Это произведение мне понравилось гораздо больше Моллоя. Это матёрый экзистенциализм. И читается как поэзия, на одном дыхании - я прочёл за два дня. Местами напомнило "Постороннего" Альбера Камю. Но с примесью Кафки. Если у Кафки жизнь абсурдна, то в "Безымянном" Беккета она теряет какой-либо, вообще даже наималейший смысл. Тотальная апофения. Если вы когда-нибудь читали налоговый кодекс или телефонную книгу, тогда вам есть с чем сравнивать. Смысла в том и в другом примерно одинаковое количество в сравнении со смыслом жизни любого человека. Безымянный = каждый из нас.
Но не такой уж он и безымянный. Имя ему Текст. Текст воспроизводит самосознание текста. Мысли воспроизводит мысль. Движение приводит движение в движение. Логика нервно курит в сторонке. Помните, что вы думали в тот же день и в то же время ровно год назад? Роман примерно об этом. О том как человек не может контролировать свою мысль, свои цели и планы хоть сколько-нибудь продолжительное время. Вся наша жизнь - секундные бессмысленные метания. Не мы управляем разумом - разум управляет нами. И он далеко не так разумен, как нам хотелось бы.
Так как автоматическое письмо все-таки завязано на личности автора то... Опять эстетика Данте. Орбитальная система, в центре которой Он, а по орбитам вращаются, иногда сталкиваясь, его персонажи. Беккет рисует демонов, без глаз и ушей, с ввалившимися носами и с кожей висящей лохмотьями. Между строк даёт понять, что действие происходит в Аду, потому что всё началось с падения Люцифера. Возможно жизнь человека по Беккету и происходит в Аду, а смерть приводит в Рай. Себя Он именует Матфей, один из апостолов и первый евангелист, чье имя переводится как "божий человек". Но потом многократно мутирует кувыркаясь и пукая и перескакивая с темы на тему.
Мышление и разум это такие механизмы, которые просто не могут перестать быть. "Я не могу продолжать. Я продолжаю." - так заканчивается это произведение. Как бы ты не хотел перестать думать - этот процесс невозможно даже поставить на паузу. Ты только можешь менять тему, ритмику и настроение, как в поломанном музыкальном аппарате, который сгорит, если перестать выбирать пластинку. Потому что жизнь - это поэзия - это музыка - это движение. И она должна быть всегда, потому что не может не быть.
Произведение напомнило мне мою собственную работу, тяготеющую к работам Беккета, Джойса и Кафки. До этой мысли я как-то дошёл пять лет назад. О работе расскажу завтра. А затем мы снова вернемся к импрессионизму. Наверное...
Сэмюэл Беккет:
Не Сэмюэл Беккет:
Списки с Беккетом: