Перед ним - https://dzen.ru/a/ZvVcMNjJzx8idRhB
[18.09.2024 12:33] Петр Либияйнен: Привет из Тампере! Василий дружище, хочется рассказать о своём друге, Толе Баткове. Тема рассказа: "Что такое не везёт, и как с ним бороться". Первого в ВЭ, его обстреляли, чудом остался жив. гибель десантной группы, и снова звонок, откуда вообще не ждали. Он выполнял целеуказание в районе Бамианского ущелья, недалеко от статуй семейства Будды. Афганские власти заявили, что наши лётчики уничтожили один единственный лояльный новой власти кишлак, среди кучи душманских кишлаков. Обвинили опять Баткова, посадили на самолёт Ан-26 и летали в район целеуказания.
В довершение всего, выполняя посадку на площадке в Бараках, умудрился сломать основную ногу шасси. Наш комеска Герцев в ярости сказал ему: "Вычту из твоей зарплаты, ремонт основной стойки."
И до Афгана жизнь у Баткова не складывалась гладко, служа в Монголии развёлся с женой, платил алименты. А тут командир ВЭ ещё обрезает зарплату. Не это главное, между двух людей возникла неприязнь друг к другу.
Думаю, наш Герцев решил наладить отношения с Батковым, взял к себе ведомым, полетев на операцию в Чаг-Чаране, вернулись худущие и злые, сильно загорелые, пробыв 10 дней вместе.
Из рассказа Толи, я понял причину конфликта, л-т Герцев выпустился из Сызранского ВВАУЛ в 1975г. ничем особым не отличался от остальных. На занятиях спал, подняв воротник меховой куртки.
Но всё поменялось, когда он женился на дочке секретарши Управления полка. Тёща работник штаба, с той давней поры получил кличку: "Тёщин зять". Поставили командиром вертолёта, а следующая должность Нач.Разв. Полка.
У Толи была плохая привычка, он подтрунивал над Герцевом, в глаза говорил ему: "Тёщин зять". Но это было уже лишнее, если раньше сходило с рук, то теперь увы, он К-р ВЭ. Герцев отправил Баткова в Союз.
Через три года, слышу под. п-к Батков - РП (руководитель полётов) в городе Ново-Полоцк, а я всё ещё командир звена капитан. У каждого своя дорога, что такое не везёт, и как с ним бороться.
РОДИЛСЯ В СССР, но с не той ФИО
[18.09.2024 17:41] Петр Либияйнен: Василий дружище, хочется рассказать свою историю, случившуюся 11 июля 1984 года. Назвал бы её: "Родился в СССР, но не с титульной фамилией". Может я ошибаюсь? Напиши, как сам думаешь?
Всё лето 1984 года, работали с аэродрома Баграм, каждый день приносил, что-то новое, ранее неизвестное в нашу неспокойную лётную жизнь.
В один из дней, нам предстояло группе м-ра Герцева, загрузится в Кабуле и высадить десант далеко на севере, в Бану, это севернее перевала Саланг. Прилетев, удивился, рядом с нашими солдатиками ходят духи, оказывается они всем подразделением перешли на нашу сторону.
Высаживали через какое-то время забирали их, везли обратно в Кабул. Как правило, в первые вертолёты набивается больше солдат, моя пара замыкала эту длинную группу вертолётов.
Только мы пересекли главный хребет Саланга, начали спускаться к Джабаль-Усарадж, нас запрашивает самый старший авиационный начальник.
[18.09.2024 21:23] Петр Либияйнен: Запросил его, дать свои координаты. Сам вышел из строя и лечу на максимальной скорости в сторону Баграма. Ведомый с перепуга дал неправильные координаты, я попросил его уточнить.
Спросил откуда взлетел и куда шли. Они взлетели из Кабула и шли на преступно малой высоте в наборе, на Бамиан. Как голуби мира ещё прижались к горам, мы каждое утро наносим здесь бомбо-штурмовые удары.
Проходя траверз Баграма, разглядел столб чёрного дыма, сразу понял это горит вертолёт ведущего. А в воздухе кружит Ми-6 ведомого, а из него как из решета льётся керосин. Сразу доложил ему, усиль контроль за остатком топлива, может не хватить до Баграма.
Парень оказался упёртый не пошёл на Баграм, продолжал кружиться. Ведущего сбили над «зелёнкой», и он успел приземлить в высохшие русла рек. В момент моей посадки рядом, о Ми-6 ничего не напоминало, словно горит ж.д. вагон, весь в огне, а вокруг этого большущего костра бегает экипаж.
Забрал всех, и взлёт, слышу в грузовой кабине треск, «бортачу» говорю: «Глянь, что там?», - один из членов экипажа открыл дверь и палит из своего автомата по «зелёнке».
[18.09.2024 22:05] Петр Либияйнен: Командую забрать автомат и спрятал его в пилотской кабине, ещё не хватало попадут в лопасти НВ. Набрав безопасную высоту, впереди Ми-6, я сзади подстраховываю, идём на Баграм.
Он заруливает первым, и сразу под ним образуется керосиновое озеро. Я заруливаю и становлюсь напротив. После посадки ведущий пожал мне руку, и пошёл к вертолёту ведомого.
Задачу выполнил, и своей парой улетел домой в Кабул.
КНИГИ, КОТОРЫЕ ОСТАВЛЯЮТ СЛЕД В ДУШЕ
[18.09.2024 23:43] Петр Либияйнен: Василий дружище, я второй раз в жизни собираю свою библиотеку. Первую переслал из Кобрина в Вологду к дочке. В Тампере собираю вторую библиотеку, каждый раз из поездки в Питер, или Москву привожу два чемодана книг. Много книг и про Афганистан. В 2018году был в Москве, во время ЧМ по футболу, приобрёл интересную книгу, писателя Михаила Жирохова: "Опасное небо Афганистана", - Одна глава называется:" Потери Советской Авиации в ходе войны в Афганистане". В этой главе описаны по типам самолёты, вертолёты, потери и повреждения.
На странице 228, нашёл 11 июля 1984года - боевая потеря Ми-6. Полёт парой по маршруту Кабул - Бамиан, ведущий А. Пальнов, Ведомый А. Трегубов, перечисляется какой был груз. вертолёт был поражён ракетой ПЗРК в заднюю часть подвесного топливного бака. Начался пожар, отпали створки грузовой кабины, началась тряска. Командиру удалось совершить вынужденную посадку в расположении противника.
Все уцелели и были подобранны вертолётом Ми-8 50 ОСАП А. Лукьяненко. Вертолёт полностью сгорел.
А. Лукьяненко служил в Кобрине, из блатных, видимо командование решило, наградить: "Луку- Мудищева" орденом, я не в обиде у меня уже был орден.
[19.09.2024 16:29] Петр Либияйнен: Привет из Тампере! Василий дружище, вчера прочёл твою статью: "Как попадают в Испытатели", это было, как крик души, жаждущей нового, неизведанного, влекущего вперёд к победе. Военная бюрократия существовала всегда.
На моей памяти много друзей, мечтающих попасть в Ахтубинск, ещё больше попасть в отряд Космонавтов. Но у всех итог печален - с самолётов они попали к нам, на вертолёты. Ярчайший пример, мой друг Саша Жерихин, даже в возрасте 35 лет, бредил о Ахтубинске. Человек яркий, волевой, смелый, когда не удалось попасть в испытатели, ударился в карьерный рост, вырос до полковника, сейчас проживает под Питером.
Многие лётчики после службы в Афганистане, вернувшись домой, стали неудобными своим начальникам. Опыт, приобретённый на войне, оказался НЕ НУЖЕН, - пытались от них избавиться!!!!!
БЛАТНЫЕ ДЕТИ
[19.09.2024 17:12] Петр Либияйнен: В начале своего повествования про Афган, я коснулся темы «блатных детишек», один из них по звонку ушли в Кундуз, но эта ВЭ осенью заменялась на Восток, а папа в Куйбышеве хочет, чтобы сын вернулся в Кобрин. Когда Баткова к-ра звена отправили в Союз. Должность освободилась, могли бы поставить моего старшего лётчика пары Солодкого, но нет, держали для Кундузского Антоненко.
Вернувшись в Кобрин, даже наш любимый п-к Топтун возмутился, почему без его согласия, простой к-р Ми-8, Антоненко, стал к-ом звена, получил орден, и звание майор. Что тут можно добавить?
ВСПОМИНАЯ ЖИЗНЬ ДО ВОЙНЫ
Живя на юге под испепеляющим жаром Бухарского солнца, мечтал о северной прохладе, возил Танюшку в Питер, ходили по музеям и дворцам. Сейчас она, спрашивает, почему мы так мало ходили по ресторанам? Да потому что и нам молодым было хорошо быть вместе, вдвоём.
[20.09.2024 13:44] Петр Либияйнен: Даже проводя отпуск в Саратове на Волге на огромном острове Сазанка, где собирались десятки тысяч отдыхающих, Танюшка со спиннингом в руках собирала вокруг себя молодых парней, пытающих дать ей полезные советы, как лучше подсекать рыбу.
[20.09.2024 13:52] Петр Либияйнен: Перед отпуском всегда просил отца, привезти на наш садовый участок, машину навоза. Какие в нём живучие красного цвета червячки, был бы рыбой всех бы съел. Это была самая лучшая в мире насадка.
Хороших подлещиков привозили с Сазанки, сейчас этот огромный остров пустует, нет десятков тысяч отдыхающих, это отдано в частные руки.
Мир, к сожалению, изменился и по-моему, не в лучшую сторону. Нет никакой стабильности, нет никакой уверенности в завтрашнем дне, на загнивающем западе. Гниёт уже давно, но зато как пахнет, говорил наш Нач. ПО под. п-к Касьян.
На фото – Таня – жена вертолётчика - Каган. 1972г. Каникулы Любви. Ещё студентка, первый приезд в Узбекистан. (УВЫ - Иллюстрация может быть либо в формате JPEG (файл с расширением .jpg), либо в формате GIF (файл с расширением .gif)) - пришлось фото из своего альбома вставить.
(продолжение будет, быстро только кошки роЖАЮтся)