Товмас Терзян — выдающийся поэт и драматург Армении
Родился 21 октября 1840 года в Константинополе. Мать — итальянка. В десятилетнем возрасте поступил в местную гимназию Мхитаристов, откуда после года обучения был направлен в колледж Мурад-Рафаелян в Венеции. Здесь он получил хорошее образование, овладев грабаром, итальянским, французским, греческим, английским, турецким и другими языки. В 1858 году вернулся в Константинополь, работал учителем армянского и французского языков. Многие его ученики стали выдающимися деятелями армянской культуры: Егия Темирчипашян, Григор Зохраб, Ерухан, Онник Чифте-Сараф и другие. Преподавал в армянской средней школе «Гетронаган» с момента её открытия.
Первая пьеса — трагедия «Сандухт», написана в 1862 году на историческую тематику, неоднократно ставилась и получила несколько изданий. Другие известные пьесы: «Иосиф Прекрасный» (1872), «Рипсимэ» (1868), «Смерть Авеля», «Хосров II». Автор либретто первой армянской оперы «Аршак II» (1871). Его перу принадлежат многочисленные переводы: Пиндара, Тассо, Лонгфелло, Томаса Мора, Гюго и др. Особого упоминания заслуживает перевод Анакреонта. В 1929 году в Венеции было издано собрание его сочинений в двух больших томах, включавшее ряд оригинальных и переведённых произведений. Сборник вышел в свет с обширным предисловием и примечаниями Аршака Чобаняна.
Составил учебники французского языка, часть из которых вышла в пяти-шести изданиях («Новая грамматика галльского языка», 1868, «Практическая грамматика французского языка», 1873). Терзян — поэт-романтик, который глубоко проникал в сферы эстетического и художественного. Изначально отдавал предпочтение грабару, затем писал также на современном армянском. На творчество поэта оказали влияние Байрон, Ламартин, Гюго и др. "Его место находится между Бешигташляном и Дуряном. Это наши три самых нежных и милых лирика", — Аршак Чобанян.
Умер 8 февраля 1909 года в Константинополе. Его самая важная пьеса «Аршак II», основана на жизни армянского царя 4-го века Аршака II. Пьеса, написанная как на итальянском, так и на армянском языках, задумывалась как оперное либретто. Музыка к этой опере была написана Тиграном Чухаджяном. Терзян никогда не видел свою пьесу на сцене ни в оперной форме, ни как обычную пьесу.Советская версия оперы "Аршак II", впервые поставленная на сцене Ереванского оперного театра в 1941 году, имела большой успех. Однако, если не считать названия и имён некоторых персонажей, у неё было очень мало общего с пьесой Терзяна.
Силой таланта, ярким воображением и тонкой наблюдательностью, мастерским чувством рифмы и слога, искусством создавать меткие и выразительные образы выделяется поэзия Товмаса Терзяна. Своеобразный художник, истинные достоинства которого остались недосягаемы для современников. Литературовед Смбат Давтян писал о Терзяне: "Вот одно из тех редких лиц, которых при жизни мы мало знаем и не можем достойно оценить и которым после смерти уготован замечательный уголок в пантеоне очаровательных душ". Поэт Ваграм Татул: "Да, Терзян остался неизвестным современной литературной молодежи. Вина быть может была обоюдная. Прежде всего ему пришлось ждать, чтоб чья-нибудь заботливая рука обобщила в одном томе его лучшие опубликованные и неопубликованные строки. Позднее, когда установится политическое равновесие, когда пробьёт светлый и прекрасный час саморазвития и самопознания, безусловно будут в точности оценены роль и место Терзяна в истории нашей светской литературы". По мнению Арпиаряна, Терзян сделал бы больше для нашей литературы, если бы условия общественной жизни и личные невзгоды раньше времени не погасили его талант. Но если в начале века от него осталось лишь любимое воспоминание, Арпиарян не сомневался, что "наступит день его возрождения, и тогда его неизданные стихотворения станут новостью дня".
.
.
.
Друзья, ваши подписки, лайки, репосты, комментарии помогут большему количеству людей увидеть материалы на нашем канале. Проявите пожалуйста активность!