Недавно архив кино-фото документов показал киножурнал от 1947 года. Там показан долгожитель из Ставропольского края. Дедушка не юный, но вполне бодрый. Тут же уверенный голос диктора сообщает, что товарищу 142 года. Неужели правда?
Само собой, выпуск тут же объявили не то творчеством современных нейросетей, не то фальшивкой, не то глупой советской пропагандой. Полез искать, а мужчина-то известный. Нашлась и архивная газета с его рассказом аж про наполеоновские времена. И даже в серьезной научной книге 1958 года про него есть.
Нет, проще всего прикрыться анекдотом из серии – писарь в уезде был большой шутник, потому у всех в деревне по документам кому сто лет, кому двести. Но я бы тут шутить не спешил. Возрасту люди даются очень по разному.
Была у меня прабабушка, светлая память. Немного недожила до 95 годков. В разуме была полном, но вот силёнки подводили. Да и читала только с огромной лупой.
А вот двоюродный боевой дед перешагнул 105 годков, держится. И по нему не скажешь, что дряхлый старик. Мальчиком не скачет, но не сказать, чтобы дряхлость чувствовалась. Иные в сорок хуже соображают.
Опять же, в кинохронике 1947 года видим явно немолодого мужчину. Но и тяжёлой работы он не делает, стругает доски потихоньку, собирает из них бочонки, как всю жизнь бондарничать привык. В хронике говорится, что источником долголетия колхозник видит как раз ежедневный труд.
Читает газету и говорит, что грамоте выучили его два мастеровых незадолго до Революции. Была дедушке тогда уже добрая сотня лет.
Живёт просто, работает в колхозе по силам, держит пчёлок. Вон, кормит весёлых пионеров свежим медком прямо из соты. Неужто присочиняет дедушка про возраст?
Опять не будем спешить. Открываем архивную газету. Товарищ Тишкин рассказывает, что когда пришёл Наполеон, было ему семь годков. Пугали ребятишек - будут баловаться, утащит Бонопартище в мешке.
Жизнь при царе бондарь живописует вполне обыденно. Были в крепостных, жили, порой, хуже собак. Отца избили по приказу барина так, что долгонько подняться не мог.
В шестнадцать годков отец как-то умудрился откупить парня у барина и отправить на заработки в Астрахань. Видел там бурлаков, тянущих тяжёлые баржи. Сам устроился охотником и рыболовом к хозяину.
Прослужил так год, пришёл за жалованием – а ему шиш. Мол, жировал на хозяйских харчах, насчитали так, что не только денег не дали, ещё и должен остался.
И попробуй уйди – сразу тюрьма как должнику. Как так, весь год горбатился на хозяина и ему же должен остался? Так зарождался российский капитализм, ничего удивительного.
И оказался в кабале на 32 года у этого хозяина. Однажды при охоте унесло на льдине, заболел, сильно ослаб. Такого работника держать не стали и выставили за порог.
Отмену крепостного права Тищенко вспоминает вовсе не как благодеяние. Крестьян-то оставили без земли, чтобы выжить пришлось податься в города.
У нового хозяина за вексель купил в долг корову. Потом этот вексель был оплачен. Но хозяин сшельмовал, подсунул фальшивый вексель и сделал вид, что никаких денег не получал.
Потянули крестьянина в суд – украл корову у хозяина, знамо дело. Он суду возвращённый вексель показывает, вот же, рассчитался сполна. А нет, суд почему-то сторону хозяина принял. Почему бы это вдруг?
Рассказывает как перед первой русской Революцией 1905 года два друга мастеровых обучили его грамоте. Рассказали немного о марксизме и про товарища Ульянова.
А зажили по-человечески на селе только с приходом власти Советской. Колхозник говорит так:
«Оглядываюсь на свою 143-летнюю жизнь, и скажу прямо, что юность свою, я не могу отнести к лучшим годам своей жизни. Если говорить о настоящей жизни, то она началась только при советской власти. В такое время и умирать нет расчёта».
Тяжело верится, правда? Неужели дедушка Тищенко поводил за нос и корреспондентов кинохроники, и газетчиков? И никто не задумался – как это уже после Победы над фашистами дедушка рассказывает про Наполеона?
Кстати, в газете сказано, что колхозник и в военное время сложа руки не сидел. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной». Неужто и в исполкоме не знали, что выписывают медаль обманщику?
Вдруг встречаю имя Василия Сергеевича Тищенко в популярной, но вполне научной книге о знаменитом физиологе Илье Мечникове. Вышла книга ещё в 1958 году.
Автор – известный биограф Борис Могилевский. Кстати, с медицинским образованием. Доучиться на врача, правда, не удалось, не сложилось, но в предмете разбирался крепко.
Могилевский, опираясь на труды Мечникова и академика Богомольца, пишет вещи удивительные. Учёные сопоставляют время юности и общей жизни у разных животных.
Соотношение, если не брать птиц, довольно устойчивое. Если пересчитать по нему человеческую жизнь, выходит – лет до 150 жить бы и жить. Значит, нужно искать условия для такой жизни!
Ещё до Революции Мечников с сотрудниками Пастеровского института собирал случаи выдающегося долголетия. И это не бульварное любопытство, а вполне серьёзная научная работа.
Сам Илья Ильич писал:
«Во всяком случае, невозможно считать чистой утопией проекты сделать старость легко выносимой, а также продлить человеческую жизнь. И тем более, что нет недостатка в примерах долговечности».
Были в картотеке у Мечникова долгожители и 120, и 140 лет. Попадались, конечно, и вполне исторические анекдоты.
Например, в книге приводят записки французского академика от медицины Генио. Тот на полном серьёзе рассказывает забавную историю.
Однажды кардинал д'Арманьяк увидел на пороге дома плачущего старика восьмидесяти лет. Кардинал поинтересовался что стряслось.
Тот ответил, что его избил отец. Кардинала провели в дом и там он увидел вполне бодрого отца ста тринадцати лет. Но больше всего его удивил ответ за что же почтенный отец отлупил не менее почтенного сына.
Кардиналу пояснили, что сын не поклонился дедушке 143 лет. Который тоже вполне здравствовал и вежливо приветствовал кардинала.
Верится в такое с трудом, да и времена уж больно далёкие. Зато прекрасно известно, что рассказавший об этом академик Генио сам прожил 103 года. Очень неслабое достижение.
В книге 1958 года рассказывается про НИИ биологии Харьковского университета. Оказывается, учёные к тому моменту больше четверти века собирали научные данные о долгожителях. Изучали их здоровье и условия жизни.
Могилевский тут же шутит:
«В картотеку открыт доступ всем советским гражданам свыше 90 лет. «Юнцы» в возрасте 70–80 лет туда не допускаются».
Шутки-шутками, а НИИ уже не обвинишь в газетной утке. Да и времена вовсе не средневековые. Например, в 1951 году учёные обследовали Нино Харатиашвили из грузинского села Пховели. И пришли к выводу, что бабушка прожила почти 150 лет!
Есть в книге рассказ и про товарища Тишкина из Ставропольского края. Да-да, тот самый Василий Сергеевич.
И опять речь не о байках про Наполеона. Врачи уговорили колхозника пройти полное медицинское обследование!
Среднего роста – 166 сантиметров, довольно худощавый – 63 килограмма. Давление как у космонавта 110 на 65.
В той же книге сообщается, что к большому сожалению, через пару лет колхозника не стало. Прожил почти 145 лет!
И снова скажем – это не сбор баек отдельных долгожителей, работа учёных была поставлена на широкую ногу. Только в одной Харьковской области сотрудники института обследовали 110 человек, переваливших на вторую сотню лет!
Больше того, к научной работе подключали врачей по всему Союзу. Например, в институте содержится карточка на Хабаджу Кархалаву 133 лет. Обследовали его не в Харькове, а местные врачи в Грузии по просьбе института.
И опять никаких баек и чудес. Отец долгожителя прожил семьдесят лет, не выдержал воспаления лёгких. Мать – едва сорок, сибирская язва.
Сам долгожитель какой-то особой диеты не ведёт, питается мясным и молочным. С юности пьёт лёгкое грузинское вино.
Чувствует себя неплохо, но силёнки стали покидать. Читаешь это и вполне веришь – не в ошибке писаря дело. Никто себя в древние князья не записывает, рассказывают спокойно и буднично.
В анкете врачи пишут – «характер добродушный, отношения с детьми весёлые». На вопрос – считает ли стариком себя – категорическое «нет».
А вот история азербайджанского колхозника Махмуда Эйвазова. Врачи насчитали с внуками и правнуками аж 140 здравствующих потомков долгожителя. Как такое приписать в документах или сочинить?
Так может не сочиняет бондарь Тищенко? Может правда, началась Советская власть, нормальная жизнь? И никакого расчёта прощаться с ней нету?
В книге приводят любопытные данные харьковского НИИ:
«Лишь в трёх районах Харьковской области, Двуречанском, Сахновщинском и Петровском, столетних людей больше, чем в Бельгии, Голландии, Дании, Швейцарии и Финляндии, вместе взятых».
Конечно, можно списать на шутки писаря и балагурить, что и сегодня кое-кто колхозника Тищенко видит. Мол, только вчера выходил из пятёрочки с верной авоськой.
А можно всерьёз задуматься. Почему Сталинское поколение при всех тяжелейших испытаниях века оказалось настолько крепким. И почему столько долгожителей пришлось как раз на пятидесятые – восьмидесятые годы.
И почему сегодня Россия не так чтобы может похвастаться долгожителями. Разве что представителями всё тех же советских поколений, вроде моего боевого двоюродного деда. Есть о чём тут задуматься, есть.
Крепкого здоровья Вам и долголетия, друзья. Как там написано: «характер добродушный, отношения с детьми весёлые»!