Как говорили раньше — «по просьбам трудящихся», продолжаю свой рассказ про путешествие на Соловки.
Все фото — мои, так что смело их можете использовать, как захочется. Буду только рад, если эти виды поднимут вам настроение так же, как и мне.
Ну и переходим непосредственно к изложению.
Вообще-то, идея была обоюдоострая: все же за окном — осень, а Соловки — край северный. И часть пути речной теплоход, пусть и с морским допуском, должен пройти по не самому спокойному Белому морю. Но летом было множество неотложных дел, запланированных и внеплановых. Короче, решили рискнуть. Уж очень хотелось.
Буквально за месяц-полтора до отплытия — еще одно событие, ставящее поездку под удар. Даже не событие, а трагедия: прорвало плотину в Карелии, и Беломорско-Балтийский канал временно встал. К несчастью, при аварии погибли люди.
Для нас же предстоящее путешествие оказалось под большим вопросом. Всего два круизных теплохода имеют морской допуск: «Пушкин» и наша «Русь Великая». Они оказались по разные стороны обезвоженного шлюза номер 11. «Пушкин» застрял со стороны Белого моря, отменил рейсы и частично распустил команду. Наша же «Русь Великая» оказалась с южной стороны разрыва, продолжила рейсы из Москвы, но теперь доходила не до Соловков, а пересаживала туристов на автобусы, на многочасовой переезд до моря, и там людей на остров доставляли на каботажном теплоходе.
Мы, конечно, расстроились, но очень уж хотелось на Соловки. Решили ехать в любом случае, хотя многие сдавали билеты.
Наш теплоход — старый и новый …одновременно. Да, так бывает. Взяли старый корпус, усилили его, полностью переоснастили. Даже год рождения изменился. А, главное, теперь он имеет право на плавание в морских водах. Не во всяких, конечно. Но доплыть до Соловков не в шторм — теперь законная цель.
Стоило лишь зайти на борт — удивительные вещи начали происходить практически сразу. В одном из первых шлюзов за нами встал теплоход «Зосима Шашков». А на нем работает моя сестра! Я, конечно, знал это и раньше, но нынешняя встреча была совершенно случайной. Позвонил ей по телефону, она вышла на палубу. Так и общались, глазами и телефоном:).
Первая остановка после шлюзов канала «Москва-Волга» — старинный город Углич. Он достоин отдельного рассказа, но хочется поподробнее описать именно Соловки, поэтому ограничусь парой фотографий.
Скажу лишь, что все города и городки на нашем пути хорошеют буквально на глазах, добавляя к своей седой красоте и новые краски. И это очень приятно. Приезжаешь через несколько лет — как будто через столетие.
Поплыли дальше, в прямом и переносном смыслах. Горицы и Вытегра. По Горицам, да простят меня местные жители, ограничусь одним фото, и то — не архитектурным. Знатоки меня поймут:)
А вот с Вытегрой я давно знаком. Лет 20 назад объехал вокруг Онежского озера на машине.
Городок и тогда меня восхитил: вдоль главной улицы величаво расположились корабли. А кто из нас хотя бы в детстве не мечтал побыть моряком?
В остальном же тогдашняя Вытегра была местечком, скажем так, сильно уставшим. Сейчас тоже не скажешь, что все идеально. Однако перемены разительны.
Главная же достопримечательность Вытегры, к счастью, не изменилась: центральная улица все так же прекрасна.
Дальше был безостановочный бег к Соловкам. Да, у нас два ходовых дня в расписании. Но меня это не смущает. Во-первых, как уже сказано, на воде всегда красиво. А, во-вторых, я адски ленив. И готов терпеть очередной поход через подмосковные шлюзы и лишние ходовые дни за чудную привилегию — вылезти из такси в Московском порту в начале путешествия и залезть в такси там же в конце:).
Итак, остался последний бросок, и мы — на Соловках. Он, правда, чуть было не сорвался из-за шторма. Высота волны два с половиной метра заставила задуматься. К счастью, капитан решил идти, и, кроме качки, нас ничего не побеспокоило. Мне так качка даже нравится, особенно — под нее засыпать.
А вот тут мне нравится решительно все. Возможно, я утомил читателя эпитетами, но как здесь удержаться!
На следующий день у нас была экскурсия с легендарным Юрой Огурцовым, более известным под ником Кержак.
Сам себя он называет «осоловевшим»: приехал на Соловки много лет назад из Москвы, просто посмотреть. И остался здесь на всю жизнь. Смеясь, утверждает, что это заразно.
Едем с ним на экскурсию по острову.
Как бы демонстрируя вышесказанное, слетает тросик газа. Пять минут консилиум с другими водителями, пять минут активного ремонта (один чинит, трое советуют) — и мы едем дальше по родным ухабам.
В итоге попросили его свозить нас через денёк (мы были на острове три дня) на лодочке с электромотором по рукотворным Соловецким каналам. Каналы — отдельное чудо света. Филипп Колычев, человек удивительной судьбы и достижений, удивил и здесь. Например, пять веков назад, без техники и инженеров, объединил сеть Соловецких озер, лежащих на разных высотах, каналами, решил транспортные проблемы и заодно повернул поток воды вспять, обеспечив братию питьевой водой. Сложнейшая гидротехническая система жива до сих пор, хоть и не в полном обьеме.
Юра дал добро, но объяснил, что вряд ли чего получится из-за погоды. Прогноз был плохой: ливень и ветер 17 м/сек.
В итоге разделили обязанности: за ним — лодка, мотор и аккумулятор, за мной — договориться насчет погоды:).
Утром в день плавания наблюдались и тучи, и ветер. Это было обидно.
Однако Юра подумал и дал добро.
Короче, мы решили плыть. Дети все равно уже выросли (прошу прощения за черноватый юмор).
И да, иногда не самые умные решения доставляют самые большие удовольствия:)). На первом озере нас потрепало и помочило, а на втором, здоровенном… ветер исчез вовсе! Штиль!
Спасибо тебе, Всевышний. За терпение. И снисхождение. Даже к таким, как я:))
Сделав круг по каналам и озерам, Юра мастерски подвел лодчонку к берегу, и мы пошли к незапертому «такси». А что его запирать-то? В лесу. Кстати, на все Соловки имеется один милиционер, он же — ГАИшник, и вроде даже МЧС-ник. Но это не точно, со слов местных.
Вот и настала пора уезжать. Сказать, что хочется здесь остаться, было бы неправдой. Я уже соскучился по работе, по детям, по друзьям, по Москве. Но, что правда — хочется вернуться на Соловки снова.
Может, и прав Юра Кержак, сказав после посещения озер, что мы теперь тоже наверняка «осоловеем».
А на сегодня — все. С 4-го октября надеюсь выйти на работу и снова принимать доверителей.
Ниже размещаю ссылки на другие мои путевые заметки. Может, они кого-то порадуют, как постоянно радуют меня.
Смоленск и Витебск
Саратов
https://dzen.ru/a/ZjJA7i1BiETcB_bh
https://dzen.ru/media/id/5e8dc0e03d267b0ef8d42483/v-tarusu-ot-zimnei-handry-602188fe390eb32b9b2365ce
Перемена мест как антидепрессант
Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к нашему каналу.
Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.