Культура мышления
675
подписчиков
Канал Вадима Лёвкина. …
«ЗАКОН ТОЖДЕСТВА» ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ Вы ему про одно, он вам — про другое. Знакомо? Это про нарушение закона тождества в общении. Но подобные подмены могут возникать и в мышлении. И не всегда просто их отследить. Ссылка на видео: dzen.ru/...3fd [Текст к видео] Народные формулировки этого закона: «Не путай Фому с Ерёмой» и «Мухи отдельно, а котлеты отдельно!» В этих формулировках сообщается, что невозможно размышлять или общаться, если путать вещи, если подменять смыслы слов, если перескакивать с одной темы на другую, не замечая этого. Фома не является Ерёмой, а мухи — это не котлеты. Если человек отождествляет то, что не является тождественным, если он относится к разному как к одному и тому же (то есть путает вещи), то, значит, неправильно воспринимает то, о чем думает или о чем говорит, или о чем говорят ему (или даже всё это сразу). Если попробовать объяснить, как говорится, «на яблоках», то тогда следует сказать, что логический закон тождества отражает тот объективный факт, что два разных яблока (даже если они с одной ветки) не являются одним и тем же яблоком. Разное — это разное, а одно и то же — это одно и то же. Кто-то привычно возразит, что, мол, всё относительно, например, то, что громко для одного, вовсе негромко для другого, и тогда выходит, что громко и тихо — это одно и то же. Нет, это ошибка. Значение слов фиксируется в словарях, а в тех случаях, когда нет явного однозначного определения, оно уточняется контекстом, без которого утрачивает смысл. Все знают выражение «он выдернул фразу из контекста, поэтому она утратила первоначальный смысл». Например, если кто-то сказал фразу «Я эльф!», то, выдернув эту фразу из контекста, толковать её можно очень по-разному, можно даже заочно поставить человеку диагноз, а если учесть контекст, что сказано это было как реплика в фильме, то фраза перестаёт связываться с личностью актёра, которая её произнесла (получается, что фразу произнёс персонаж). Если кто-то говорит, что люди в соседней квартире недопустимо громко включили музыку, то тем самым задаёт контекст для толкования фразы «недопустимо громко». В России законодательно установлен максимально допустимый уровень шума в квартире, и более сильные звуки будут считаться недопустимо громкими. Не отрывать смысл слова от контекста, использовать слова в их правильном значении — это тоже проявление закона тождества. Приглашаю на открытый для всех курс «Развитие логического, критического, системного мышления» distant.orgpsiholog.ru/...d=2 При поддержке Фонда Потанина. #ЛогическоеМышление #КритическоеМышление #СистемноеМышление #КультураМышления #ЗаконТождества. Ссылка на видео: dzen.ru/...3fd
ПОЧЕМУ ВПОЛНЕ РАЗУМНЫЕ ЛЮДИ ЗАЧАСТУЮ НЕ ИСПОЛНЯЮТ СВОИ РЕШЕНИЯ? Поспешность в принятии решения зачастую становится основанием для того, чтобы впоследствии не выполнять это решение. Человек попадает в ловушку – собственное критическое мышление не даёт выполнять решение, которое не имеет достаточных оснований. В результате человек топчется на месте, не достигает того, чего хотел бы достичь. Ссылка на видео: dzen.ru/...ff3 [Текст к видео] Почему вполне разумные люди зачатую не исполняют свои решения? Тому может быть множество причин. Одна из них в том, что неисполненное решение было принято недостаточно обоснованно, поспешно. Может быть, под влиянием внешних факторов, может быть, под действием эмоций или ещё каким-то слабо осознанным способом. Например, человек что-то в сердцах пообещал самому себе, но когда дело доходит до выполнения этого обещания, он отменяет его. Просто не выполняет. Дело в том, что как раз такой, вполне разумный человек, подсознательно боится делать то, что не имеет оснований, а значит, чревато негативными последствиями. Поскольку решение принято необоснованно, то параллельно с ним, часто на неосознаваемом уровне, существует сомнение в целесообразности этого решения. Это сомнение вполне резонное и оказывается основанием для последующего самооправдания и отговорок по типу «надо ещё подумать» или «не очень-то и хотелось». Чтобы не попадать в такую ловушку, необходимо принять, что решения должны быть обоснованными. К примеру, если вы вполне здоровы и при росте в 170 сантиметров и весе в 80 килограмм решили за месяц сбросить 15 килограмм веса за счёт питания и физической активности, то такое решение, очевидно, выйдет боком, поскольку такие темпы сброса веса вредны. Изучение вопроса, получение необходимой информации позволило бы поставить более правильную цель, не разрушающую здоровье. Ещё один важный момент состоит в том, что обоснованные решения выполнимы. Если человек хочет выполнять свои решения и хочет, чтобы его решения не разрушали его жизнь, то в первую очередь нельзя нарушать логический закон достаточного основания – решения должны быть обоснованными. Приглашаю на открытый для всех курс «Развитие логического, критического, системного мышления» distant.orgpsiholog.ru/...d=2 При поддержке Фонда Потанина. #ЛогическоеМышление #КритическоеМышление #СистемноеМышление #КультураМышления #НаучноеМышление. Ссылка на видео: dzen.ru/...ff3
О ЗАКОНЕ ТОЖДЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ Зачастую дети забывают выполнять свои домашние обязанности из-за нарушения закона тождества — не считают домашние дела чем-то важным, т.е. путают важное и не важное. В действительности же, благодаря домашним обязанностям ребёнок учится преодолевать эгоцентризм, тренирует силу воли, учится воспитывать свой характер, обучается наблюдательности, вносит свой вклад в общую семейную заботу о совместном счастье. Видео: dzen.ru/...a44 [Текст к видео] Почему дети часто забывают о выполнении своих домашних обязанностей? Родители им напоминают снова и снова, детей это раздражает, а родителей расстраивает. Одна из причин — дети думают, что домашние обязанности для них не важны. Это ошибка — нарушение закона тождества — относиться к важному как к неважному. Домашние обязанности очень важны. Во-первых, это участие в совместном выживании семьи и в обеспечении общего счастья, радости от совместной жизни. Если ребёнок может внести свой вклад в это выживание, но не делает этого из-за непонимания, то это детский эгоцентризм, а если понимает, но осознанно игнорирует потребности других людей (в данном случае родителей), то это уже эгоизм. Вот почему выполнение домашних обязанностей — это тренажёр на преодоление детского эгоцентризма, который жёстко ограничивает личность в развитии. Во-вторых, домашние обязанности крайне редко доставляют удовольствие (ребёнок всегда может найти что-то гораздо более для него приятное), поэтому для выполнения домашних дел необходимо прилагать волевое усилие. Вот почему самостоятельное выполнение домашних обязанностей является тренажёром для волевых качеств личности и способом самовоспитания характера человека. В-третьих, не все домашние обязанности требуют жесткого графика выполнения — зачастую нужно вовремя заметить, что пора что-то сделать, и в этот же момент сделать это (например, увидеть, что пора завязать пакет с мусором и вставить в корзину новый мешок, или что нужно помыть миску у кота, заменить ему воду, или что пора помыть пол и т. д.). Вот почему выполнение домашних обязанностей — это тренажёр на развитие наблюдательности, умения замечать изменения вокруг, умения придавать значение этим изменениям. Благодаря домашним обязанностям ребёнок учится преодолевать эгоцентризм, тренирует силу воли, учится воспитывать свой характер, обучается наблюдательности, вносит свой вклад в общую семейную заботу о совместном счастье. Приглашаю на открытый для всех курс «Развитие логического, критического, системного мышления» distant.orgpsiholog.ru/...d=2 При поддержке Фонда Потанина. #ЛогическоеМышление #КритическоеМышление #СистемноеМышление #КультураМышления #НаучноеМышление. Ссылка на видео: dzen.ru/...a44
«ЧЕТЫРЕ ШАГА» - ТЕХНИКА БЫСТРОГО ПОВЫШЕНИЯ ОСОЗНАННОСТИ Техника быстрого повышения осознанности состоит из четырёх вопросов, которые нужно последовательно задавать себе, честно и безоценочно отвечая на каждый. Удобно первое время ставить таймер на эту технику (несколько раз в день, в произвольное время), чтобы выполнить её неожиданно для себя. После четвёртого своего искреннего ответа вы обязательно ощутите прилив осознанности, а в некоторых случаях будет даже возникать эффект пробуждения. Видео: dzen.ru/...29d [Текст к видео] В любой момент времени спросите себя: «Что я делаю?». Честно и безоценочно сформулируйте ответ. Это первый вопрос из четырёх. Просто назовите то, что происходит, в терминах описания реальности, а не её оценки. То есть говорите о том, что есть, а не о том, как вы к этому относитесь. Например, если вы на момент вопроса себе «Что я сейчас делаю?» играете в компьютерную игру, то правильным будет ответ «играю в компьютерную игру», а не ответ «занимаюсь фигнёй». Хотя ваша оценка может быть вполне справедливой, на этом шаге она не нужна. На втором шаге спросите себя: «Зачем я это делаю?». Снова честно и безоценочно сформулируйте ответ. В случае с компьютерной игрой это может быть, например, такой смысл: «Чтобы получить удовольствие». На третьем шаге спросите себя: «Как мне нужно думать, чтобы этот смысл имел значение?». Снова честно и безоценочно отвечаем. Допустим, вы получили такой ответ: «Нужно верить в то, что мое время жизни безгранично, и/или не видеть смысла в чем-то большем, чем пиксели на экране». Далее, на последнем, четвёртом шаге спросите себя: «А как мне следовало бы думать, исходя из моих собственных главных ценностей?». Возможен, например, такой ответ: «Думаю, что для меня есть вещи поважнее удовольствия от компьютерных игр, ведь у меня есть Цели...». Приглашаю на открытый для всех курс "Развитие логического, критического, системного мышления" distant.orgpsiholog.ru/...d=2 При поддержке Фонда Потанина. #ЛогическоеМышление #КритическоеМышление #КультураМышления Ссылка на видео: dzen.ru/...29d
САМООБМАН ЗАДЕРЖИВАЕТ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Есть вещи, на первый взгляд совершенно неочевидные, но имеющие колоссальное значение для развития личности, для возможностей развития мыслительных навыков. Здесь я говорю об умении не лгать самому себе. Видео: dzen.ru/...25a [Текст к видео] Одна важная и неочевидная истина состоит в том, что умение мыслить требует честности с собой. Чтобы развивать своё понятийное, логическое мышление, нужно научиться не лгать себе. Ложь – это способ выдать несуществующее за существующее. В логическом смысле это нарушение главного закона логики – закона тождества. Если человек путает вымысел и реальность, то он не может мыслить правильно, он будет постоянно совершать серьёзные ошибки. Фантазии и реальность не тождественны, не одно и то же. Это факт. Если же выразить отношение к этому факту, то можно сказать так: эта жизнь слишком коротка, чтобы убеждать себя в том, чего нет. Гораздо ценнее видеть то, что есть, и создавать то, чего не было, но что придаст жизни смысл больший, чем просто выживание. А чтобы несправедливость и другие ужасные стороны реальности не разрушали психику, необходимо научиться управлять вниманием. В первую очередь это значит не позволять своему вниманию надолго и непродуктивно прилипать к негативным сторонам жизни (например, тратить время на пустое мысленное негодование или эмоциональное раздражение). Негативные стороны жизни нужно понимать и учитывать, нельзя убеждать себя в том, что их нет, но фокусироваться необходимо на том, что хочешь сделать, и делать это, чтобы жизнь становилась лучше. Тогда внимание намного чаще останавливается на процессе и плодах созидания. Такое творчество в любой области делает человека счастливым, позволяет психике совершенствоваться дальше. Приглашаю на открытый для всех курс "Развитие логического, критического, системного мышления" distant.orgpsiholog.ru/...d=2 При поддержке Фонда Потанина. #ЛогическоеМышление #КритическоеМышление #КультураМышления Ссылка на видео: dzen.ru/...25a
ЗАЧЕМ РАЗЛИЧАТЬ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ ПОНЯТИЙ?
Пожалуй, мы жили бы в более совершенном социальном мире, если бы было больше людей, владеющих понятийным мышлением, хорошо различающих содержание и объём понятий. Это позволило бы воспринимать отношения между понятиями. И не только по объёму (что уже само по себе неплохо), но и по содержанию. Как следствие, это позволило бы видеть нарушения логики там, где они влияют на само устройство нашей жизни в обществе. Чтобы исправить эти ошибки. К счастью, во многих случаях развить навыки мышления вполне возможно даже средствами самообразования...
ЧТО ТАКОЕ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ?
Классик отечественной психологии Л.С. Выготский утверждал, что понятийное мышление само собой (например, просто с возрастом) не формируется: чтобы понятийное мышление сформировалось, необходимо систематично изучать науки (в течение начальной и всей средней школы). Если человек не изучает науки, не усваивает принципы, по которым создаются «пирамиды понятий», то продолжает мыслить по-детски, допонятийно, то есть образно, ассоциативно, обобщая по несущественным признакам, опираясь на случайные и ситуативные связи между вещами, используя личный опыт и аналогии в качестве общих доказательств...
ФУНДАМЕНТ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ – ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
Логика позволяет получать достоверное знание, позволяет отличать истину от лжи, отличать верные суждения от заблуждений. Рассмотрим фундамент правильного мышления — законы логики. Законы логики ниже сформулированы по схеме условного суждения, то есть через «если – то». Это удобно для запоминания и применения. Вы встретите и другие формулировки, но суть останется той же самой. Законы логики не являются соглашением, как юридические законы или правила дорожного движения. Несмотря на то, что они сформулированы людьми (первые три описал ещё Аристотель, а четвёртый связывают с Г...
ЗАЧЕМ УМЕТЬ МЫСЛИТЬ ЛОГИЧЕСКИ, КРИТИЧЕСКИ И СИСТЕМНО?
Что только не путают с логическим, критическим и системным мышлением! Особенно много домыслов существует о логическом мышлении. Мол, оно «помещает в клетку», «зажимает в тиски фактов и не даёт мыслить творчески», «заставляет ходить по кругу или даже топтаться на месте», поскольку якобы «не даёт нового знания», «вообще устарело» и так далее. Поэтому есть смысл в начале кратко уточнить эти понятия. Логическим мышлением называют способность путём размышлений приходить к верным выводам, а логикой называют науку о таком правильном мышлении...