Найти тему
НожиКофф

Широкий клинок для узкой улицы: самый роскошный кинжал Средневековья

Оглавление

Этот кинжал с широким клинком, или короткий меч, наряду с ушастым кинжалом, пожалуй, можно считать предметом роскоши. По форме он напоминает паразониум и, несомненно, его форма была заимствована от этого древнего оружия эпохи Возрождения, когда в Италии начали изучать классическое военное дело.

Предшественники чинкведеи

Это было недавно разработанное оружие, его самые ранние образцы датировались немногим ранее 1450-х годов. Своего расцвета оно достигло примерно в 1520 году, а к 1550 году практически исчезло. Долгое время его путали, особенно английские писатели, с оружием, известным как анелас.

-2

Из различных форм, известных любителям оружия самой ранней была модель "Веронезе" (1450-1475): это был короткий кинжал с широким клинком и необычной плоской рукоятью, чем-то напоминающей нож, а по пропорциям он напоминал рыцарский меч, известный по французским рукописям около 1475 года, меч который, хотя и был относительно коротким и имел форму клинка, имел отличное противовесное навершие в форме колеса и веретенообразную рукоятку.

Клинок чинкведеи

Клинки этой группы кинжалов были исключительно тяжелыми у основания и, будучи уравновешены рукоятью, могли наносить мощные рубящие удары с близкого расстояния, что подходило для боя на узких улочках в многолюдных средневековых городах.

-3

Красота клинка заключается в его выступах и продольных канавках, которые часто выполнены в отдельных зонах, целых пять из которых расположены от гарды до острия, на которых последовательно расположены канавки - долы, четыре, три, две и одна.

Эти поперечные зоны орнамента могут быть дополнены дамасской росписью, позолотой и гравировкой в бесконечном разнообразии рисунков, как симметричных, так и асимметричных, часто выполненных художниками высокого ранга, такими как Эрколе деи Фидели.

-4

Самыми роскошными клинками обычно являются венецианские, с самыми широкими остриями. Выкованные по контуру рукояти накладки удерживаются на месте с помощью розеток, которые выполняют роль заклепок филигранной работы.

Рукоять и гарда чинкведеи

Гарда, которые делаются двойными или расщепляются таким образом, чтобы пропустить основание клинка, приклепаны к нему с обеих сторон. Рукоять защищена плоскими накладками, например, из кости или слоновой кости, скошенные края которых выступают за выступ, оставляя пространство между ними, заполненное металлической лентой, часто с надписью.

Глубокий вырез в форме полумесяца, как правило, отлит из бронзы с рельефным орнаментом, иногда украшенным резными полосами, линиями и орнаментами. Розеткообразное крепление рукояти к хвостовику обычно украшено геометрическими орнаментами, иногда с тонким рисунком, что позволяет предположить, что они были выполнены художниками, специализирующимися на филигранной работе.

-5

При изготовлении рукояти были предприняты усилия для создания гладкой рукояти без видимых выступов. Если только рукоятка cinquedea не предназначена специально для защиты мизинца или промежутка между указательным и средним пальцами, ощущения от неё уникальны.

Лучше всего рукоятку ценят те, кто легко держит чинкведею в руке, закрывает глаза и затем двигает ею. Для поединка в темноте или полумраке специалисты говорят лучше нет.
-6

Ножны для чинкведеи

Ножны, как правило, изготавливаются из вареной кожи и укрепляются с помощью затыльника и наконечника из латуни. Ножны чинкведеа были излюбленным материалом для украшения. Нигде больше нельзя найти более подробного описания дизайна и скрупулезного мастерства. К сожалению, ножны такого типа встречаются крайне редко. Их можно найти в Виндзорском замке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне (который принадлежал Цезарю Борджиа), Лувре и Музее армии в Париже, коллекции Одескальки в Риме и Эрмитаже в нашем Санкт-Петербурге.

-7

Ношение кинжала

Чинкведею обычно носят на правом боку, прикрепив к поясу и придерживая наискось на спине, чтобы она более или менее плотно прилегала к пояснице. В этом положении, именно такое ношение можно увидеть в каменной скульптуре (ландскнехта), датируемой примерно 15 веком и хранящейся в Лувре, на "Крестном ходе на Голгофу" (до 1497 г.) Боккаччо Боккаччино в Национальной галерее в Кьеза-ди-Сан-Бартоломео-ди-Марано близ Фолиньо и на "Святом Себастьяне" (1503 г.) Дж. Генги в Уффици чинкведеи выполнены в виде небольших моделей и спрятаны за пояс, под ремнями, за кошельками.

История Иосифа Убертини, начало XVI века
История Иосифа Убертини, начало XVI века

Вероятно, они были скреплены шнуровкой, которая проходила через прорези в кожаных чехлах на тыльной стороне ножен.

Чинкведея большего размера была прикреплена в аналогичном положении, но справа от пояса, к которому, несомненно, были прикреплены ее ножны, на распятии работы Бьянки-Феррари (около 1481 г.) в галерее Модены. Интересно, что сохранилось очень мало документов, свидетельствующих о фактическом ношении чинкведей, хотя это оружие широко использовалось выдающимися личностями в нескольких странах на протяжении более чем полувека.

Святой Варфоломей, ок. 1502 г., работа Никколо Алунно
Святой Варфоломей, ок. 1502 г., работа Никколо Алунно

Столетие назад чинкведея использовалась в качестве меча. Ее гарда достаточно развитая и могла использоваться в качестве защиты руки и как средство блокировки удара. В источниках нет различия между чинкведеей как кинжалом и чинкведеей как мечом, поскольку они, по-видимому, использовались и так, и так.

Святой Себастьян, 1502-1503, работа Дженги. Уффици, Флоренция.
Святой Себастьян, 1502-1503, работа Дженги. Уффици, Флоренция.

Длина самого длинного клинка (от острия до гарды) составляла около двадцати одного дюйма (53 см.) Этот тип меча имел самое близкое сходство с мечами с широким клинком и богатой гравировкой, которые были изготовлены в Северной Италии около 1475 года.

Про "пять пальцев" ширины клинка не пишу, сто раз уже написано и всем известно.