На sponsr.ru в публичном (бесплатном) формате мы начали выкладывать постановления по разным известным эпизодам отечественной истории 30-40-х годов. А то понаписали разные знатоки... Лучше всего для понимания сути событий ознакомиться с первоисточником. Там часто и комментировать особо нечего - в текстах документов все понятно и доходчиво написано.
Этот материал из той же серии, но мы решили опубликовать его для разнообразия здесь. Речь о срыве выпуска 120-мм минометов.
Постановление ГКО СССР № 934 сс о снятии с работы и привлечении к уголовной ответственности директора завода "Двигатель революции" Наркомата тяжелого машиностроения Суслова В. П. за срыв задания правительства по организации производства минометов и об объявлении выговора наркому тяжелого машиностроения Казакову Н. С., с приложением записки Берии Л. П. Сталину И. В. 22 ноября 1941 г.
Этот лист смогут и владельцы смартфонов осилить, так что перепечатывать не будем. Просто уточним: Суслов В.П., директор завода "Двигатель революции", снят с должности и отправлен под суд, нарком Казаков получил строгий выговор. Тогда начальник всегда нес ответственность за подчиненных. Такого, чтоб пересажали всех замов, а сам руководитель просто перешел на другую должность, и помыслить никто бы себе не смог.
Далее мы процитируем биографию "ни в чем не виноватого", чье имя есть в базе запрещенного в РФ иноагента "Мемориала", само собой. Биография в современном причесанном виде. Мол, приняли по беспределу, время такое было, тоталитаризм - это в переводе на современный молодежный язык, чтоб всем понятно было.
"Окончил школу фабрично-заводского ученичества (г. Златоуст), Томский механический институт (1934 г.).
В 1934 – 1940 годах работал на Уралмашзаводе (г. Свердловск): мастер механического цеха, заведующий отделом, главный инженер.
В 1937 – 1938 годах был приёмщиком оборудования Амторга (г. Нью-Йорк, США).
В 1940 – 1941 годах – директор Воронежского машиностроительного завода.
В 1941 году был назначен директором горьковского завода «Двигатель Революции», где под его руководством был налажен выпуск реактивных снарядов, коробок передач для танка Т-34, 120-миллиметровых миномётов, но вскоре был обвинён во вредительстве и арестован.
Наказание отбывал в Особом конструкторском бюро НКВД (ОКБ-172, г. Молотов, ныне Пермь), разрабатывал новые виды боеприпасов для артиллерийских систем.
В январе 1943 года его дело было пересмотрено, и Суслов был направлен на фронт, в штрафной батальон. Воевал на Курской дуге, был командиром орудия. В 1944 году судимость была снята."
А теперь давайте посмотрим, как дело было В РЕАЛЬНОСТИ. Особенно с "налаживанием производства 120 мм минометов", которых сделали ажно две штуки, но без опорных плит.
В целях предотвращения обидок наследников, дальше идет ТОЛЬКО официальная оцифровка архива с сайта Президентской библиотеки Управления делами Президента РФ. Мы только текст увеличили и разбили на фрагменты.
Это, так сказать, констатация факта. Налаживание выпуска 120-мм шло так: две (!!!) штуки в октябре без опорных плит, ни одной штуки в ноябре.
Что же помешало? Читаем дальше. НКВД умело работать, причем совсем не так, как в кино показывают. И если пропажу отгруженного оборудование, отсутствие инструмента и простой половины станочного парка еще как-то можно попытаться объяснить сложностями военного времени, загрузкой железных дорог воинскими перевозками и пр. (хотя, кто хотел, решал и более серьезнее проблемы - слали телеграммы напрямую в ЦК, например), то как объяснить простой на две недели целого цеха из-за выбитых стекол?
Документ подписал лично Берия. Как видно из текста, ни слова про работу на германскую разведку, троцкистский заговор и контрреволюционную деятельность - "граничит с саботажем выполнения оборонных заказов".
Весь смысл привлечения Суслова у уголовной ответственности в последней строке доклада Берии:
"Постановление ГКО прошу разрешить разослать Наркоматам и заводам, производящим минометы."
Проще говоря, это профилактика раздолбайства и растерянности.
Мы знаем, что бывший уже директор Суслов, осужденный на 10 лет ИТЛ, отправился не на Колыму, а в пресловутую шарашку. Как и почему он оказался на фронте - нам неизвестно и гадать не будем. В штрафные части, начиная с 1943 года отправляли ВСЕХ осужденных в порядке Прим.2 к ст. 28 УК РСФСР и аналогичным статьям союзных республик - т.е. с отсрочкой исполнения приговора до конца войны и возможностью получить полное освобождение по ходатайству командования.
Изначально Суслов по "Прим.2" не шел, так что, возможно, это был результат пересмотра дела и тут биографы не врут.
Как бы там оно ни было, но В.П. Суслов честно исполнил свой воинский долг, воевал, получил официальное прощение предыдущих ошибок и вернулся на руководящую работу еще при Сталине (1946 год), а не после 1953, как это часто случалось.
Вот такая была справедливость при тоталитарном строе. А Виктор Павлович Суслов - безусловно, достойный человек и заслуживает всяческого уважения. Его в пример надо ставить современным эффективным менеджерам. Не нам его судить, его пример - лишь характеристика эпохи и иллюстрация попыток эту эпоху оболгать.
Для сведения внимательных специалистов во всем и знатоков про все.
1. Представлен рассылочный экземпляр - первый лист оцифровки. Т.к. он наиболее удобен для чтения (формат оцифровки). Далее в деле идет подписанный Сталиным проект с его автографом и правками. Посмотреть все можно на сайте президентской библиотеки, забив в поиск название документа.
2. Записка Берии копировалась с увеличением из программы-читалки. Поэтому у нее обрезаны поля с дырочками от подшивки и подпись внизу синим карандашом. Все это в оригинале см., как указано в п.1
3. Все документы автором проверены по описям непосредственно архива.
Продолжение: