
И вот здесь немцы открыли огонь. По плану основные силы должны были двинуться через 30 минут после второй группы. Но они должны были получить информацию с марша. Никакой информации не последовало. В результате танки около 2-х часов простояли, а выступили на марш около 6 утра. Ну в принципе 6 утра 8 октября это тоже еще темно, если я правильно помню свою жизнь в Санкт-Петербурге. И вот тут немцы открыли уже серьезный огонь по всей колонне. Вообще, идти колонной по узкому шоссе на виду у противника - это, конечно, достаточно безрассудный шаг. Но мастерство наших танкистов позволило привести к некоей промежуточной точке 13 танков из выдвинувшихся 25 в основной группе. 12 уже остались на Петергофском шоссе.
Продвинуться на юг по современному проспекту Буденного было уже абсолютно невозможно, попытка обнаружить Стрельнинский десант, чтобы соединиться с ним, также не привела к успеху.
Оставшиеся на ходу танки заняли круговую оборону, на чем собственно и закончилось 8 октября. Остаться там на ночь - было еще одним весьма спорным решением. Это в начале войны броня танков КВ-1 была практически непробиваема немецкими орудиями. Но за первые месяцы они научились с ними справляться не только зенитными орудиями, но и другими средствами. В общем за ночь наши войска сами дали немцам возможность оборудовать противотанковые рубежи.
9 октября с востока на подкрепление были посланы еще несколько танков, Но попытка прорыва не увенчалась успехом. Вечером 9 октября танкам, которые оставались на западе, был отдан приказ возвращаться назад на исходные позиции. То есть им надлежало еще раз пройти участок Петергофского шоссе, простреливаемый немцами. Более того, они должны были постараться на буксирах вытащить те танки, которые оказались подбиты, но могли быть в спешном порядке отремонтированы. Ведь у защитников Ленинграда был острый дефицит в подобной технике. Понятно, что это резко снижало маневренность.
Плюс к этому немцам удалось подорвать несколько мостов через водные преграды. С первым серьезным препятствием танкисты столкнулись у реки Сосновка.
Часть танков так и не сможет преодолеть эту преграду, оставшись на левом берегу. Следующей гораздо более крупной преградой оказался Дудергофский канал. До наших позиций оставалось всего 2 км, но преодолеть эту преграду оказалось невозможно. Был отдан приказ танкистам покидать машины, которые утратили боеспособность, и прорываться к советским позициям пешим порядком. Таким образом из этой операции смогли выбраться около 15 танкистов.
Сегодня можно много прочитать о непродуманности этой операции, о ее изначальной нереальности. Но нужно понимать, что в то время командование в общем-то понимало, что каждый день дает немцам возможность укрепить свои позиции, и чем раньше попробовать провести контратаку, тем выше потенциальные шансы на успех. Отсюда все эти многочисленные операции и в районе Стрельны / Петергофа, и в районе Шлиссельбурга. Но случилось то, что случилось. История не знает сослагательного наклонения.
Спасибо, что следите за каналом! До встречи на новых публикациях!