Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как сын раба стал известейшим поэтом Древнего Рима

Оглавление

Римский поэт Гораций вырос из скромного происхождения и стал одним из величайших писателей античности. Читайте дальше, чтобы узнать больше об остроумии и мудрости этого увлекательного человека.

Горация часто считают одним из наиболее близких современному читателю римских поэтов. Его стихи, написанные в легком и доступном стиле, привлекают своей простотой и искренностью. Личность поэта, лишенная высокомерия и полная обаяния, отчетливо проявляется в его многочисленных произведениях.

Знаменитая фраза «carpe diem», впервые прозвучавшая в его Оде 1.11, обычно переводится как «лови день». Однако более точным было бы толкование «живи настоящим» или «лови момент». Это выражение прекрасно отражает основные идеи, волнующие поэта.

Гораций, в своих стихах размышляя о жизни, любви и радостях простого бытия, был далек от стремления к богатству или славе. Его главным вопросом было, как человек может достичь совершенства. Будучи сыном бывшего раба, он сумел стать одним из величайших поэтов Рима, что делает его успех еще более значительным.

Кем был римский поэт Гораций?

Бронзовый медальон с изображением римского поэта Горация в профиль , IV в. н. э., из Национальной библиотеки, Париж
Бронзовый медальон с изображением римского поэта Горация в профиль , IV в. н. э., из Национальной библиотеки, Париж
«Если моя жизнь невинна, чиста и дорога моим друзьям — всем этим я обязан моему отцу». (Сатира 1.6)

Квинт Гораций Флакк, более известный нам как Гораций, появился на свет 8 декабря 65 года до н. э. в городе Венузия, что в Апулии, Италия. Его отец, по словам самого поэта, был вольноотпущенником — человеком, который когда-то был рабом, но получил свободу. Точные обстоятельства его рабства остаются неизвестными, однако, на момент рождения сына, он уже был свободен, что позволило Горацию получить статус римского гражданина..

Гораций не упоминает свою мать, что может наводить на мысль, что она скончалась, когда он был еще младенцем.

После освобождения отец Горация занялся работой публичного аукциониста и сборщика налогов, что принесло ему определенное состояние. Благодаря этому он смог дать своему сыну хорошее образование, отправив его учиться в Рим. В своих стихах Гораций неоднократно с теплотой вспоминает отца, подчеркивая его заботу и значимость в своей жизни. Отец был рядом с ним на протяжении многих лет, включая время учебы в Риме, и ушел из жизни около 45 года до н. э. Впоследствии Гораций продолжил обучение в Афинах, совершенствуя свои знания и расширяя горизонты своего интеллекта.

Эта история — о поддержке, которой окружил его отец, и о том, как стремление к знаниям проложило путь одному из величайших поэтов древнего Рима.

Римская серебряная монета денарий с изображением Марка Юния Брута на аверсе и кинжала и шапки свободы на реверсе, 43—42 гг. до н. э., предоставлено Британским музеем.
Римская серебряная монета денарий с изображением Марка Юния Брута на аверсе и кинжала и шапки свободы на реверсе, 43—42 гг. до н. э., предоставлено Британским музеем.

Когда Гораций обучался в Афинах, в Риме произошли драматические события: в 44 году до н. э. Юлий Цезарь был убит прямо в зале заседаний Сената. Главную роль в этом заговоре сыграл Брут, который вскоре прибыл в Афины, чтобы собрать армию и укрепить свои позиции в регионе за власть. Политические идеалы Брута увлекли молодого Горация, и он поступил к нему на службу.

Однако к 42 году до н. э. политическая карьера Горация резко изменилась. После поражения Брута в битве при Филиппах его кампания была разрушена. Вернувшись в Италию, Гораций обнаружил, что его дом был конфискован, а он сам оказался без средств к существованию

Личенца, недалеко от Рима: вилла Горация , Уильям Хавелл , около 1828-1829 гг., через музей Метрополитен
Личенца, недалеко от Рима: вилла Горация , Уильям Хавелл , около 1828-1829 гг., через музей Метрополитен

Гораций, оставшись без средств, был вынужден зарабатывать на жизнь писательством. Он нашел работу клерка, которая обеспечивала небольшой, но стабильный доход, пока он работал над своей первой книгой стихов. Судьба улыбнулась ему, когда в эти ранние годы он встретил великого поэта Вергилия, с которым вскоре подружился.Гораций, Вергилий и Вариус в доме Мецената , Шарль Жалабер, 19 век, через Wikimedia Commons

В 38 году до н. э. Вергилий познакомил Горация с одним из самых влиятельных людей своего времени — Меценатом. Этот политический советник и меценат, поддерживавший искусства, был близким другом будущего императора Августа и вскоре стал покровителем Горация, что сыграло ключевую роль в его поэтической карьере.

-5

Меценат быстро разглядел в Горации выдающийся талант и вскоре стал не только его покровителем, но и близким другом на всю жизнь. Он поддерживал поэта на всех этапах его карьеры, а в знак особого расположения подарил ему небольшую ферму в живописных Сабинских горах. Этот дар был для Горация чрезвычайно ценным, и он неоднократно упоминал его в своих стихах, сохраняя благодарность в своем сердце.

Гораций прожил долгую и успешную жизнь, оставив после себя значительное наследие в римской литературе. Он скончался в 8 году до н. э., и был похоронен на Эсквилинском холме в Риме рядом со своим верным другом и покровителем Меценатом.

Эподы – Ранние произведения

Мраморный портретный бюст Архилоха, II в. н. э., копия греческого оригинала, через Wikimedia Commons
Мраморный портретный бюст Архилоха, II в. н. э., копия греческого оригинала, через Wikimedia Commons

Одними из первых известных произведений Горация стали «Эподы» — сборник из 17 стихотворений, предположительно опубликованный около 30 года до н. э. Эти стихи были написаны в ямбическом размере, который пришел из древнегреческой поэтической традиции и был вдохновлен творчеством Архилоха. Гораций стал одним из первых римских поэтов, адаптировавших этот жанр для латинской поэзии.

Ямбическая поэзия традиционно отличалась резким, инвективным стилем и использовалась для публичной критики или нападок на известных личностей. Однако Гораций не сводит свои эподы к прямым нападкам на кого-либо, кого можно было бы легко идентифицировать. Например, в Эподе 4 он обращается к безымянному человеку, который когда-то был рабом и, похоже, забыл свое происхождение. Гораций высмеивает его высокомерие уничтожающим замечанием: «Удача не способна изменить твою породу».

Краснофигурный килик с изображением влюбленных в разных позах, подписанный Гиероном , около 480 г. до н. э., предоставленный Метрополитен-музей
Краснофигурный килик с изображением влюбленных в разных позах, подписанный Гиероном , около 480 г. до н. э., предоставленный Метрополитен-музей

Некоторые из «Эподов» Гораций посвятил своему покровителю и другу Меценату, и их тон наполнен игривостью, что подчеркивает искреннюю дружбу между ними. В Эподе 3 Гораций с юмором упрекает Мецената за подачу слишком большого количества чеснока на ужин, а в Эподе 14 извиняется за задержку публикации обещанного сборника стихов, объясняя это тем, что его страсть к женщине по имени Фрина, у которой, ко всему прочему, много других поклонников, отвлекает его от работы..

Эподы 8 и 12 представляют собой еще более личные истории, в которых Гораций описывает свой опыт с пожилой женщиной, пытавшейся его соблазнить. Хотя на первый взгляд его реакция кажется отвращением к женщине, становится ясно, что на самом деле поэт выражает разочарование из-за собственной сексуальной импотенции. Эти эподы настолько откровенны в языке и темах, что долгое время были запрещены во многих англоязычных изданиях. Лишь в конце 1980-х годов, когда исследования пролили новый свет на эти поэмы, их начали воспринимать в ином ключе.

Сатиры первопроходцы в уникальном римском литературном жанре

Местоположение фермы сабинян Горация в Личенце недалеко от Рима , обнаруженной в начале XX века через gardenvisit.com
Местоположение фермы сабинян Горация в Личенце недалеко от Рима , обнаруженной в начале XX века через gardenvisit.com

Одновременно с написанием «Эподов» Гораций трудился над своим другим значительным произведением — «Сатирами», которые также назывались «Сермонами» (от латинского «беседы»). Этот сборник из 18 стихотворений был разделен на две книги. «Сатира» была уникальным римским жанром, хотя и вдохновленным творчеством греческих поэтов, таких как Каллимах. Формальное её развитие приписывается римским поэтам, особенно Луцилию, который получил известность благодаря своим резким и язвительным нападкам на известных современников, особенно политиков..

Гораций, хотя и восхищался Луцилием, выбрал иной подход. Его «Сатиры» были гораздо мягче по тону и содержанию. Вместо того, чтобы открыто критиковать и позорить людей, он предпочитал давать дружеские советы и делать это в развлекательной форме, приводя примеры из повседневной жизни. Многие его сатиры основаны на личных переживаниях, что позволяет нам узнать больше о самом Горации, его взглядах и жизненных принципах.

Книжная иллюстрация, изображающая городскую и сельскую мышь, Гастона Желибера , 1888 г., Рейксмюсеум, Амстердам
Книжная иллюстрация, изображающая городскую и сельскую мышь, Гастона Желибера , 1888 г., Рейксмюсеум, Амстердам

Гораций пропагандировал идею наслаждения простыми радостями жизни, что тесно перекликалось с философией эпикурейцев. Согласно этой философии, главное — стремиться к удовольствию и избегать страданий. Однако Гораций пошел дальше, утверждая, что истинное удовольствие заключается не в поиске лучших вариантов, а в умении ценить ту жизнь, которую ты уже ведешь..

В своих «Сатирах» он также выражает глубокую любовь к сельской жизни. Гораций часто противопоставляет спокойствие сельской местности шуму и суете городской жизни. Например, в «Сатире 2.6» он пересказывает знаменитую басню Эзопа о городской и деревенской мышах. Деревенская мышь отправляется со своим городским другом, чтобы насладиться изысканными блюдами в городе, но вскоре они сталкиваются с опасностями, заставляющими деревенскую мышь вернуться домой. Эта история ярко иллюстрирует глупость постоянного стремления к чему-то лучшему, предполагая, что счастье можно найти там, где мы уже есть.

Оды – самые известные стихотворения Горация

Сафо и Алкей , сэр Лоуренс Альма-Тадема , 1881 г., через Музей искусств Уолтерса
Сафо и Алкей , сэр Лоуренс Альма-Тадема , 1881 г., через Музей искусств Уолтерса

После того как Гораций завершил свои работы над «Эподами» и «Сатирами», он обратился к созданию лирической поэзии, написав четыре книги стихов, которые назвал «Кармина», известные нам сегодня как «Оды». Первые три книги были опубликованы около 23 года до н. э., а четвёртая — позже, в 13 году до н. э..

Лирическая поэзия берет свое начало в творчестве ранних греческих поэтов с острова Лесбос, таких как Алкей и Сафо. Эти стихи были предназначены для исполнения под музыку и выражали сильные эмоциональные переживания. Гораций адаптировал метрическую форму греческой лирики для своих «Од», сохранив многие традиционные темы, но придав им современное римское звучание. Одним из примеров этого является его подход к любовной поэзии. В отличие от греческой традиции, которая сосредотачивалась на страсти к одному человеку, Гораций обращал свои любовные стихи к разным женщинам. В его поэзии акцент делается не на мучительной страсти или сердечных страданиях, а на наслаждении физической близостью и радостях любви без излишнего драматизма.

Статуя императора Августа из Прима Порта , I в. н. э., через Музеи Ватикана
Статуя императора Августа из Прима Порта , I в. н. э., через Музеи Ватикана

Лирическая поэзия в древности часто служила инструментом восхваления, и Гораций не был исключением. Четвёртую книгу своих «Од» он посвятил императору Августу, используя её как способ выразить уважение и укрепить свои связи с лидером Рима. В своих стихах он открыто восхваляет политику и моральные реформы Августа, утверждая, что они ознаменовали начало новой эпохи.

Гораций пишет: «[Август] прекратил все зло, которым грешат люди, и призвал древние добродетели обратно» (Ода 4.15).

Одной из ключевых тем в «Одах» Горация является дружба. Многие его стихотворения обращены к друзьям, где он выражает поддержку и даёт наставления. Например, в Оде 2.2 Гораций предостерегает своего друга Саллюстия Криспа от потворства своим слабостям и излишней расточительности, вместо этого восхваляя умеренность. В этом совете звучит основной философский принцип Горация — «золотая середина», призывающая к равновесию во всём.

Послания – Литературные письма к друзьям

Набор для письма римскими буквами , включающий восковую дощечку для письма, бронзовые и костяные перья (стилусы) и чернильницы, около I-IV вв. н. э., Британский музей
Набор для письма римскими буквами , включающий восковую дощечку для письма, бронзовые и костяные перья (стилусы) и чернильницы, около I-IV вв. н. э., Британский музей

Публикация писем была довольно распространена в римской литературной традиции, и известными примерами таких работ являются письма Цицерона и Плиния Младшего. Последними опубликованными произведениями Горация стали его литературные послания. Однако вряд ли эти письма были действительно отправлены адресатам. Гораций использовал этот жанр скорее как форму самовыражения, делясь через письма своими размышлениями, советами и личными историями.

Одним из ярких примеров того, как письма Горация наполнялись юмором и описывали его повседневную жизнь, является Послание 2.2. В этом письме он обращается к своему старому другу Флору, объясняя, почему с возрастом решил прекратить писать стихи и сосредоточиться на философии.

Он пишет: «Теперь у меня достаточно средств к существованию, и мой разум наверняка бы затуманился так, что даже болиголов не помог бы, если бы я продолжал писать стихи вместо того, чтобы наслаждаться ночным сном!» (Послание 2.2).
Мраморный портретный бюст греческого философа Аристотеля , I в. н. э., Sotheby's
Мраморный портретный бюст греческого философа Аристотеля , I в. н. э., Sotheby's

В конце второй книги «Посланий» Горация находится его знаменитое произведение «Искусство поэзии». Эта длинная поэма представляет собой глубокое размышление о поэтическом мастерстве, где рассматриваются различные жанры и методы создания стихов. *Ars Poetica* можно читать как руководство для молодого поэта, и многие полагают, что на её стиль оказали влияние идеи греческого философа Аристотеля.

Послание 1.20 — одно из самых любопытных среди писем Горация, поскольку оно адресовано не человеку, а самой книге поэзии. В этом письме Гораций философски размышляет о том, что может ожидать книгу в её «жизни» — кто будет её читать, кто, возможно, её не полюбит, а кто, напротив, извлечёт пользу. В заключительных десяти строках Гораций предоставляет слово книге, которая как бы описывает своего автора. В этих строках поэт оставил прекрасное автопортретное изображение:

«Он родился в небогатой семье, был сыном вольноотпущенника; но размах его крыльев оказался слишком велик для гнезда» (Послание 1.20).

Наследие римского поэта Горация

Альфред Лорд Теннисон , Сэмюэл Лоренс и сэр Эдвард Берн-Джонс , около 1840 г., Национальная портретная галерея Лондона
Альфред Лорд Теннисон , Сэмюэл Лоренс и сэр Эдвард Берн-Джонс , около 1840 г., Национальная портретная галерея Лондона

Гораций был подлинным голосом своей эпохи, отражая в своих произведениях дух времени и ожидания, связанные с правлением Августа. Однако его поэзия и мудрость оказали влияние не только на современников, но и на писателей последующих столетий. Один из ярких примеров — Альфред Лорд Теннисон, поэт-лауреат Соединённого Королевства с 1850 по 1892 год. Говорят, что Теннисон, под наставлением своего отца, выучил наизусть все 103 оды Горация. Его восхищение Горацием было столь велико, что в своём стихотворении «Принцесса» он сравнил их с вечными сокровищами:

«… драгоценности, длиной в пять слов, что на вытянутом указательном пальце всего Времени/Сверкают вечно» (Принцесса, часть 2, стр. 355).

Эти строки передают неподвластную времени силу и красоту поэзии Горация, которая продолжает вдохновлять и восхищать по сей день.

Фотография Уилфреда Оуэна , около 1915 г., из Британской библиотеки.
Фотография Уилфреда Оуэна , около 1915 г., из Британской библиотеки.

В 1918 году британский поэт-солдат Уилфред Оуэн написал свою знаменитую поэму Dulce et Decorum Est, опубликованную посмертно в 1920 году. Название и последняя строка этого произведения взяты из Оды 3.2 Горация: «сладко и достойно умереть за родину». Для обоих поэтов эта фраза отражает традиционный идеал героической смерти на войне. Однако в своей поэме Оуэн раскрывает ужасы Первой мировой войны, заявляя, что этот идеал — опасное и ложное заблуждение.

Гораций, будучи солдатом и сам прошедшим через военные кампании, возможно, тоже усомнился бы в романтизации войны. Кажется вполне вероятным, что он мог бы разделить мнение Оуэна, который, спустя две тысячи лет, поставил под сомнение идею того, что смерть на поле боя является благородной и достойной.

Бюст Горация , приписываемый Генри Корбоулду , 1800-1860, через Британский музей
Бюст Горация , приписываемый Генри Корбоулду , 1800-1860, через Британский музей

Многочисленные писатели, поэты и художники на протяжении веков черпали вдохновение из творчества Горация. Их работы — это яркое свидетельство силы и красоты его поэзии, которая, как он сам надеялся, останется вечной. Гораций выражал это стремление в своих стихах, оставив потомкам следующее послание о своём литературном наследии: «Я воздвиг памятник прочнее бронзы».

Эти строки символизируют его веру в то, что его поэзия будет жить в веках, находя отклик в сердцах поколений, которые придут после него.

Квинт Гораций Флакк
К Мельпомене (Памятник)

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.
(Ода 3.30, строки 1-5)

#поэзия #история #раб #Рим #Гораций #стихи #оды #прошлое #века #памятник #древняя