Ирина: - Сегодня мы затронем тему не совсем про развитие речи в чистом виде, она про опосредованное развитие речи. Для начала я немножечко побросаюсь умными словами, а потом объясню по-человечески, что с этим делать.
Какая часть мозга отвечает за речь
Ирина: - Любая человеческая деятельность обеспечивается работой головного мозга. Все про это знают. Как же оно там работает? Современные ученые утверждают, что любое действие, движение тела, любая мысль, любое слово, любая команда отдается за счет определенного сочетания энного количества нейронов. И чаще всего в сложной человеческой деятельности должны быть задействованы нейроны из разных полушарий и из разных анализаторов. Поэтому сегодня тема у нас будет «развитие межполушарного взаимодействия, межанализаторного взаимодействия и наука нейропсихология». Тоже из общеизвестного: абсолютно все слышали, кто интересовался темой моторной алалии, темой неговорящих детей, что в левом полушарии у человека находятся два речевых центра. Брока - моторный центр и Вернике - импрессивный центр, воспринимающий. А вот теперь новость для всех. На самом деле есть третий речевой центр. И он находится в правом полушарии. Тоже в височной доле, как и Вернике. Это центр первичного восприятия слов. Не так давно он был открыт, у него даже нет специфического названия, нет автора, он просто называется "центр первичного восприятия слов". Благодаря нему дети с такой легкостью осваивают любые другие языки в детстве, а взрослые уже не очень. Потому что, когда мы перестаем осваивать новые слова, этот центр начинает выполнять немножечко другую функцию. Он отвечает за речевые автоматизмы, пословицы, поговорки, профессионализмы и жаргонизмы. При афазии бывает такое, что у человека левое полушарие залито кровью, а при этом он может пословицами, поговорками, русским народным матом или профессионализмами вполне себе общаться. Потому что у него работает правый центр. К чему это всё ведётся? А к тому, что первично ребёнок воспринял слово. Допустим, мы ему сказали «машина». Он, окей, машина. А вот дальше это слово через межполушарные связи, через большую борозду, должно пройти и попасть в левое полушарие, которое запустит моторную программу этого слова через центр Брока. Отсюда вывод, что нам просто необходимо развивать межполушарные связи для того, чтобы слова по дороге не терялись. Кстати, с этим же связана особенность моторных алаликов. Те родители, которые уже давали ребенку слова и пытались развивать речь самостоятельно, сталкивались с тем, что ребенок услышал слово, восхитился словом, произнес это слово, через два дня оно трансформировалось во что-то, а через неделю вообще пропало. На обследовании родители довольно часто говорят: «у нас были слова, он их все забыл», «у него появляется слово он его забывает». Это из-за этого, из-за слабеньких комиссуральных связей. Слово один раз ушло, связь не удержалась, распалась - слова больше нет. "Что же делать?" - укреплять межполушарные связи. Можно биться долго и не очень плодотворно на уровне слов, а можно ускорить процесс. Дело в том, что эти межполушарные связи существуют у нас не только на уровне слова и понимания слова, но и на уровне глазок, и на уровне ушек, и на уровне ручек, и на уровне ножек. То есть, все наше тело работает именно от того, что наши полушария работают совместно. Поэтому мы в своей работе используем упражнения из нейропсихологии.
Межполушарные связи
Ирина: - Всевозможные переключения, когда одна рука совершает одно действие, а другая рука другое. Раньше это называлось развитие мелкой моторики пальцев рук. Это немножечко не то, мелкая моторика пальцев рук – это когда ребенок одной рукой что-то делает. А когда он двумя руками это же делает, это уже межполушарные связи. Самые простые упражнения, которые можно придумать в любом месте в любое время на ходу. Например, рисование. Как ни странно, там задействованы две руки, два глаза, а еще иногда два уха, если человеку подсказывают, что рисовать. Одна рука держит листочек, вторая рука рисует. Одна рука держит листочек, вторая стирает. Кстати, научите ребёнка использовать ластик, и он на три дня будет очень-очень занят, стирая всё, что у него в руках. Вырезание. То же самое. Одна рука держит листочек, двигает листочек, а другая режет ножничками. Застёгивание пуговиц. Помните, это всё время было? "Мелкая моторика пальцев рук?" - нет, это две разные руки, делающие разные вещи. Одна держит петельку, вторая засовывает пуговицу. Завязывание узелков. Одна держит, вторая перекидывает, перехватывает, чего-то там завязывает. У каждой руки своя деятельность. Это и есть развитие межполушарных связей. Поэтому все шнуровки, все пуговички в помощь. Господи, не знаю. Стирать носовые платочки - ручки двигаются всегда в противоположном направлении. Можно найти специальное упражнение для ручек. Скажем, на занятии не можем себе позволить такую роскошь, как сидеть и пол урока вырезать. Поэтому мы делаем проще. Кулачок и ладошка. Переключение. Одна рука сжалась в кулак, вторая в этот момент прямая. Одна половина мозга делает одно, другая другое. Совместили. А теперь перевернули. А теперь перехватили. Сразу уточнение, упражнения эти довольно сложные для маленьких детей или для детей, которые никогда этим не занимались. Не стесняйтесь учить ребенка делать эти движения. Регулярно слышу такие высказывания: «Ой, он не умеет». А его кто-нибудь учил? Нет, не учил. Поэтому сначала научить, потом говорить, умеет или не умеет. Нам взрослым людям тяжело представить, что маленький ребенок, который видит вот это движение, не может его приложить на себя, потому что ему нужно увиденное снаружи приложить, перевернуть на себя и представить это изнутри в мышечном варианте. Ужасно звучит, а сделать это еще сложнее. Поэтому никакого стеснения. Берете его кулачок, берете его ладошку, разворачиваете, стукнули, постучали. кулачок развернули, ладошку свернули, еще постучали. Его руками сделайте это несколько раз и мозг малыша запишет эту информацию, что сначала вот так, а потом как-то вот так и научится делать это сам. И это касается фактически любой деятельности ребенка. Прежде чем говорить, что ребенок что-то не умеет, его нужно научить. Неважно что. Держать карандаш не умеет? Так он никогда его не держал. Дайте ему в руку. Поставьте карандаш ему правильно.
Давай дальше. Какие еще упражнения можно придумать? Все эти знаменитые песенки петь.
Правильная реакция на старания ребенка
Мария: - «У оленя дом большой. Он глядит в свое окошко. Мимо заяц пробегал, в дверь к нему стучал». И так далее. Самое главное, не пугайтесь этого. Прежде чем начать с ребёнком что-то делать помните о том, что для ребёнка это очень сложно. Потому что, если вы ребёнку покажете как это сделать, а он не сможет и в ваших глазах будет ужас - то снова повторять это он уже не захочет. Поэтому сразу же подходите с тем, что это просто игра. Будьте готовы, что у него не получится сделать сразу. Будьте готовы его мгновенно поддержать и просто поиграть, чтобы в дальнейшем вы могли повторить это упражнение. У меня были ситуации, когда родители говорили: «Всё, ребёнок больше не хочет это делать. Как только я достаю руки он сразу кричит и убегает». Потому что изначально была неправильная реакция родителей. Все были в шоке. «Как так?», «Он не может!», «Наверное, он больной!» Ребенок пугается, разочаровывается в себе и убегает.
Ирина: - Поэтому давайте договоримся так: с нашими детьми с моторной алалией, любое его действие, любую его попытку действия всегда сопровождать словом «Молодец!». Он попытался, поэтому он уже молодец. На следующий раз получится чуть-чуть получше, он будет еще раз молодец. Когда он не будет совсем замечать, вы дадите ему другое задание и все равно он будет молодец. Обязательно во всем и всюду должна быть эмоциональная поддержка, чтобы ребенок не видел нашего «Ой, сейчас все равно ничего не получится». Да мы знаем, что не получится, и это нормально. Так, значит, всевозможные упражнялочки делаем для этого.
Нужен ли нейропсихолог нашим детям?
Ирина: - Вернемся. Это было межполушарное развитие, когда одна рука, другая рука. Например, рисование. Рука рисует - локомоторный анализатор. Глазки смотрят, это зрительный анализатор. Ушки слушают то что ему говорят: "Нарисуй хвостик у собачки. Ты что, хвостик-то забыл?" - слуховой анализатор. Ротик комментирует - вербальный анализатор, артикуляционный анализатор. Глазик, ушки, ротик, ручки. Четыре вида анализаторов задействованы полностью. Вот это и есть межанализаторное развитие. На самом деле любое наше движение сопровождается работой всего головного мозга. Мне всё время было довольно забавно читать, когда говорят: «Два речевых центра», «три речевых центра». А остальной мозг в это время типа спит? Однажды я нашла контрольную работу из института, там было исписано два листа стандартных текстом о том, какие участки, зоны и отделы мозга участвуют в восприятии и в порождении речевого высказывания. Реально два листа полностью, потому что весь мозг работает. Вот мы его весь и пытаемся натренировать. Взаимодействовать участки между собой.
Хорошо. На этом держится современная наука нейропсихология. Не очень я в ней разбираюсь. Я знаю, что они позиционируют себя как развитие мозга через движение тела. Собственно, ничего нового в этом нет. Об этом знали еще наши пра-пра-пра-пра-пра неандертальские бабушки, которые вот этим «сорока-ворона кашу варила» и «у оленя дом большой, он глядит в свое окно» как раз и развивали мозг через тело. Забавный момент, иногда некоторые родители говорят: «мы не можем найти нейропсихолога, мы живем в другой стране» или еще что, неважно почему. Я отвечаю, что тогда придется заняться этим самостоятельно и вот мы придумываем всякие упражнения, всякие вырезания, футбольное поле, лазание по деревьям (развитие общей моторики мы отдельно еще обсудим). А часть детей занимались с нейропсихологами. Со временем я обнаружила парадокс, что те дети, которые просто с родителями (с папой, чаще всего) гуляли по детским площадкам, по футбольным полям, плавали, занимались всем чем попало - развиваются пусть ненамного, но быстрее, чем те, которые усиленно ходят на нейроразвитие. Поначалу для меня это было непонятно. Я думала об этом неделю-две, пока не сообразила. На самом деле нейропсихолог и родитель, развивающие физические возможности ребенка, делают одно и то же. Почему же у профессионала получается хуже, чем у родителя? Рассказываю, как это выглядит: приводим мы ребенка к нейропсихологу, она его сажает и говорит: "малыш, положи эту ручку сюда, а эту ручку вот сюда". Малыш на нее смотрит, ничего сделать не может. Она ему кладет ручку туда, ручку сюда и так несколько занятий подряд. Альтернатива: малыш идет, гуляет с папой. Папа купил ему мороженое, он его с удовольствием ест. И тут у него зачесалось ухо. Он сделал то же самое, что просил нейропсихолог (переложил мороженое из руки в руку, почесал ухо освободившейся рукой. Но, поскольку это нужно было его мозгу, он это сделал быстрее и закрепил на более долгий срок, чем то, что его заставляли делать в больнице. Тете это самой было нужно, а ребенку не нужно. Если у вас нет возможности заниматься с нейропсихологом - не печалимся, а наоборот радуемся, что у вас есть время на то, чтобы с ребенком где-нибудь погулять, повеселиться, порезвиться и через его тело научить его мозг работать правильно .
Мария: - Именно так. Очень часто бывает, что на первых консультациях мы начинаем об этом говорить и родители не всегда знают, как взаимодействовать с ребёнком.
Почему ваш ребенок не больной
Ирина: - И так и говорят: «ну он же больной».
Мария: - «А как я с ним пойду гулять? Или как я с ним пойду на какой-то праздник или мероприятие?»... Потом начнём ходить и во всех мероприятиях участвовать, когда мы всё починим. Если у вашего ребёнка моторная алалия - это не значит, что вы что-то упустите из детства. Вы, наоборот, можете с ним больше времени провести, зная, что это полезно и нужно. И не страшно.
Ирина: - Давайте договоримся, что наши алалики не больные. У них, во-первых, нет никакой инфекции, никакой бактерии. У них ничего не болит. Они совершенно обычные дети. Больше того, они очень умные дети. И, в принципе, знающие, как себя вести, где как строить глазки, поэтому с моториками можно ходить по мероприятиям и по площадкам, где попало. Если вас лично смущает, что ваш ребенок разговаривает хуже, чем его ровесники, то это ваши личные проблемы. У него, в принципе, все в жизни хорошо. Поэтому не стесняйтесь. Если вы стесняетесь – лес, сквер, парк, где никого нет. Гуляйте там. Там растёт шикарное дерево, на которое потенциально можно было бы залезть.
Мария: - А вон там кемпинг и гамак.
Ирина: - Вот. Видите, как много возможностей, стоит только оглядеться
.Мария: - А можно шишки собирать.
Итог
Ирина: - О, да. А если этими шишками пытаться попасть в ствол дерева… это же развивает глазомер, это же развитие межанализаторных и межполушарных связей, это развитие тактильных ощущений. Поэтому не бойтесь. Как говорила моя бабушка: «Все полезно, что в рот полезло». Что бы вы ни делали, все это будет развивать детский мозг.