Именно муравьи, а не желтый земляной червь из «Маугли».
Впрочем, начать надо по порядку - с перфекционизма. Не самое понятное, неоднозначное и многослойное/многогранное психологическое проявление. Малоприятное для обладателя такого качества, да и для окружающих. Но и безусловный двигатель прогресса, и важный фактор любого творчества и совершенствования.
Житейский перфекционизм иногда забавен - иногда продуктивен, нередко досаждает – но нередко же и улучшает качество всего.
Вчера, к примеру, мой собственный Перфекционизм зудел мне, что тротуарные плитки на дальней дорожке (уложенные год назад) лежат неровно/косовато, и надо бы в первоочередном порядке их поднять и рядочек этот подправить. Заодно поковыряв сорняки.
Пререкаться с собственным Перфекционизмом так же бесполезно, как с реальными перфекционистами, - проще пойти ему навстречу.
Итак, плитки подняты, а под одной из них – форменный тоннель, аккуратный, с гладкими стеночками. Диаметром сантиметра полтора.
Нашел бы такой в снегу – не сомневался бы, что это ход полевки. Но под плиткой-то ей с чего бы такое вырыть?
Да и особо гадать о том, чей это лаз, не пришлось: по нему оживленно сновали крошечные желтоватые муравьи. Причем сначала таким густым потоком, как пассажиры в московском метро, - на фотографии его (потока - не метро!) остатки. Просто пока я изготовился сфотографировать, муравьиная толпа резко иссякла – для них-то как-никак катастрофа: незыблемый свод пропал.
В саду обычны другие мелкие муравьи – черные. Которые вредят и досаждают разнообразными способами. А вот этих вижу редко – случайно под камнем поднятым может оказаться их муравейничек. Но вот такую траншею не встречал до сих пор.
Первая мысль была, что это – вездесущие фараоновы муравьи, мелки-желтые, которые чаще в домах поселяются. Но фараоновы – глобальные тропические вторженцы, теплолюбивые и в нашем саду не выжили бы.
Конечно, нет. Это тоже широко распространенные желтые земляные муравьи, Lasius flavus. Поскольку тоннель меня заинтриговал, почитал немного про этих обычных в саду насекомых.
Желтые земляные муравьи – настоящие подземные жители, которые практически не появляются на поверхности. Поэтому у них и такая блеклая окраска, поэтому они почти слепы, поэтому просто боятся дневного света. Оттого, значит, и поток их из вскрытого тоннеля так быстро схлынул.
Муравьи эти безобидны и беззащитны. Не кусаются, не защищают свой муравейник и обычно сами становятся жертвой/добычей/пищей других муравьев.
И как же они тогда выживают? А вот так – благодаря подземному образу жизни и огромной плодовитости/численности. Высокая численность и объясняет удивляющий размер подземного хода: сами-то муравьишки 3-4 мм, а проход - мышь пролезет.
Еще открывшееся мне сооружение озадачило вопросом: а куда, собственно, ведет такой внушительный тоннель. Справочники поясняют, что подземные ходы желтых земляных муравьев соединяют их муравейник с кормовыми зонами. Что из себя представляют подземные кормовые зоны, в которые муравьи направляются плотными шеренгами, как на работу, в справочниках не нашел.
Зато выяснил, чем питаются. Что совсем крошечными членистоногими/беспозвоночными, так это очевидно. Гораздо любопытнее было узнать, что именно они разводят и поддерживают колонии подземных тлей, паразитирующих на корнях растений! Сам для себя недавно лишь открыл, что и такие тли бывают/вредят. И вот, оказывается, кто подземных сокососов расселяет и поддерживает!
Так что миролюбивы/безобидны лазиусы флавусы могут оказаться коварно опасными в саду.
И еще одну их ипостась открыли мне всезнающие источники: это вид – один из наиболее популярных у формикриеистов (тех, кто содержит муравьев в муравьиных фермах).