Найти тему
Литрес

Чем душились аристократы и члены императорской семьи перед балом?

Последним в российской истории балом был состоявшийся накануне Русско-японской войны маскарад в Зимнем дворце. Всё мероприятие было стилизовано под Россию XVII века. Его участники, мужчины и женщины из высшего общества, перевоплотились в бояр и боярынь: они нарядились в роскошные национальные костюмы, украшенные мехами и драгоценными камнями. Одни костюмы были изготовлены на заказ, другие были вынуты из частных коллекций. Приглашённый фотограф по приказу Александры Фёдоровны запечатлел всех присутствующих в их образах для истории.

К маскараду, продумывая каждую деталь, основательно готовились как гости, так и хозяева. Это было в духе традиций российских балов, которые являлись обязательной частью дворянской жизни. Они не только развлекали знать, но служили местом неформального общения между молодыми людьми, помогали завести нужные знакомства и работали на престиж государства. На балу важно было произвести хорошее впечатление, поэтому знать педантично выбирала не только наряды, но и парфюм, который скроет запах пота.

В зале, в котором должен был проходить бал, витали самые разные запахи: сочетание кедра, ладана и сосны от мастики, тонкий аромат недавно срезанных цветов, запахи готовых блюд, душистые шлейфы мыла и парфюмерных композиций. Перед тем, как отбыть на торжество, гости отправлялись в мыльню или принимали ванну. Кстати, у Николая I был даже свой аналог душевой кабины. Перед самым выходом мужчины надевали только натёртые берёзовым дёгтем сапоги. Этот стойкий запах вплетался в общую гамму бала.

Женщины начинали свои приготовления гораздо раньше. Лёжа в ванне, они тщательно натирались душистой пеной. На рубеже XIX-XX веков особой популярностью пользовалось мыло «Брокар и Ко» от косметической фабрики Генриха Брокара. К слову, массовое производство ароматов в России и в мире началось в 1840-ых годах, когда были изобретены синтетические душистые вещества. В России этой отраслью занимались иностранцы – немцы и французы. Так, продукция Генриха Брокара получила восемь золотых медалей в Европе, сам французский предприниматель имел в России звание поставщика Двора.

Брокар изготавливал продукцию не только для императорского двора, но и для зажиточных крестьян. Последние могли купить за три копейки небольшой ванный набор. Дворяне любили не только натираться ароматным мылом, перед выходом мужчины наносили на себя цветочный или цитрусовый одеколон, а женщины духи «Орхидоръ» или «Персидскую сирень». Однако лучшим произведением Брокара по праву считался «Любимый букет императрицы». Его могли себе позволить купить не только дворяне, но и семьи богатых купцов.

Появился он в 1873 году, когда сам Брокар преподнёс дочери Александра II надушенный восковой букет, и тот привёл её в восторг. На основе цветочной композиции, которая понравилась Марии Александровне, парфюмер создал «Букет императрикс». Уже после смерти Брокара его преемник Август Мишель возродил аромат к 300-летию Дома Романовых, предложив Марии Федоровне парфюм с нотками бергамота, нероли и жасмина. Матери Николая II он понравился, и она позволила назвать его «Любимым букетом императрицы». Но свой портрет на флаконе она видеть не захотела, это было слишком нескромно, поэтому этикетку украсила Екатерина II.

Кстати, именно «Букет императрицы» стал прародителем любимого парфюма советских женщин «Красная Москва»: этому поспособствовал тот факт, что в 20-ых годах компания «Брокарь и Ко» превратилась в фабрику «Новая Заря».

Те аристократы, которым Брокар приедался или был не по душе, могли выбрать товары основателя компании «А. Ралле и Ко» Альфонсо Ралле. Ингредиенты для своей продукции парфюмер закупал в Италии и Франции, а сами духи и одеколоны изготавливал в России. К концу XIX века ассортимент духов Ралле насчитывал больше сотни наименований. Признание покупателей ему принёс его легендарный «Парфюм де фурор», который дамы любили наносить на себя зимой, так как в холодную погоду, попадая на кожу, он раскрывал свои хрустальные нотки.

Поставщиками высочайшего двора были не только Брокар и Ралле, но и зарубежные парфюмеры. Нередко члены императорской семьи покупали понравившиеся ароматы напрямую у авторов, не дожидаясь пока те получат официальное звание поставщика Двора. Так, Николай II и его родные пользовались продукцией корсиканца Франсуа Коти, который не имел этого статуса. По воспоминаниям подруги Александры Фёдоровны Юлии Ден, императрица любила «Белую розу» фабрики «Аткинсон» и туалетную воду «Вербену». Княжны предпочитали цветочные ароматы фирмы Coty: Татьяна – «Корсиканский жасмин», Ольга – «Розу Жакмино», Мария меняла любимчиков, но чаще всего останавливалась на «Пурпурной сирени», а Анастасия на «Пурпурной фиалке».

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2