В мире искусства есть произведения, которые не оставляют равнодушным никого. Они вызывают бурю эмоций, заставляют задуматься о жизни и смерти, о красоте и трагичности человеческого существования. Одно из таких произведений — картина Винсента Ван Гога «Девушка в белом».
Это полотно было создано в 1890 году, менее чем за месяц до трагической смерти художника. Винсент Ван Гог, уже душевнобольной, только вышел из больницы и попытался снова заняться живописью. Он жил в постоянном ожидании нового приступа, но всё равно продолжал творить.
На картине мы видим молодую девушку в белом платье, которая сидит на фоне пейзажа. Её лицо скрыто тенью, но мы чувствуем её внутреннюю красоту и гармонию. Ван Гог мастерски передаёт игру света и тени, создавая атмосферу таинственности и загадочности.
За внешней красотой этой картины скрывается глубокая трагедия. Мы знаем, что её автор страдал от душевной болезни и жил в постоянном страхе перед новым приступом. Это произведение стало последним аккордом в его жизни и своеобразным прощанием с миром.
Каждое творение Винсента Ван Гога, одного из величайших постимпрессионистов, отражает частичку его души. Эта картина была написана за месяц до трагической гибели художника. После выхода из больницы Ван Гог пытался вернуться к живописи, но страх перед новым приступом болезни не покидал его. В письмах к брату он признавался, что может писать только о грусти и одиночестве.
Возможно, в этой картине Ван Гог хотел передать образ своей души, выразив через образ крестьянской девушки все свои печали и переживания. Это одна из самых проникновенных и красивых работ художника.
Хрупкое тело девочки, её длинные худые руки с большими непропорциональными кистями, опущенные плечи, рассеянный взгляд больших глаз — всё это создаёт ощущение тоски. И хотя вокруг героини расстилается нежная зелень лета, она стоит среди колосьев пшеницы, словно покинутый всеми, одинокий дух полей.
Хлеба и цветки маков написаны Ван Гогом абстрактно, но в то же время узнаваемо. Известно, что художник работал над картиной больше обычного, стараясь передать различные оттенки зелёного цвета, которые качаются под порывами ветра.
Картина «Девушка в белом» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, она восхищает своей красотой и мастерством исполнения. С другой стороны, она напоминает нам о хрупкости человеческой жизни, о том, что никто не застрахован от душевных страданий и болезней.
Это произведение стало одним из самых известных в творчестве Винсента Ван Гога. Оно было неоднократно воспроизведено в различных техниках и материалах, стало источником вдохновения для многих художников и поэтов.
«Девушка в белом» — это не просто картина, это символ красоты и трагичности человеческой жизни. Она напоминает нам о том, что нужно ценить каждый момент, наслаждаться красотой окружающего мира и не забывать о том, что жизнь может быть очень короткой и непредсказуемой..
О нём
Винсент Виллем ван Гог (нидерл. и фр. Vincent Willem van Gogh, [ˈvɪnsənt ˈʋɪləm vɑŋ ˈɣɔx]; 30 марта 1853, Зюндерт, Северный Брабант — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз) — нидерландский живописец и график, одна из ключевых фигур постимпрессионизма (наряду с Полем Сезанном и Полем Гогеном), чье творчество оказало значительное влияние на живопись XX века.
За свои недолгие 37 лет он создал более 2100 произведений, включая около 870 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. При жизни его творчество было практически проигнорировано критиками.
Родился Винсент на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Его отцом был Теодор ван Гог, родившийся 8 февраля 1822 года, пастор реформатской церкви, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Его назвали в честь деда по отцовской линии, который также посвятил свою жизнь протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребенка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента, но умер, не прожив и дня. Таким образом, Винсент, хотя и родился вторым, стал старшим из детей.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, на свет появился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Также у него были брат Кор (Корнелис Винсент, родившийся 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, родившаяся 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, родившаяся 16 марта 1862).
Домашние помнили Винсента как своенравного, трудного и нудного ребенка со «странными манерами», за что его часто наказывали. По словам гувернантки, в нем было что-то необычное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти что-то стоящее. Однако вне семьи, напротив, Винсент был тихим, серьезным, задумчивым и почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребенком.
Когда ему исполнилось семь лет, он пошел в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, в 20 километрах от родного дома. Отъезд причинил много страданий Винсенту, и он не мог забыть этого, даже будучи взрослым.
15 сентября 1866 года он начал обучение в другом интернате — колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо давались языки — французский, английский и немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился домой. На этом заканчивается его формальное образование. О своем детстве он вспоминал так: «Мое детство было мрачным, холодным и пустым…».
В июле 1869 года Винсент устроился на работу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которой был его дядя Винсент, известный как «дядя Сент». Там он прошёл обучение и стал продавцом.
С самого начала Винсент с большим рвением взялся за работу и добился высоких результатов. В июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil & Cie. Ежедневный контакт с произведениями искусства помог Винсенту глубже понять и оценить живопись. Он часто посещал городские музеи и галереи, где восхищался работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона.
В конце августа Винсент переехал на улицу Хакфорд, в дом 87, где снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении. Существует версия, что он был влюблён в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. Однако последние исследования показали, что на самом деле Винсент был влюблён в немку по имени Каролина Хаанебик.
Отказ возлюбленной стал потрясением для будущего художника и привёл к потере интереса к своей работе. Он начал обращаться к Библии, которая стала его духовным ориентиром. В 1874 году Винсент был переведён в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы снова вернулся в Лондон. Его дела шли всё хуже, и в мае 1875 года он снова был переведён в Париж. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре и начал пробовать свои силы в живописи. Постепенно это занятие стало отбирать у него всё больше времени, и Винсент окончательно охладел к своей работе, решив, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников — совладельцев компании.
В 1876 году Винсент вернулся в Англию, где нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В это же время у него возникло желание стать священником, как и его отец. В июле он перешёл в другую школу — в Айзлворте, под Лондоном, где выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь, и его интерес к Евангелию рос. Он загорелся идеей проповедовать беднякам.
На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Он остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский языки.
Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья послала его в мае 1877 года в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. Однако в конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 года уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди. Существует версия, что он не окончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости.
В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии. Там он развернул бурную деятельность: навещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, и ему назначили жалование в пятьдесят франков.
Пройдя полугодичный стаж, ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. В это же время он обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Ходатайство было отклонено, а сам ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Это сильно подкосило его морально.
Спасаясь от депрессии и меланхолии, вызванной событиями в Патюраже, ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное — много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.
В это же время ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где окунулся в занятия живописью и брал уроки у дальнего родственника — представителя гаагской школы живописи Антона Мауве.
Винсент много работал, наблюдал за городской жизнью, особенно в бедных кварталах. Экспериментируя с цветом, он смешивал на одном холсте разные техники — мел, перо, сепию, акварель («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж). Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Он копировал все литографии пособия в 1880/1881 годах, а затем вновь в 1890 году, но уже только часть.
В Гааге художник попытался создать семью. На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. Этот поступок окончательно рассорил художника с его друзьями и родственниками, но сам Винсент был счастлив: у него появилась модель. Однако у Христин оказался тяжёлый характер, и вскоре семейная жизнь ван Гога превратилась в кошмар. Очень скоро они расстались. Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую, и целые дни проводил на природе, рисуя пейзажи. Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом, — много картин этого периода посвящено крестьянам, их повседневному труду и быту.
Ранние работы Винсента ван Гога можно отнести к реалистическому направлению в искусстве, хотя его стиль и технику сложно назвать полностью реалистичными. Одной из главных трудностей, с которыми столкнулся художник, было неумение изображать человеческую фигуру. Это привело к формированию одной из основополагающих особенностей его стиля — трактовке человеческой фигуры как неотъемлемой части природы, иногда даже уподобляющейся ей.
Этот подход особенно ярко проявляется в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян словно уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Такой же подход можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).
В серии картин и этюдов середины 1880-х годов, таких как «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам) и «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости, используя тёмные живописные гаммы.
В это же время у художника сформировалось собственное понимание пейзажа: он выражал своё внутреннее восприятие природы через аналогии с человеком. Его художественным кредо стали слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
Осенью 1885 года ван Гог покинул Дренте из-за конфликта с местным пастором, который запретил крестьянам позировать художнику и обвинил его в аморальности. Винсент уехал в Антверпен, где снова начал заниматься живописью — на этот раз в живописном классе при Академии художеств. Вечерами он посещал частную школу, где рисовал обнажённые модели. Однако уже в феврале 1886 года он уехал из Антверпена к своему брату Тео в Париж, где тот торговал картинами.
Начался парижский период жизни Винсента, который оказался очень плодотворным и богатым на события. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру и синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые и красные тона, а его характерный динамичный, как бы струящийся мазок стал особенно заметен в работах «Агостина Сегатори в кафе „Тамбурин“» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж) и «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Японская живопись и ксилография (гравюра по дереву), которую ван Гог взял за образец, внесла в его творчество элементы спокойствия и умиротворения, характерные и для других импрессионистов. Вскоре после приезда в Париж благодаря брату он познакомился с некоторыми из них: Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Полем Гогеном и Эмилем Бернаром. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, и с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов — в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», а затем в фойе «Свободного театра». Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием — изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство в целом.
На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин — около двухсот тридцати. Среди них выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор) и пейзажи. Меняется роль человека в картинах ван Гога — его нет совсем, или же он становится лишь статичным элементом. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передаёт световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля — постимпрессионизма.
Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что очень болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции — в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» — своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отводил Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.
Хотя Ван Гог и утверждал, что отходит от импрессионистских методов, влияние этого стиля было заметно в его работах, особенно в его способности передавать световоздушную перспективу, как в «Персиковом дереве в цвету» (1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), или в использовании крупных цветовых пятен, как в «Мосте Англуа в Арле» (1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).
В это время, подобно импрессионистам, Ван Гог создавал серии работ с одним и тем же видом, стремясь не к точной передаче изменчивых световых эффектов и состояний, а к максимальному выражению жизни природы. Он также написал несколько портретов, в которых опробовал новую художественную форму.
Пламенный художественный темперамент Ван Гога, его стремление к гармонии, красоте и счастью, а также страх перед враждебными человеку силами, находят отражение как в ярких пейзажах, наполненных солнечными красками юга, таких как «Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888) и «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), так и в зловещих образах, напоминающих ночной кошмар, как в «Ночной террасе кафе» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и людей, как в «Красных виноградниках в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы, как в «Спальне ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Картины художника становятся всё более динамичными и напряжёнными по своему колориту, как в «Сеятеле» (1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), и трагичными по звучанию, как в «Ночном кафе» (1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен) и «Спальне ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Жанна Кальман, прожившая в Арле всю жизнь, вспоминала, что в 13-летнем возрасте встретила Ван Гога в лавке своего отца. Художник показался ей «грязным, плохо одетым и недружелюбным». В другом интервью она сказала, что не стала обслуживать его, потому что «он был страшен как смертный грех, имел мерзкий нрав, и от него пахло выпивкой».
25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью ван Гога, а сам Винсент недоумевал, почему Гоген не хочет понять саму идею единой живописи во имя будущего.
Гоген, искавший в Арле спокойной работы и не находивший её, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента.
До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения. Есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся. Однако в ту же ночь ван Гог отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаяние, а проявление безумия, вызванного частым употреблением абсента.
Существует также версия, что в ту ночь ван Гога ранил Гоген, когда тот бросился на него с бритвой. Будучи хорошим фехтовальщиком, он рапирой отсек ван Гогу мочку левого уха, после чего выбросил оружие в реку.
На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Сообщив о произошедшем Тео, Гоген спешно покинул Арль, не навестив ван Гога в больнице.
В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу. Однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года.
Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и — в некоторых случаях — использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Г. Уитни, Нью-Йорк; «Пшеничное поле с кипарисом», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Однако это уже не радовало ван Гога, как не обрадовала и первая восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье, появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году.
Весной 1890 года художник переехал в Овер-сюр-Уаз, живописное местечко под Парижем, где он впервые за два года воссоединился с братом и его семьёй. Он продолжал писать, но его стиль в последних работах окончательно изменился, став ещё более нервным и гнетущим. В его творчестве появился причудливо искривлённый контур, словно обхватывающий предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).
Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.
В двадцатых числах июля 1890 года Ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами», которое хранится в Музее ван Гога в Амстердаме. 27 июля, выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера (по другой версии — из ружья). Он купил его для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, но пуля прошла ниже. Благодаря этому он смог самостоятельно добраться до своего гостиничного номера. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео, брату художника. Тео приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, пока тот не скончался спустя 29 часов после ранения от потери крови в 1:30 ночи 29 июля 1890 года.
В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит предположили, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях.
По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»). Винсент ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь его провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии. Через 23 года в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента.
Распространено ошибочное утверждение, что при жизни ван Гога была продана только одна его картина — «Красные виноградники в Арле». Однако это полотно лишь стало первым, проданным за существенную сумму (на брюссельской выставке «Группы двадцати» в конце 1889 года; цена за картину составила 400 франков). Сохранились документы о прижизненной продаже 14 работ художника, начиная с 1882 года (о чём Винсент написал брату Тео: «Первая овечка прошла через мост»), и в реальности сделок должно было произойти больше.
После первой выставки картин в конце 1880-х годов известность ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти мемориальные выставки были организованы в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905), а также значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников. К середине XX века Винсент ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль».
Наряду с творениями Пабло Пикассо работы ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. В число проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) входят: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы». Картина «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 году за 57 миллионов долларов, невероятно высокую цену в то время, а его «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» был продан в частном порядке в конце 1990-х годов. По оценкам, цена продажи составила 80—90 миллионов долларов. Картина ван Гога «Портрет доктора Гаше» была продана на аукционе за 82,5 млн долларов. «Вспаханное поле и пахарь» ушла с аукциона в Нью-Йоркском аукционном доме Christie’s за 81,3 млн долларов.
14 мая 2021 года на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке картина «Мост в Тренктае», написанная импрессионистом Винсентом Ван Гогом, была продана за сумму, превышающую 39 миллионов долларов.
В своём последнем письме к брату Тео Винсент признался, что, поскольку у него не было детей, он считает свои картины своим наследием. Размышляя об этом, историк Саймон Шама пришёл к выводу, что «у него действительно был ребёнок — экспрессионизм, и много-много наследников». Шама упоминает широкий круг художников, которые адаптировали элементы стиля Ван Гога, среди которых — Виллем де Кунинг, Говард Ходжкин и Джексон Поллок.
Фовисты расширили область применения цвета и свободу в его использовании, так же как и немецкие экспрессионисты из группы «Die Brücke» и другие ранние модернисты. Абстрактный экспрессионизм 1940-х и 1950-х годов, по мнению некоторых искусствоведов, частично вдохновлён широкими, жестикуляционными мазками Ван Гога.
Искусствовед Сью Хаббард, говоря о выставке «Винсент Ван Гог и Экспрессионизм», отмечает:
«В начале XX века Ван Гог дал экспрессионистам новый живописный язык, который позволил им выйти за рамки внешнего поверхностного видения и проникнуть глубже в сущность истины. И вряд ли случайно, что в это же время Фрейд открывал глубины тоже модернового по сути понятия — подсознания. Эта прекрасная интеллектуальная выставка ставит Ван Гога на место, которое принадлежит ему по праву, — место первопроходца искусства модерна».
В 1957 году британский художник Фрэнсис Бэкон (1909—1992) написал серию произведений на основе репродукции картины ван Гога «Художник на пути в Тараскон», оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны. Бэкон был вдохновлён не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим ван Гогом, которого он расценивал как «отчуждённого лишнего человека» — положение, резонировавшее с настроением Бэкона.
В дальнейшем ирландский художник отождествил себя с теориями ван Гога в искусстве и процитировал строки из письма ван Гога к брату Тео: «настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».
С октября 2009 по январь 2010 года в музее Винсента ван Гога в Амстердаме проходила выставка, посвящённая письмам художника. Затем, с конца января по апрель 2010 года, выставка переехала в Королевскую академию художеств Лондона.