Смысл логики
Логика позволяет получать достоверное знание, позволяет отличать истину от лжи, отличать верные суждения от заблуждений.
Рассмотрим фундамент правильного мышления — законы логики. Законы логики ниже сформулированы по схеме условного суждения, то есть через «если – то». Это удобно для запоминания и применения. Вы встретите и другие формулировки, но суть останется той же самой.
Как законы логики связаны с миром?
Законы логики не являются соглашением, как юридические законы или правила дорожного движения. Несмотря на то, что они сформулированы людьми (первые три описал ещё Аристотель, а четвёртый связывают с Г.В. Лейбницем), их невозможно опровергнуть, поскольку они отражают свойства Вселенной, её устройство.
Не Аристотель придумал, что два разных яблока не являются одним и тем же яблоком и не являются грушей, он просто сформулировал знание об этом в виде закона тождества. В этом смысле закон тождества описывает то, что соответствовало действительности и до Аристотеля.
Также и закон противоречия словами описывает тот факт, что любой объект, обладая какими-либо свойствами, тем самым не обладает другими, противоположными свойствами (в одно и то же время, в одном и том же пространстве, в одном и том же отношении).
Аналогично и закон исключённого третьего является лишь формулировкой того объективного факта, что любое свойство объекта (в конкретный момент времени, в конкретном пространстве и в конкретном отношении) принадлежит ему или не принадлежит ему.
В свою очередь, закон достаточного основания отражает в мышлении тот факт, что какое-то изменение приводит к порождению какого-то явления и тогда является причиной этого нового явления, а если не приводит, тогда не является причиной этого нового явления. Указать на достаточность оснований — это способ сказать о чем-то как о причине для явления (следствия). В логическом мышлении таким следствием выступает правильный вывод, а причиной истинности (правильности) вывода — достаточные основания. Причины и следствия не являются изобретением человека: одни явления порождают другие явления и там, где людей нет.
Поэтому уместно говорить о том, что законы логики — это формулировки фундаментальных законов бытия. Любые другие законы бытия (например, в рамках отдельных наук) могут быть корректно сформулированы только с соблюдением законов логики. Любая попытка опровергнуть законы логики потребует логического же обоснования (аргументов и фактов) и тем самым лишь подтвердит их значение. Поскольку законы логики отражают устройство бытия, то опровергнуть их невозможно. Можно только создать видимость (иллюзию) опровержения ценой подмены понятий, то есть посредством нарушения закона тождества.
Как использовать законы логики в мышлении?
В мышлении законы логики отражаются как способности, которые необходимо целенаправленно развивать, чтобы мыслить правильно:
А что если это взгляд «на слона» лишь с одной стороны?
Когда люди сомневаются в истинности законов логики, то в качестве аргумента часто приводят тот факт, что мир велик. Мол, кто его знает, как там всё устроено на самом деле... На эту тему есть древняя притча о слепцах и слоне, которого они ощупывали с разных сторон и спорили о том, что же это.
Но законы логики совершенно о другом. Не о том, что мир ограничен ими, а о том, что Фома не является Ерёмой, а мухи не являются котлетами, даже если все они сейчас на одной кухне (это про закон тождества).
Ещё законы логики говорят о том, что если стол белый, то в тех же условиях и в том же смысле он не чёрный (это про закон противоречия). А если появились сомнения в том, что означает выражение «стол белый», значит, возвращаемся к закону тождества и даём определение понятию «белый» и договариваемся, стол какой степени покраски уже можно считать «белым», а какой ещё нет, или его нужно считать белым в такой-то указанной части.
Далее, законы логики говоря о том, что если понятие «сидеть на стуле» ясно определено, то мы можем корректно ответить на вопрос, сидит кто-то на стуле или не сидит на стуле, например "полулежит" (это про закон исключённого третьего). При условии, конечно, что у нас для ответа достаточно информации (это про закон достаточного основания).
И всё это никак не отменяет бесконечности Вселенной. А вот ссылаться на эту бесконечность, чтобы поставить под сомнение законы логики, — это подмена предмета мышления и беседы.
Древняя притча о слоне и слепых мудрецах очень хороша, чтобы показать ограниченность нашего восприятия. Но она же иллюстрирует и типичную ошибку нарушения закона тождества — поспешное обобщение.
Если мудрец, ощупывая ногу слона, говорит, что объект перед ним похож на столб, то должен рефлексировать свой способ познания (ракурс), тем самым допуская, что с другого ракурса могут открыться иные свойства объекта, границы которого ещё не определены. Выдавать часть слона (хобот, ногу, хвост, бок, ухо и так далее) за всего слона — это значит нарушать закон тождества.
Если нарушается главный закон логики (закон тождества), то никакой другой закон работать не будет, поскольку ему не с чем будет работать, образно говоря. Сначала нужно определиться по поводу чего задаётся вопрос, без этого ответ на него невозможен. И далее, в процессе мышления или беседы нельзя подменять смысл используемых понятий, тем самым подменяя предмет мышления. Это также делает невозможным как поиск ответа на вопрос, так и установление взаимопонимания в беседе.
Когда человек испытывает ощущение многозначности, начинает сомневаться в том, что к данному конкретному случаю законы логики применимы, это значит, что он незаметно для себя нарушил закон тождества — то есть потерял ясное представление о предмете мышления. В этом случае нужно вернуться к определению основных понятий, сосредоточиться на предмете, и все законы логики снова будут работать в мышлении, как они и работают в мире.
Притчу о слоне в контексте этой статьи можно истолковать как признание совсем другого рода — да, мир большой, в нём многое неизвестно, но законы логики позволяют нам отделять известное от неизвестного, позволяют приходить к взаимопониманию, дают уверенность в том, что мы можем находить ответы с помощью собственного мышления и проверки полученных выводов на практике.
О законах логики я кратко рассказываю в этом видео:
P.S.: С целью поддержки людей, желающих совершенствовать собственное мышление я создал на своём сайте и развиваю открытый и бесплатный для всех (кроме меня, конечно) онлайн-курс "Развитие логического, критического, системного мышления" (потребуется регистрация на сайте, поскольку использую курс и для обучения своих студентов). Я считаю, что умение мыслить является общественным благом, поэтому должно быть доступно всем. Запишитесь, пользуйтесь, делитесь! На курсе уже много полезных материалов и специально сконструированных тренажёров, а со временем будет ещё больше. Одним из таких тренажёров является «Психотехническая повесть», вынесенная для удобства в отдельный онлайн-курс. Это художественное произведение, но написанное так, чтобы во время прочтения ваше мышление улучшалось. Запишитесь на этот курс тоже и пройдите начальное тестирование (входной тест на логическое мышление), чтобы после чтения повести пройти выходное и увидеть разницу. Для меня это также будет информацией о пользе тренажёра. Я не профессиональный писатель — чтиво не назовёшь особо затягивающим (и пока повесть в авторской редакции). Вместе с тем предварительные результаты показывают, что после прочтения повести мышление улучшается на ~17% (по медиане), по тем показателям, которые схватывает тест. Кстати, тест валидный, я его проверил в отдельном научном исследовании, о чем сделал доклад на методологическом заседании нашей кафедры. Я думаю, что это очень хороший результат для художественного произведения. Вы можете записаться на онлайн-курс под псевдонимом, если вам так комфортнее, главное — отвечайте на вопросы теста честно, чтобы получить пользу и чтобы я мог получить достоверную информацию о качестве своей работы.
#ЛогическоеМышление #КритическоеМышление #СистемноеМышление #КультураМышления
При поддержке Фонда Потанина.