Найти тему

Обзор изменений в сочинении ЕГЭ по русскому языку 2024-2025 | 5 фактов

Оглавление

Не так давно вышла официальная демоверсия ЕГЭ по русскому языку и список изменений в КИМ ЕГЭ, проводимом в 2025 году. Сегодня «Гид по вузам» предлагает обратиться к самому объемному заданию экзамена — сочинению по предложенному тексту, и рассмотреть изменения, коснувшиеся его. Задание с развернутым ответом стало сложнее или проще для выпускников 2025 года? Давайте разбираться.

1. Для учащихся исключена возможность самостоятельно формулировать проблему вместо нее теперь «позиция автора».

Формулировка 2024 года звучит так: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему».

В 2025 году требуется следующее: «Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?». Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция».

На первый взгляд, это изменение направлено на упрощение экзамена — дав готовую проблему, ученика избавили от необходимости определять ее в тексте самому и думать, как бы удачнее ее сформулировать. Но на самом деле всё не так однозначно: в 2024 году в тексте можно было распознать несколько проблем и ученик мог выбрать для раскрытия ту, в которой больше всего уверен (к которой удается подобрать наиболее полную аргументацию), а выпускники этого года лишены такой возможности. К тому же, если раньше фокус был на проблеме, то есть на том, какой вопрос решается в тексте, чему он посвящен, то теперь он на авторской позиции, что требует от ученика более глубокого погружения в тему и повышает риск возникновения фактических ошибок.

2. Учащимся запретили использовать в качестве аргументации собственной позиции примеры из комиксов, аниме, манги, фанфиков, графических романов и компьютерных игр.

Такое решение упрощает задачу для эксперта: теперь, встретив в работе пример из манги, не нужно дополнительно вычитывать в сети, что привёл ученик и нет ли там фактической ошибки. Однако для ученика спектр выбора произведений для аргументации сузился — можно обращаться либо к творениям мировой литературы, либо к жизненному опыту.

3. Произошел ряд изменений в критериях оценивания сочинения.

Поменялась формулировка задания — поменялись и критерии: теперь их 10 вместо привычных 12 (исключен критерий, подразумевающий самостоятельное вычленение экзаменуемым проблемы, а также критерий «Богатство речи» — он сейчас включен в критерий «Соблюдение речевых норм»). Критерии «Фактическая точность речи» и «Соблюдение этических норм» перенесены в часть речевого оформления работы.

На наш взгляд, теперь учеников будут оценивать строже: за неверно определенную позицию автора текста критерии К1-К3 автоматически обнуляются (минус 6 первичных баллов), приведение для аргументации произведения иноагента или употребление иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке, принесет 0 баллов за критерий «Соблюдение этических норм». Кроме того, увеличена балловая значимость критериев, оценивающих грамотность ученика: за орфографию, пунктуацию, грамматику и речь в совокупности можно получить 12 баллов из 22 возможных за всю работу.

4. Планка, определяющая сдачу/не сдачу сочинения, повысилась с 69 до 99 слов.

Работы учащихся, в которых будет менее 99 слов, проверяться не будут, то есть по всем критериям такое сочинение оценивается 0 баллов. Это изменение, скорее всего, вряд ли как-то повлияет на процедуру оценивания работ — если ученик знает структуру сочинения, то 99 слов он точно наберет. Лексический минимум остался прежним — 150 слов.

5. Изменился формат 26 задания, (сегодня 22) проверяющего знание средств выразительности речи.

Нынешним выпускникам школ будет предложено соотнести названные средства выразительности с приведенными примерами. Здесь ученикам упростили задачу: слова для лексического анализа с этого года выделяются жирным шрифтом — ранее нужно было самостоятельно находить художественные средства в предложениях. Но, опять же, ответ на это задание будет предполагать 5 цифр (было 4), а максимальный балл за него понижен с 3 до 2.

Также сегодня во всю ведется спор насчет структуры сочинения: должна ли позиция автора в сочинении теперь располагаться не после комментария, а в самом начале? Не так давно руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку Р.А. Дощинский дал комментарий, касающийся места позиции автора в сочинении выпускников и звучащий так: «Можно писать где угодно и как угодно. Композиция сочинения по-прежнему свободная. Можно начать прямо в лоб — с позиции. Можно поработать с текстом, а потом подвести к позиции» - поэтому мы с уверенностью можем утверждать, что существенных изменений в построении сочинения не произошло.

На этом всё — если вас заинтересовала тема ЕГЭ, читайте наши статьи из подборки «Полезные статьи про ЕГЭ» и подписывайтесь на наши Youtube-канал, ТГ-канал, ВК-сообщество, чтобы быть в курсе последних новостей высшего образования Санкт-Петербурга.