Найти тему

Всё хорошо, прекрасная маркиза. Что может репутационный менеджмент

Оглавление

Репутация любого бизнеса складывается из мнений и отзывов сотрудников, клиентов, партнёров и даже посторонних людей. В прошлом информация распространялась не так стремительно. Но сегодня, благодаря интернету, факты и домыслы заполняют информпространство фактически в реальном времени. Оборачивать этот процесс себе на пользу можно и нужно. Рассказываем, как.

В интернете врать не будут

Открываете вы, допустим, страницы компании в соцсети или просматриваете раздел «отзывы» на сайте по поиску работы, а там под каждым постом и вакансией люди пишут:

  • «Ужасное место, платят мало, требуют выходить 12-часовые смены без выходных — видите ли работать больше некому. А директор постоянно рассказывает, что мы — одна большая семья. Ну да, семья, бедные родственники».
  • «Отработал испытательный срок без оформления, старался, как для себя, а в итоге меня послали, заплатили минималку и взяли свежего наивного стажера. Бедняга, жалко его».
  • «Уходила со скандалом, не хотели отдавать трудовую книжку, пришлось писать заявление в прокуратуру. Никому не рекомендую».

Очевидно, у этого предприятия плохая репутация.

Точно так же на весь интернет или на узком тематическом ресурсе могут «пропесочить» ненадёжного партнёра. Или испортить репутацию ответственному производителю. А бывает и отзывов нет, и слухи не ходят, и в СМИ ничего плохого об организации не найти, а отрицательное мнение о ней у окружающих сложилось давно и не меняется. Увы, таковы особенности информационного поля.

Исправить ситуацию и/или не допустить её в будущем поможет репутационный менеджмент целенаправленное управление репутацией бренда. В настоящее время оно большей частью происходит в интернете.

Вот вы и попались!
Вот вы и попались!

Утром в куплете, вечером в интернете

Развитие успешной компании, особенно, активно работающей в онлайн-пространстве, невозможно сегодня представить без грамотного репутационного менеджмента. Мы живём и работаем на больших скоростях. Услышали где-то, прочитали, посмотрели — и уже отложилось на подкорке. А проверять некогда, да и, признаем честно, неохота.

Грамотный репутационный менеджмент помогает предотвращать и нивелировать репутационные риски и формировать положительный имидж компании.

Даже факапы можно обернуть себе на пользу. Ведь кто не ошибается? Только тот, кто не работает. А мы стараемся, если косяки вдруг появляются, то не открещиваемся от них, признаем и тут же исправляем. Такую честность и открытость самый въедливый клиент поймёт и простит. Скорее всего, даже похвалит за честность.

Репутационный менеджмент включает:

  1. Мониторинг упоминаний бренда в публичном пространстве — отслеживание и анализ всех публикаций в режиме реального времени. Для этого используются специальные программы «SMM Мидиалогия», Brand Analytics, «ПрессИндекс», LiveDune и другие.
  2. Управление репутацией в сети и поисковых системах — ORM и SERM. В основном, это оперативная реакция на отрицательные отзывы и любую критику, создание позитивного имиджа компании.

Включает:

  • Вытеснение негатива из инфополя. Например, «забивание» плохой информации о бренде нейтральной и хорошей, закрывающие возражения ответы в постах и т. д.
  • Написание новых положительных сообщений, статей, отзывов, упоминаний и проч. на разных площадках.
  • Управление HR-репутацией работодателя, чтобы к вам наконец-то пришли достойные профессионалы.
  • Создание и вывод в ТОП поисковиков и отзывов о компании в Яндексе, Яндекс.Картах, Google и других ресурсов страниц с хорошими упоминаниями, восторженными отзывами о конкретном месте — вашей компании, предоставляемых вами услугах или выпускаемой продукции.

Читайте статью по теме «Как убрать негатив в Яндексе: плохие публикации и отрицательные отзывы»

Работа ювелирная — у пользователей не должно возникнуть сомнений, что над репутацией кто-то поработал.

3. Повышение лояльности и доверия к бренду.

Тут на первый план выходит сильная обратная связь с пользователями. Если вам в публичном пространстве задают конкретные вопросы, например, о качестве товара, условиях работы, реакции на возврат и проч., то отписки типа «ваш звонок очень важен для нас, вернемся с ответом» не пройдут.

Нужны люди, которые досконально разбираются в особенностях вашего бизнеса, могут помочь недовольным, быстро (дабы не осталось впечатление, что вы игнорируете) и со знанием дела ответят вопрошающим так, чтобы у них осталось хорошее впечатление. Здесь неплохо «заходит», когда компания делится внутренней кухней, выпускает статьи, посты, сториз. Привлекает известных блогеров и инфлюенсеров, которым аудитория доверяет.

Тоже своего рода репутационный менеджмент
Тоже своего рода репутационный менеджмент

А король-то голый?

Лучше, проще и честнее, если компания, заказывающая услугу репутационного менеджмента что-то из себя представляет: старается производить качественные товары, предлагает честные услуги и не увольняет сотрудников пачками, нанимая на их место нелегалов. Не обязательно быть безупречными, но стоит хотя бы стараться делать свою работу хорошо.

Составить хорошее впечатление о чём-то несуществующем, конечно, можно, но, чтобы работать в долгую, вы действительно должны, если нужно, исправлять косяки, улучшать условия труда, поднимать зарплату, налаживать отношения в коллективе, выпускать достойный продукт.

Как бы ни пиарили одну из сетей, где супердешево реализуются товары, после разочарования в первой же покупке, люди туда не пойдут.

А вот реальный пример, когда над репутацией реально поработали и фирма-заказчик, и маркетинговое агентство «Экзитерра». Итог — индекс репутации за восемь месяцев поднялся с -73% до +61%. Подробнее об этом показателе рассказываем ниже.

Срок менее года — относительно быстрый. Всем заказчикам нужно понимать, что отрицательная репутация складывается не вдруг. Положительная нарабатывается годами. Не зря в мире больше доверия брендам с историей: пиво «Лёвенброй» существует с XIV века, виски «Джек Дэниелс» — с 1866 года, производство конфет «Рот Фронт» уходит корнями к 1826 году, а первая машина «Форд» сошла с конвейера в 1908 году. Эти и другие имена говорят сами за себя. Станут ли эти компании рисковать репутацией и снижать качество или попадать в скандалы? Вряд ли. И это при том, что репутационным менеджментом они все равно занимаются.

Проще, когда репутацией занимаешься сразу, с момента основания, раскрутки бренда и работаешь вдолгую. Но мы в «Экзитерра», конечно, понимаем, что это идеальная ситуация и готовы работать с любой. Положительный результат после обязательно будет!

А мы говорим: «Можно»
А мы говорим: «Можно»

А в попугаях-то я гораздо длиннее. Чем и как измерить репутационный менеджмент?

Не бывает такого, чтобы о компании все и всегда говорили хорошо. Даже Apple, чьи гаджеты, кажется, все хотят иметь у себя, критикуют за ничем не обоснованный премиум при ограниченном функционале. А против действительно успешных брендов с удовольствием будут выступать конкуренты. Плюс всегда найдутся недовольные чем-то сотрудники. Поэтому на 100 %-ную безупречность лучше не рассчитывать.

Поэтому репутационный менеджмент всегда начинается с анализа внутренних и внешних процессов компании, определения сильных и слабых сторон, чтобы увеличивать плюсы и нивелировать минусы.

Но если какая-никакая репутация у вас уже была, и вы начали ее улучшать, то как понять, что действительно стало лучше? И насколько? Просто ушли все плохие отзывы, а появились хорошие? Может быть, пришли новые клиенты?

«Экзитерра» первой разработала и предложила своим заказчикам параметр под название индекс репутации или SERM-индекс.

Это метрика, выражающая в условных цифрах нематериальное понятие деловой репутации. В математическом выражении проще понимать динамику изменений. Она варьируется от -100% (полностью негативное впечатление, что тоже, кстати, вряд ли может быть реальной ситуацией) до +100% (полностью позитивное).

Индекс репутации показывает, с какой вероятностью случайный пользователь сможет сформировать положительное или отрицательного впечатление о компании по сетевым публикациям.

Упрощенно говоря, мы определяем соотношение положительных, отрицательных и нейтральных материалов, найденных поисковыми системами по запросам, связанным с компанией, брендом и его продукцией.

Помимо этого, нужно оперировать такими показателями, как:

  • Охват аудитории — количество пользователей, коммуницирующих с брендом.
  • Вовлечённость — уровень активности этих пользователей и реакции на публикации (положительные, нейтральные или отрицательные).
  • Динамика изменений — тенденции в восприятии бренда или компании.

Только применяя эти инструменты в комплексе можно объективно оценивать показатели репутационного менеджмента и своевременно корректировать тактику репутационного менеджмента.

Бойцы невидимого фронта. Как организовать репутационный менеджмент в компании

А вы точно справитесь?
А вы точно справитесь?

Ответственность за репутацию бренда может быть:

  • возложена на собственных специалистов;
  • делегирована.

В любом случае, если вы не маркетинговое агентство, как «Экзитерра», вам придется обращаться к профессионалам. Просто в один прекрасный день добавить обязанностей штатному менеджеру, даже пиарщику не получится. Нужны соответствующие компетенции и опыт.

Необходимо:

  • Проанализировать текущую ситуацию на предприятии.
  • Разработать долгосрочную стратегию репутационного менеджмента и ситуативные тактические ходы.
  • Работать над репутацией постоянно и системно, а не браться за отдельные задачи, когда «пригорело».

Мы в «Экзитерра» специализируемся на репутационном менеджменте и решении задач SERM (управления репутацией в сети) и располагаем ресурсами для оперативного профессионального мониторинга, анализа и корректировки репутационных показателей клиентов.