Одни родители жалуются, что их дочь-подросток не хочет учиться и совсем не задумывается о будущем. «Мы уж только как не вдалбливали ей, что пора взрослеть, как ни доказывали, что это важно для нее же самой. Что только ни делали: и телефона лишали, и гулять запрещали, и с репетиторами заставляли заниматься – все без толку. Огрызается либо молчит и игнорирует – вот и все наше общение».
Женщина рассказывает о своей жизни: «И никто в семье мне не помогает: ни муж, ни дети. Они живут, как свиньи: только и могут, что мусорить, а убрать за собой ни один не догадается. Приходят же домой в чистоту – почему бы ее не сохранить? Но неееет, то крошки, то фантики, то грязная посуда, то скомканные носки разбросают. А я хожу и молча собираю, а потом закрываюсь в ванной и плачу там».
Мужчина объясняет, почему не может бросить пить: «Сами посудите: на работе у меня сплошная нервотрепка, начальство дергает каждые несколько минут. Тут сроки горят, тут правки утвердить, тут клиента уговорить. Ненавижу эту работу, но деваться-то некуда, деньги ж нужны. Единственный способ расслабиться после нее – спокойно выпить. Но и это не дадут сделать: только придешь домой, сразу начинается – туда сходи, это купи, это отвези, это почини. Везде только и делают, что нервы треплют, я целыми днями мечтаю о том, чтобы сесть, выпить и расслабиться».
Представьте, что человеку надели на глаза повязку, поставили его в поле, дали в руки сумку с чем-то и сказали бегать по полю. Не предупредив, что там встречаются несколько довольно глубоких ям, рандомно расположенных. Человек делает то, что ему сказали: бегает по полю с завязанными глазами и сумкой в руках.
Скорее всего, рано или поздно он попадет в одну из ям. Попробует выбраться своими силами и, когда не получится, вспомнит о сумке – а не посмотреть ли, что там? Может, что-то полезное? В сумке окажется один-единственный инструмент – лопата. Человек начнет копать, но постепенно заметит, что это не помогает ему выбраться из ямы. Тогда он попробует как-то модифицировать свои действия: например, копать быстрее. Или втыкать лопату под другим углом. Бросать землю то позади себя, то вперед. Человек прикладывает все больше усилий, но все, что он получает в результате – это еще более глубокую яму.
Что делают люди из примеров в начале текста – это копают, находясь в яме. Закручивать гайки в общении с подростком – это копать яму. Продолжать молча убирать самой – копать яму. Искать расслабление в горячительном – копать яму. Люди искренне не видят, что копать – это не то, что помогает выбраться из ямы. Это то, что помогает сделать яму глубже.
Что может сделать психолог: мягко и бережно показать, что выбранные действия или не работают или дают эффект, противоположный желаемому. Помочь проанализировать действия и совместно с клиентом разработать новые стратегии действий, отличные от тех, что использовались ранее.
Приходите на консультации, если вам кажется, что зарываетесь в проблему все глубже, а просвета все нет.
Онлайн-консультация: 2500р\1ч,
Письменная консультация: 2100р\3дня,
Запись: +79102479833, whatsapp.