Вазиристан:
Традиционная племенная область Вазиристан — это гористая часть провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане, которая граничит с Афганистаном (протяженность границы — 11600 км?). Вазиристан разделен на два района — Северный и Южный Вазиристан, с населением 700 тысяч человек. Вазиристан был под контролем британского правительства после военной операции в XIX веке. После независимости Пакистана регион управлялся центральной властью через политических агентов. Основными племенами региона являются вазиры, мессуды и бурки. Племена Дауар и Утманзай-Вазир являются основными в Северном Вазиристане, тогда как племена Гурбаз, Малакшис Мессуд и Сайдиги населяют более мелкие поселения.
Племена Мессуд (Масид) и Ахмадзай-Вазир в основном проживают в Южном Вазиристане. Вазирское племя живет в приграничной зоне Пакистана и Афганистана, охватывая Северный и Южный Вазиристан, Банну (Ахмадзай-Вазир) и Бака Хель и Джани Хель (Утманзай-Вазир).
Талибанизация в Вазиристане:
После событий 11 сентября США обвинили афганских талибов в атаке на Всемирный торговый центр. После этого они вторглись в Афганистан и свергли режим талибов. Многие боевики «Аль-Каиды» бежали в Вазиристан, а США подозревали, что убитый впоследствии лидер «Аль-Каиды» Осама бен Ладен мог скрываться в этом регионе.
США запросили у Пакистана разрешение на проведение операций против «Аль-Каиды» и других боевиков в этом регионе, однако тогдашний президент Пакистана Первез Мушарраф согласился лишь на предоставление американцам пакистанских военных баз для их использования. Пакистан отрицал, что боевики «Аль-Каиды», талибов или других группировок бежали из Афганистана в укрытия в Вазиристане.
Удары беспилотников:
После падения режима талибов в Афганистане в 2002 году ВВС США провели более 400 ударов беспилотников на территории Пакистана, особенно в Северном и Южном Вазиристане, а также в Баджауре, Моманде, Хайбере, Курраме, Оракзае и Ношки. В результате этих атак погибло около 3000 человек и еще 800 получили ранения.
Первый удар американского беспилотника был нанесен 18 июня 2004 года возле Южного Вазиристана, в результате чего был убит первый лидер ТТП (Техрик-е-Талибан Пакистан) Нек Мухаммад Вазир и еще семь человек. Второй удар был нанесен 14 мая 2005 года в Северном Вазиристане, убив важного бойца «Аль-Каиды» Хайтама аль-Йемени, а третий удар произошел также в Северном Вазиристане, в результате чего погиб другой командир «Аль-Каиды» Абу Хамза Рабиа. Удары беспилотников убили также бывшего лидера ТТП Байтула Мессуда в Южном Вазиристане 5 августа 2009 года и Хакиму Ллах Мессуда 1 ноября 2013 года. Эти атаки уничтожали опасных боевиков, связанных с «Аль-Каидой», афганскими и пакистанскими талибами на протяжении многих лет. Хотя некоторые в Пакистане поддерживали эти удары, другие критиковали их за нарушение суверенитета страны. Исламабад публично просил американцев прекратить удары, но в частных встречах поощрял их проведение.
Военные операции против боевиков
После возвращения контроля над Сватом от ТТП, правительство Пакистана и армия начали крупномасштабную военную операцию под названием «Рах-и-Ниджат» в районе Южного Вазиристана 19 июня 2009 года, чтобы изгнать боевиков из региона. В операции приняли участие 28 000 пехотинцев и воздушных войск, которые вошли в Южный Вазиристан и вынудили руководство ТТП и боевиков бежать в Афганистан. В результате правительство восстановило контроль над Южным Вазиристаном.
Северный Вазиристан стал единственным местом, где сосредоточились боевики, откуда они организовывали бомбовые атаки в городах. Однако событием, спровоцировавшим военную операцию, стало нападение на международный аэропорт Джинна в Карачи 8 июня 2014 года, ответственность за которое взяли ТТП и Исламское движение Узбекистана (IMU). Правительство стремилось вернуть этот регион, чтобы остановить атаки, уносившие сотни жизней. Так, 15 июня 2014 года началась операция «Зарб-е-Азб». Целями операции были ТТП, ИГИЛ, узбеки, «Аль-Каида» и другие местные группировки боевиков. В рамках операции боевиков не только уничтожали в Северном Вазиристане, но и преследовали в городах. Операция оказалась успешной не только в изгнании боевиков из Северного Вазиристана, но и в разрушении их командной и коммуникационной структуры в городах, что привело к значительному сокращению террористических актов.
Эта операция привела к перемещению миллиона человек из Северного Вазиристана. Военные заявили, что в ходе операции было убито 3400 боевиков и уничтожено 800 убежищ, но при этом понесли потери в 400 убитых и 2000 раненых.
После этой операции в феврале 2017 года была начата операция «Радд-уль-Фасад». В рамках этой операции была установлена заградительная линия на границе Пакистана и Афганистана.
Что победа талибов значит для Пакистана?
Старший племенной журналист Гохар Мессуд сказал, что способ захвата власти афганскими талибами был ошибочным, поскольку это может вдохновить других на использование силы для свержения правительств и может привести к кровопролитию. По его словам, противостояние в Панджшере может стать причиной кровавых боев. Он также полагал, что афганские талибы могли бы участвовать в выборах после окончания срока президента Афганистана Ашрафа Гани.
Что было хорошо, а что правильно — вопрос спорный, но, когда США взяли под контроль Афганистан, они предоставили системе развитие и ввели избирательный процесс, который длился 20 лет. После захвата власти афганскими талибами все достижения последних 20 лет были утрачены мгновенно.
Гохар отметил, что с победой афганских талибов ТТП, изгнанный из племенных областей, особенно из Северного и Южного Вазиристана, может почувствовать себя сильнее и увеличить свои атаки против Пакистана. Миссия ТТП заключается в борьбе против Пакистана, и они хотят взять под контроль Пакистан или его части, как это сделали афганские талибы. Он добавил, что ТТП может активизировать свои действия, чтобы вернуть контроль над Вазиристаном или другими племенными регионами, и таким образом победа афганских талибов представляет собой серьезный вызов для безопасности страны.
Многие эксперты и люди выражают опасения, что Пакистан может вернуться к ситуации 2010 года, когда боевики контролировали значительные территории в племенных регионах. Сначала феномен талибов распространился из Афганистана, и теперь растет тревога, что победа талибов может распространиться и дальше. Пакистану предстоит многое сделать, чтобы справиться с этим вызовом.