Найти тему
Анна об искусстве

Без любви ничего не получится: о скульпторе Сергее Антонове. Часть 2

«Без любви ничего не получится», – признался мне Сергей Сергеевич, когда я выпытывала у него, немного наивно, о его подходе, отношении с материалом и рождении идеи произведения. И пожалуй, эти слова стали одними из главных в этой встрече...

Сергей Антонов в мастерской
Сергей Антонов в мастерской

Продолжаю рассказывать о творчестве московского художника и скульптора Сергея Сергеевича Антонова. Мне удалось побывать в его мастерской и поговорить об искусстве — современном и древнем, светском и религиозном. В первой части начала рассказывать об особом подходе Антонова к созданию произведений.

Антонов считает, что любое произведение рождается из «сочетания двух невозможностей». Если художник, начиная создавать, заранее знает, что должно получиться, это не имеет никакого отношения к искусству. Сначала появляется просто желание создать, оно едва уловимое, не сразу понятное, что же это может быть.

«Хочу, но не знаю, как — это первая невозможность. Но и отказаться от того, чтобы сделать — невозможно. Такова невозможность вторая. Это и есть муки творчества — когда невозможно не сделать, но и сделать тоже кажется невозможным», – объяснил он. Вот такие парадоксы.

Сергей Антонов находит вдохновение во всем вокруг: обрубок дерева, каменная глыба, выброшенная на свалку старая деревянная мебель… Талант разглядеть в каждом из этих материалов образ, желание освободить их, дать им вторую жизнь — вот это и рождает произведения сильной выразительности, которая волнует и проникает в сердце.

И это касается не только работ на церковную тематику. Глубокое эмоциональное воздействие на зрителя оказывают и, казалось бы обычные, предметы интерьера: стулья, причудливые фигуры и даже автомобиль. Все они созданы из предметов деревенского быта — бочек, корыт, весел, выброшенных за ненужностью кем-то… но бережно сохраненных художником, разглядевшим в них красоту.

-2

Мастер даёт новую жизнь старым вещам. И этот реди-мейд, наполненный любовью и желанием сохранить всё живое, отражает творческий метод художника с его бережным отношением к материалу и умением разглядеть и услышать красоту там, где другой увидит лишь ветошь.

И всё-таки тема Церкви и молитвы, пожалуй, ключевая в творческом пути Сергея Антонова. Ведь даже гвозди, переосмысленные этим мастером, превращаются в конных всадников, в одном из которых легко узнать святого Георгия, старая решетка для жарки мяса — в лествицу Иакова, а подковы — в нимбы Христа и Богородицы на иконе-коллаже.

-3
-4

Отсекая всё лишнее, пользуясь художественными средствами по-минимуму, Сергей Антонов как будто приглашает к со-творчеству и нас. Действительно, глядя на эти произведения, мы интуитивно понимаем, что несколько линий, проложенных гвоздями, — это руки Христа и обнимающей Его Богоматери, которая тянется к лику Сына, скорбно запрокинув голову.

Обыденные предметы в руках этого творца получают новое яркое звучание, новую выразительность, и это вызывает эмоциональный отклик даже у искушенного современным искусством зрителя. Сохраняя глубину и ни в коем разе не уничижая высоты библейской истории и богословского контекста, художнику удается создать нечто совершенно новое в художественном плане, не отвергающее традицию, но идущее дальше, говорящее со зрителем на понятном ему языке, через знакомые образы и предметы.

-5

Прийти к лаконичности, избавиться от наносного, сказать через материал, который изначально не предназначен для художественного использования, — это особый дар. Здесь происходит синтез прошлого и настоящего, земного и Небесного, художественного и бытового.

А нас, ценителей прекрасного, произведения Антонова приближают к реальному смыслу вещей и пониманию вечных истин. Его искусство наполнено верой и любовью. И если зрителю удается почувствовать это, душа неизбежно приходит в состояние гармонии и тишины, в которой сам художник свои работы создаёт.

-6

Более полный материал о Сергее Антонове, а еще о других прекрасных архитекторах, художниках и творцах можно почитать на страницах альманаха Слово и камень. Конкретно этот материал вышел в первом номере. Подробности об издании на сайте

Первая часть о Сергее Антонове