Найти тему
Navygaming Channel

Сверхмалые подводные лодки "типа А" - НА-8 и НА-19 (Япония), США/ 86 // Эспонаты музея

Экспонаты музеев - это не только образцы кораблестроения, овеществленный результат достижений технической мысли, но и достижения военных побед, если данный экспонат является трофеем. И в этом тоже есть проявления желания сохранить частицу прошлого, чтобы правильно строить будущее. И пусть это частица прошлого относится к другим флотам - по сути, является представлением технических решений, которые не следует забывать. И сейчас мы имеем возможность познакомиться с примером сохранения именно таких образцов.
Сверхмалая подводная лодка НА-8 (Япония) в музее Гротона (США)
Сверхмалая подводная лодка НА-8 (Япония) в музее Гротона (США)

86. Памятный объект: Сверхмалые подводная лодка "тип А" (Япония) в США - НА-8 и НА-19

Статус: подводная лодка - экспонат музея (на суше)

Место расположения: США, штат Коннектикут, г.Гротон, территория "Historic Ship Nautilus &Submarine Force Museum" (НА-8) и штат Техас, г.Фридериксбург (НА-19) на территории "Admiral Nimitz State Historical Park"

Открыт: ?

СМПЛ НА-19 на рифах около Перл-Харбора
СМПЛ НА-19 на рифах около Перл-Харбора

Сверхмалые ПЛ типа А предназначались для скрытного проникновения в охраняемые про­тивником районы базирования кораблей и су­дов и нанесения по ним внезапных торпедных ударов. ПЛ серийно строились в Японии на вер­фях в г. Куре («Kure Naval Dockyard») в пери­од 1938-1942 гг. (ПЛ На-3 - На-44).

Интерьер прочного корпуса подлодки №19 (НА-19) - СМПЛ типа "
Интерьер прочного корпуса подлодки №19 (НА-19) - СМПЛ типа "

Они име­ли хорошо обтекаемую форму корпуса и были снабжены специальными отводителями и ог­раждениями для преодоления сетевых за­граждений при проникновении в базы против­ника. ПЛ обладали высокой скоростью хода. Электро-аккумуляторная энергетическая уста­новка обеспечивала сверхмалым ПЛ возмож­ность движения в подводном или в перископ­ном положениях при атаке целей.

Схема внешнего вида СМПЛ типа А
Схема внешнего вида СМПЛ типа А

Для скрытой доставки сверхмалых подводных лодок в районы их самостоятельного использования, том числе удаленные от баз, в Японии перед Второй мировой войной были построены пять больших подводных лодок типа С1 (I-16), а позже для этих же целей были приспособлены две крейсерские подводные лодки типа В1 (I-15). Подводные лодки-носители сверхмалых подводных лодок обладали высокими скоростями надводного хода, большими дальностями плавания и автономностью.

Сверхмалая ПЛ НА-8 на открытой площадке в Гртоне
Сверхмалая ПЛ НА-8 на открытой площадке в Гртоне

На ПЛ-носителе сверхмалая ГШ располага­лась кормой вперед, раскреплялась на четырех кильблоках, установленных на палубе над­стройки за ограждением рубки подводного но­сителя. При совместном плавании обоих ПЛ осмотр и проверка состояния материальной части сверхмалой ПЛ могли выполняться в над­водном положении носителя. Для подготовки сверхмалой ПЛ к самостоятельному плаванию, посадки экипажа в сверхмалую ПЛ, отдача креплений и пр. требовалось всплытие подводной лодки - носителя в надводное положение. Эта операция представляла большую опасность для обоих ПЛ. Они с большой вероятностью могли быть обна­ружены и уничтожены, поскольку находились вблизи баз и рейдов кораблей и судов противни­ка (в охраняемых районах).

Схема подводной лодки типа А
Схема подводной лодки типа А

После выпуска сверхмалых ПЛ их носители могли использо­ваться как торпедные ПЛ. Обратный прием сверхмалых ПЛ на подводные лодки - носители не предусмат­ривался. На ПЛ-носители возлагалась задача приема экипажей сверхмалых ПЛ, вернувших­ся с операции.

СМПЛ НА-8 в Гротоне
СМПЛ НА-8 в Гротоне

Известно, что в первый год войны (с 11.1941 г. по 12,1942 г.) СМПЛ с ПЛ-носителями осущест­вили шесть боевых операций.

Первая операция, связанная с нападением японского флота на Пёрл-Харбор - главную базу США на Тихом океане, оказалась неудач­ной (не было потоплено и повреждено ни одно­го американского корабля).

Сверхмалая подводная лодка НА-19 в музее Техаса
Сверхмалая подводная лодка НА-19 в музее Техаса

В операции участ­вовали все введенные в строй ПЛ-носители, которые доставили к острову Оаху и с расстоя­ния в восемь миль от Пёрл-Харбора выпустили пять сверхмалых ПЛ. Все сверхмалые ПЛ, кро­ме одной, погибли. У сверхмалой подводной лодки НА-19 (с ПЛ-носителя I-24) вышел из строя гирокомпас, и она оказалась на коралловом рифе. НА-19 была захвачена американцами и в 1943 г. достав­лена в США.

Подъем подлодки №18 в гавани Перл-Харбор, 1960 год (сохранена в Японии, в Этадзиме)
Подъем подлодки №18 в гавани Перл-Харбор, 1960 год (сохранена в Японии, в Этадзиме)

В дальнейшем она стала экс­понатом в «Национальном музее войны на Тихом океане» в техасском городе Фридериксбург.

Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) - 40/46 т; длина наибольшая - 23,9 м, ширина корпуса наибольшая - 1,85 м, высота с ограждением рубки - 3,1 м, архитектурно-конструктивный тип - однокорпусная; глубина погружения - 100 м; экипаж - 2 человека.
Демонстрация НА-19 в США
Демонстрация НА-19 в США

В последующих пяти операциях сверхмалы­ми ПЛ в районе острова Мадагаскар на рейде Диего-Суарес был поврежден британский лин­кор «Рамиллиес» и танкер, в районе Сиднея (Авст­ралия) потоплен паром «Куттабула», у острова Гуадалканал и пролива Индиспенсейбл - по­вреждены эсминец и транспорт.

Потопленный паром "Куттабула" -одна из жертв японских СМПЛ
Потопленный паром "Куттабула" -одна из жертв японских СМПЛ

В целом операции с использованием сверх­малых ПЛ типа А оказались малоэффективными. В ходе войны все подводная лодки-носители типа С-1 (1-16) были потоплены. Сверхмалая подводная лодка НА-8 стала частью открытой экспозиции «Музея подводных сил» в Гротоне (штат Кон­нектикут).

Носовая часть СМПЛ
Носовая часть СМПЛ

Следует отметить, что еще одна японская сверхмалая ПЛ типа А, разрушенная во время Второй мировой войны, демонстрировалась в Сиднее (Австралия). В настоящее время две японские сверхмалые ПЛ «типа А» НА12 и НА21 являются экспонатами «Australian War Me­morial» (Канберра), и одна ПЛ этого типа нахо­дится в «Maritime Self-Defence Service School» (Итадзима, Япония).

СМПЛ НА-19 в музее Техаса
СМПЛ НА-19 в музее Техаса
Для справки: подводная лодка типа А: энергетическая установка - электро-аккумуляторная, мощность ЭМ - 600 л.с., движители - соосные гребные винты; скорость полного подводного хода - 19 уз.; дальность плавания - 16 (19) или 100 (2) миль; вооружение - 2-457-мм ТА, 2 торпеды.
Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.
Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Главное оружие подводных лодок типа А должны были стать торпеды «Тип 97». Эти торпеды имели длину 5,6 м, весили 980 кг и несли 350-кг боевую часть. Торпеды этого типа оснащались двигателем, работающим на керосине и кислороде, который позволял развивать скорость до 45 узлов и проходить до 5-5,5 км.

-15

В составе электрической системы подлодки типа «А» имелось 192 ячейки аккумулятора, это позволяло обеспечивать электромотор необходимой энергией и тем самым позволяло развивать высокую скорость. При движении на поверхности СМПЛ разгонялись до 23 узлов, в подводном положении максимальная скорость - 19 узлов. Максимальная дальность плавания на одной зарядке батарей достигала 100 морских миль, но следовало экономить заряд аккумуляторов, двигаясь под водой на скорости 2 узла (на 6 узлах дальность плавания - 80 миль).

Винты японской "сверхмалой" "малютки", ))
Винты японской "сверхмалой" "малютки", ))

Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видели эти субмарины в этих музеях? В музей в Гротоне русскому человеку наверное сложно попасть, но в музей в Техасе, думаю проще. А может кто то и в Японии увидел это "чудо-оружие"? Вопрос звучит необычно, но мало ли, всякое может быть в современном мире.

Интересно в каком состоянии субмарины, хотя что с ними может случиться в таких условиях! Поделитесь впечатлениями!

СМПЛ НА-19 на отмели у Перл-Харбора
СМПЛ НА-19 на отмели у Перл-Харбора